Печально, когда человек, существо
сознательное, общественное, жизнь вокруг
которого все больше проникается светом
разумности и добра, ведет образ жизни,
простительный разве что для существа, не
обладающего человеческим разумом.
Воспитание другого человека -в то
же время и ответственность за
самовоспитание. Эта простая мысль
совершенно недоступна людям типа Галины из
романа А. Ананьева. Стремление человека к
самовоспитанию порождается общественной
жизнью, воспитанием, собственной
деятельностью индивида, а не какими-либо
сверхъестественными силами. Но
сформировавшись в обществе, оно, независимо
от того, как его происхождение понимают и
объясняют люди, становится атрибутом
сознательного отношения человека к самому
себе.
Важная сторона самовоспитания - самообразование.
Неправильно было бы понимать его только как
простое продолжение образования, познания
внешнего мира. В процессе самообразования
человек познает и себя, развивает свои
интеллектуальные способности, волю,
самодисциплину, самообладание, образует
себя в соответствии с идеальным образом
Человека. В письме к сыну В. А. Сухомлинский
замечает: «Самое сложное и самое трудное в
жизни молодого человека - увидеть себя как
бы со стороны, увидеть в свете идеального,
героического. Советую тебе: читай побольше
о людях, достигших вершины человеческой
красоты... В свете возвышенного и
героического ты в конце концов поставишь
себе вопрос: - Кто я такой? Во имя чего я живу
на свете? Способен ли я на подвиг?» .
Самообразование является
средством удовлетворения одной из главных
потребностей современного человека -
постоянно расширять свой кругозор,
повышать общую и политическую культуру,
удовлетворять интеллектуальные запросы,
поддерживать умственную работоспособность.
Без этого вообще немыслима духовно богатая,
насыщенная высокими запросами, творческая
жизнь личности.
В условиях современной научно-технической
революции самообразование приобретает все
большее значение. Во-первых, в связи с
необходимостью всю жизнь учиться,
самостоятельно пополнять свои знания,
получать новую информацию. Во-вторых, в
связи с необходимостью противостоять
интеллектуальному иждивенчеству. На
последнем стоит остановиться подробнее.
В условиях развития учебной,
научной, производственной специализации,
усложнения научной и специальной
терминологии, загруженности
узкопрофессиональной деятельностью
человек часто вынужден довольствоваться
информацией, знаниями, сведениями,
полученными из «вторых рук». Само по себе
это явление необходимое и в известном
смысле безусловно прогрессивное.
Высвобождается время и умственная энергия
для плодотворного творчества в области
профессиональной деятельности. Но будучи
распространенной на все сферы
интеллектуальной жизни, эта форма
получения знаний таит в себе опасность
привычки к облегченному способу
удовлетворения духовных, умственных
потребностей, удовлетворению их чисто
потребительским способом, без затраты
собственных усилий, без напряжения
умственных и волевых сил. Складывается
иждивенческое отношение к духовным
ценностям, установка на то, что кто-то
должен, обязан подготовить, дать,
преподнести в готовой форме, чуть ли не
вложить ему в голову любые готовые идеи,
сведения, художественные обобщения. По-видимому,
еще рано судить, какие плоды принесет
обучение человека иностранным языкам во
время сна, но распространение этого способа
на все сферы приобретения знаний явилось бы,
очевидно, равносильным погружению человека
в состояние духовного сна.
Особенно опасно
интеллектуальное иждивенчество тем, что
оно порождает «духовную лень», притупляет
интерес к постоянному поиску нового,
насаждает духовную всеядность, безразличие
к важнейшим идейным запросам времени.
Бывает, что это сопровождается погоней за
модными мнениями, навеянными подчас нам «голосами»
из чужого мира, по существу враждебными
личности, развращающими и разрушающими ее
внутренний мир.
