Духовное развитие каждого
индивида в известной мере связано с
реализацией тех задатков, которые
наследуются им генетически, проявляясь в
особенностях организации его мозга. И
общество и сам индивид вынуждены считаться
с этим фактом. Без его учета нельзя
правильно строить воспитание и
самовоспитание. Однако возможности,
предоставляемые природой человеку,
чрезвычайно велики. И, конечно, требуется
интенсивное воспитание и работа личности
над собой, чтобы в должной мере их
использовать. «Мозг,- пишет академик Н. П.
Дубинин,- обладает безграничными
возможностями для восприятия
разносторонней социальной программы,
обеспечивает универсальную готовность
новорожденного подключиться к
общественной форме движения материи.
Реализовать должным образом этот
колоссальной значимости потенциал - задача
воспитания... Человеческое в человеке
задается историей, социальной культурой.
Все нормальные люди способны практически к
неограниченному духовному развитию» . Это
означает, что человек потенциально
способен к неограниченному
самосовершенствованию. И. П. Павлов, отмечая,
что человек есть система сама себя
совершенствующая, писал: «Разве это не
может поддерживать достоинство человека,
наполнять его высшим удовлетворением? А
жизненно остается все то же, что и при идее о
свободе воли с ее личной, общественной и
государственной ответственностью: во мне
остается возможность, а отсюда и
обязанность для меня, все знать.»
Самопознание, взятое в плане действенного
самоотношения, должно вести индивида к
осознанию необходимости
самосовершенствования как момента
индивидуального развития каждого человека.
Формирование личности только в детском
периоде протекает без самовоспитания или с
крайне неразвитым самовоспитанием. На
определенном этапе развития индивида, по
мере осознания им требований общества, под
определяющим воздействием объективных
условий жизни и воспитания созревают
предпосылки для подключения к формированию
его личности и самовоспитания. Обусловлено
это тем, что в результате всего
предшествующего развития стали богаче
действительные связи индивида с обществом,
богаче стал его внутренний мир. Человек
обрел способность выступать в качестве не
только объекта, но и субъекта своего
познания, изменения, улучшения. Он по-новому
уже относится к самому себе, вносит «поправки»,
«корректировки» в свое формирование, в той
или иной мере сознательно определяет
перспективы своей жизни, деятельности,
саморазвития. Так в силу социального
развития и воспитания у человека возникает
потребность в самовоспитании и формируются
способности к нему.
Еще Гегель отмечал, что
образование стремления индивида к
самовоспитанию, личному совершенствованию
является столь же неизбежным, как и
развитие в нем способности стоять, ходить,
говорить. «...Способность постигать свое
собственное «я» есть в высшей степени
важный момент в духовном развитии ребенка;
с этого момента он... делается способным к
рефлексии над самим собой... Но самым
главным является здесь просыпающееся в них
(детях) чувство, что они еще не есть то,
чем они должны быть, и живое желание стать
такими же, как и взрослые, среди которых они
живут... Это собственное стремление детей к
воспитанию есть имманентный момент всякого
воспитания» .
Процесс самовоспитания,
самосовершенствования в индивидуальном
развитии личности неизбежно, закономерно
начинается в период подросткового возраста
Именно в этом возрасте у человека
обостряется внимание к своему духовному
миру, возникает стремление и
активизируются поиски возможностей к
самовыражению и самоутверждению,
проявляется особый интерес к самопознанию,
самоиспытанию. Собственно, начинается
бурный процесс самовоспитания, который
охватывает все стороны духовной жизни
личности. Это накладывает печать на
отношения подростка к другим людям и к себе
самому. Учеба, чтение, труд, дружба,
самообразование, отношение к родителям,
учителям, сверстникам - все протекает под
влиянием этого процесса. Процесс
самоутверждения, самовоспитания «должен
стать для подростка самой сутью его жизни»
,- пишет В. А. Сухомлинский.
Начавшись в подростковом периоде
развития личности, процесс самовоспитания,
по-видимому, не у каждого человека
достигает уровня высокого развития,
становится систематическим. У некоторых он
остается на всю жизнь на стадии, по
терминологии психологов, «ситуативного
самовоспитания». Но так или иначе,
возникнув, самовоспитание в той или иной
форме сопровождает личность в течение всей
ее жизни. Факты, когда индивид ведет
бездумную жизнь, пускает на произвол случая
свое личное развитие, не противоречат этому,
а говорят лишь о том, что в формировании
личности возможны явления патологии,
дремучего невежества и даже порочного
самовоспитания.
Писатель Михаил Зощенко
рассказывает об одном поучительном в этом
отношении случае. Крестьянин, охваченный
бешеным чувством ненависти, совершил
убийство. Его приговорили к высшей мере
наказания. Находясь в камере, этот
малограмотный человек читал книги и среди
них встретил книгу писателя «Возвращенная
молодость». Прочитав ее, он понял, что
человек может и должен руководить собой. «Пораженный
этой простой мыслью,- замечает Зощенко,-
преступник написал мне письмо о том, что,
если б он знал об этом - он не совершил бы
своего преступления» . В обществе, где
обязательным является всеобщее среднее
образование, конечно трудно встретить
человека совершенно невежественного в
познании окружающего мира. Но в постижении
простой мысли, что человек сам должен
руководить собой, быть хозяином своей
личности, обязан разумно строить свою жизнь,
постоянно стремиться к лучшему, обогащать
себя духовно, можно еще встретить, к
сожалению, столь же дремуче невежественных
субъектов, как и тот малограмотный
крестьянин.
В романе А. Ананьева «Годы без
войны» художественно убедительно показано,
в какой трагический тупик может завести
личность порочное воспитание. Галина
воспитывала своего сына Юрия так же
безалаберно, стихийно, импульсивно, как
жила сама. Все дурное, проявляющееся в сыне
и других «трудных» подростках, она
приписывала влиянию времени, общества,
улицы. «Галина с чувством правоты, как это
делали все другие родители, похожие на нее,
с легкостью снимала с себя вину и
перекладывала ее на школу и улицу. «Одно
хулиганье, -говорила она, -да где же тут
вырасти порядочному человеку? Куда смотрят
школа, государство? Ведь должен же быть
какой-то порядок?!» Она делала то, что в
народе имеет определенное название,-
перекладывала с больной головы на здоровую,
тогда как вся трудность ее заключалась в
ней самой и в том образе жизни, который она
вела».
|