Традиционно английское
правительство занимает позицию
невмешательства в развитие экономики, что
во многом напоминает позицию американского
правительства. В течение многих
десятилетий доминировали представления,
что проблемы конкуренции не существует, что
вмешательство в функционирование рынка
неизбежно приводит к разного рода
осложнениям. Управление совокупным спросом,
воздействие на величину учетной ставки с
тем, чтобы контролировать уровень инфляции
и биржевые цены, - вот главные рычаги
английской экономический политики,
свидетельствующие о ее ориентировке на
макроэкономические, а не
микроэкономические аспекты этой политики.
Доминирующей силой в ее проведении
остается министерство финансов, причем
наращивание конкурентоспособности отнюдь
не главная его цель. Открытие залежей нефти
и газа в Северном море, хотя и приведшее к
разрушению цикла девальвации и созданию
стимулов к подъему английской
промышленности посредством упрочившегося
курса фунта стерлингов, еще более задержало
проведение реформ в социальной политике.
Однако осложнения в промышленности и
хроническая безработица создали трудности
со сбором налогов, что, в свою очередь,
ограничило затраты на образование,
инфраструктуру и другие области
формирования благоприятных факторов.
Не испытывая сильного давления
ни со стороны покупателей, ни со стороны
конкурентов, многие английские компании
вступили на беззаботный путь медленного
сползания с занимаемых позиций на рынке.
Спрос сокращался медленно в силу верности
постоянных покупателей. За рамками сферы
производства и сбыта высокотехнологичных
товаров производство обычной продукции все
более ориентировалось на покупателей,
чувствительных к цене товаров. Сокращение
вложений в производство приводило в
конечном счете к ограничению финансовых
возможностей, при этом ослабевали и
финансовые подпорки для приоритетных
отраслей.
Конкуренцию ограничивали и
низкие темпы формирования нового бизнеса.
Некоторые из тех же факторов, которые
определяли выбор жизненных целей и карьеры
в сложившихся компаниях, подрывали сами
устои предпринимательства. Основывать же и
развивать бизнес ради богатства не было
привлекательным делом для высших классов
английского общества или тех, кто стремился
к ним принадлежать. Попытки создания новых
сфер предпринимательства сдерживались к
тому же предрассудком, что неудача в деле
непростительна.
Многие компании и отрасли
основывались аутсайдерами. Одни были
выходцами из низших слоев общества. Другие,
как лорд Бивербрук, Ян Макгрегор, а в
последние годы и Руперт Мердок, Роберт
Масвелл и братья Саачи, прибыли из других
стран и не были закомплексованы царившими
понятиями и предрассудками. Воспринимаемые
подчас с опасением и страхом, эти
предприниматели разворошили и встряхнули
тяжелые на подъем английские отрасли
бизнеса. К сожалению, однако, многие дельцы,
достигшие успеха, стремились усвоить
манеры английского снобизма и отдалиться
от бизнеса.
Традиционно английское
правительство занимает позицию
невмешательства в развитие экономики, что
во многом напоминает позицию американского
правительства. В течение многих
десятилетий доминировали представления,
что проблемы конкуренции не существует, что
вмешательство в функционирование рынка
неизбежно приводит к разного рода
осложнениям. Управление совокупным спросом,
воздействие на величину учетной ставки с
тем, чтобы контролировать уровень инфляции
и биржевые цены, - вот главные рычаги
английской экономический политики,
свидетельствующие о ее ориентировке на
макроэкономические, а не
микроэкономические аспекты этой политики.
Доминирующей силой в ее проведении
остается министерство финансов, причем
наращивание конкурентоспособности отнюдь
не главная его цель. Открытие залежей нефти
и газа в Северном море, хотя и приведшее к
разрушению цикла девальвации и созданию
стимулов к подъему английской
промышленности посредством упрочившегося
курса фунта стерлингов, еще более задержало
проведение реформ в социальной политике.
Однако осложнения в промышленности и
хроническая безработица создали трудности
со сбором налогов, что, в свою очередь,
ограничило затраты на образование,
инфраструктуру и другие области
формирования благоприятных факторов.
Даже там, где правительство
пыталось поддержать промышленность,
принимаемые меры были неэффективны и
подчас кратковременны. Такие действия с его
стороны, как прямое вмешательство,
выделение субсидий, консолидация отраслей
и протекционизм, отражали лишь ошибочность
его представлений о конкуренции.
Основанная правительством Вильсона в 60-е
годы Корпорация по реорганизации индустрии
следовала в своей деятельности ложной
теории, согласно которой поощрение
английских компаний к слиянию друг с другом
приведет к появлению в их лице конкурентов
мирового уровня.
Все попытки консолидации таких
отраслей, как сталелитейная, автомобильная,
станкостроительная и компьютерная,
окончились явным провалом. Программа
научно-исследовательских разработок (НИР) в
интересах промышленности, представляющая
собой одну из немногих реальных программ
правительства с целью успокоить
общественность, встревоженную спадом
производства, оказалась гибельной.
Английское правительство попыталось
отобрать наиболее эффективные технологии и
дать фирмам прямые дотации на их внедрение.
Но большинство из них оказались неудачными.
В стране отсутствовали необходимые
предпосылки для появления конкурентных
национальных отраслей. Даже если бы были
достигнуты технические успехи, немногие из
них дали бы коммерческий эффект. Равным
образом была неудачной и региональная
политика, поскольку субсидии для
привлечения вложений в кризисные регионы
игнорировали отсутствие благоприятного
конкурентного "ромба", наличие
которого могло бы оправдать эти вложения в
перспективе. Лишь немногие проекты
правительства дали длительный ощутимый
результат.
Резкие повороты в технической и
экономической политике происходили и при
последующих правительствах. Приходившим к
власти консерваторам досаждали
выступления рабочих, и продолжалось это до
тех пор, пока правительство М. Тэтчер не
сломало эту тенденцию. Правительства
лейбористов стремились приспосабливать
свою политику к требованиям профсоюзов, но
это вело к утрате экономической гибкости.
Вериги системы государственной
собственности подрывали конкуренцию и
динамизм в отраслях, подчиненных
правительству или с ним связанных.
Разительные расхождения программ двух
партий срывали и без того редкие попытки
частных фирм строить долговременные планы
производства. Зачем вкладывать средства в
завтрашние проекты, если завтрашний день
"может принести высокие налоги, а то и
национализацию?
Для ряда отраслей,
преимущественно из сферы услуг, политика
английского правительства в силу самого ее
отсутствия была явно положительным
фактором. Необычно слабая степень
регулирования сверху позволяла избежать
отдельных неблагоприятных факторов, с
которыми сталкивались другие страны, и не
препятствовала нововведениям и
рационализации. Уже говорилось о том, как
английские фирмы ухитрялись избегать
принуждений, обрушивавшихся на иностранные
фирмы в аукционном деле. Подобным же
образом слабая степень регулирования свыше
проявилась в торговле и страховании. В этих
отраслях английские фирмы были открыты
новому, как никто в мире.
|