Интеллектуальное иждивенчество
распространяется чаще всего на область
общей культуры личности. Особый урон
самовоспитанию оно наносит тогда, когда «заражает»
такие сферы, как литературно-художественные
запросы, эстетические вкусы, общение в
сфере досуга. Это опустошает личяость,
ведет к примитивизму в освоении ценностей
жизни и культуры. Интеллектуальное
иждивенчество в этой сфере порождает «знатоков»
и восторженных почитателей кумиров,
всплывающих в пене буржуазной массовой
культуры. И очень важно, чтобы каждый
человек глубоко осознал необходимость
прилагать собственные усилия для
воспитания себя в духе цивилизованности.
Эстетическая сторона
самоотношения. «Ни в одной области,-пишет
Гегель,-нельзя быть духовно развитым... не
обладая эстетическим чувством».
Эстетическое отношение человека к миру
универсально. Не только свои отношения с
действительностью, но и отношения с самим
собой человек «строит также и по законам
красоты» ". Разумеется, этот принцип
отношения человека к миру преломляется в
самоотношении не в любовании собой: «Какое
я совершенство!» Хотя случается и подобное.
Подлинно эстетическое начало в
самоотношении проявляется в стремлении
индивида стать лучше, совершеннее,
избавиться от тех привычек, черт характера,
которые не удовлетворяют его
представлениям о прекрасном в человеке, в
его внутреннем мире, в отношении к другим
людям.
В стремлении человека стать
лучше сливаются воедино этическое и
эстетическое. Как точно заметил К. Либкнехт,
«требование эстетического совершенства
неизменно влечет за собой и требование
совершенства этического». Понятие «внутренняя
духовная красота личности» в равной мере
относится к миру этических и эстетических
ценностей. Внутренний мир человека духовно
богат постольку, поскольку он прекрасен, и
прекрасен постольку, поскольку он богат.
Образованность, богатство интеллекта,
хорошие манеры и вкус утрачивают ценность,
превращаются в свою противоположность, как
только обнаруживают свою
безнравственность. Нравственный порок
безобразен, каким бы ни был его носитель,
образованным или невежественным, внешне
красивым или непривлекательным. Он все
равно вызывает отвращение у нравственно
здорового человека.
Писательница О. Чайковская в
очерке «Кто же они такие?» убедительно
показала, как безнравственное и
безобразное взаимно проникают и усиливают
друг друга. Гнусность нравственного порока
нередко прикрывается внешней красотой и
благопристойностью. Но эта внешняя
оболочка лопается, как мыльный пузырь, как
только люди, считающие себя интеллигентами
и формально принадлежащие к категории
интеллигенции, начинают обнаруживать
духовную убогость и пошлость своего
внутреннего облика. Надругавшись над
человеческим достоинством в другом, они
растоптали его прежде всего в себе самих.
Для кого не существует ничего нравственно-благородного
и прекрасного в отношении к людям, к
обществу, к другому человеку, для того не
существует этого и в отношении к себе
самому.
Единство отношения человека к
внешнему миру и его самоотношения глубоко
проявляется в эстетическом плане.
Стремление к прекрасному в мире, если
только оно по-настоящему деятельно,
пробуждает в нем и стремление к внутреннему
совершенству, отвращает его от
безобразного в помыслах, поступках,
поведении. «Нравственное оччщение»
внутреннего мира логически есть в то же
время неприятие и искоренение не только
аморального как такового, но и эстетически
некрасивого, отвратительного, пошлого,
грязного.
Прекрасное обладает
притягательной силой. Оно увеличивает
побуждение к нравственной чистоте,
усиливает стремление к нравственно-возвышенному
и благородному, помогает человеку
мобилизовать внутреннюю энергию для
преодоления в себе порочных наклонностей. Ф.
М. Достоевский показал это на примере своих
героев, погрязших в пороках, но стремящихся
к нравственному самоочищению. Митя
Карамазов, разъясняет писатель существо
этой проблемы, «принимает душой наказание
не за то, что он сделал, а за то, что он был
так безобразен, что мог и хотел сделать
преступление...» .
Именно осознание и глубокое
переживание своего безобразия становится
часто начальным импульсом
самоперевоспитания личности. И его-то не
хватает тем, кто, однажды встав на путь
нравственного порока, все ниже и ниже
опускается в своем падении. Как бывает
необходим в таких случаях взгляд человека
на себя как раз в момент наиполнейшего
унижения своего достоинства! И взгляд
именно под углом оценки и переживания
низости и пошлости своего поступка, чтобы
проснулось в нем и содрогнулось
нравственное самосознание, породив чувство
отвращения к себе самому, которое послужит
мощным стимулом самоисправления.
4. Следует выделить и еще одну важную
сторону самоотношения - этическую. Во
всех сферах своего отношения к
действительности, обществу, коллективу,
людям (близким и дальним») ччловек
руководствуется нравственными принципами,
нормами, идеалами, оценками. Это помогает
ему выработать определенный модус
отношения к миру, максиму для поступков в
разных жизненных ситуациях, обрести
прочные ориентиры в оценке своих действий и
общестяенных явлений с точки зрения добра и
зла, нравственного и безнравственного,
добродетели и порока.
Для полноценной нравственной
жизни личности недостаточно одного только
ориентирования морального сознания во вне.
Необходим взгляд на себя, оценка и
изменение себя самого в соответствии с
определенными нравственными требованиями,
в обществе - в соответствии с принципами и
нормами демократической морали. Иными
словами, необходимо этическое отношение к
себе самому. По своему содержанию оно в
известной мере , совпадает с этическим
отношением человека к миру, совпадает в
главном, в тенденции, поскольку это
применение тех же общественных этических
ценностных ориентиров, подход к себе самому
с теми же «мерками», с которыми общество
подходит к оценке других людей и данной
личности в том числе.
Однако способ применения этих
общих этических оценок, «мерок» - другой.
Человек направляет требования, оценки и
нравственные санкции на себя самого. И в
этом случае он может выступать в отношении
себя более требовательным или более
снисходительным, чем в отношении к другим.
Уже здесь заключается возможность
внутреннего разлада, раздвоения
нравственного сознания личности.
Объективно самого себя оценить и судить
труднее, чем других. И если такой разлад
проявляется в нравственном сознании
личности (мы не касаемся здесь тех случаев,
когда он запрограммирован самой
объективной обстановкой или содержанием
социально-этической концепции), его роль
более пагубна, чем просто лицемерия, ибо
нарушается целостность мироотношения
человека.
Особенно пагубна для духовного
развития человека, для самовоспитания
снисходительность в требованиях к себе
самому. Склонность к самопрощению,
постоянное ослабление «внутренней узды,
потакание своим слабостям, оправдание
склонности к внутренней тени, бездумному
времяпрепровождению, расслабленности,
безволию в конце концов ведет к разрушению
нравственного самосознанияя деградации
личности. И все это может находить
оправдание в софизмах типа: «и другие не
лучше», «самоанализ - моральное самоедство»
и т. п.
Отношение к миру предполагает
органическое единство мироотношения и
самоотношения. В этическом плане это
выражается в единстве требований,
предъявляемых человеком к другим людям и к
себе самому в соответствии с задачами
строительства нового общества. И, пожалуй, в
первую очередь к себе самому. Если
проявление снисходительности, терпимости
по отношению к другим людям в тех случаях,
когда это не касается вопросов общественно
важных, идейно и нравственно
принципиальных, не наносит ущерба
моральному росту человека, а, напротив,
свидетельствует о его гуманности и
благородстве, то попустительство своим
слабостям рано или поздно приводит к утрате
принципиальности и в конечном счете может
обернуться деградацией духовного облика
личности.
Формирование отношения человека
к обществу есть в то же время и формирование
самоотношения. Поэтому подлинные отношения
смогут утвердиться лишь тогда, когда,
используем образное высказывание В. А.
Сухомлинского, «каждый - буквально каждый -
человек станет властелином собственных
поступков, когда строгим судьей каждого
станет собственная совесть, когда человеку
будет стыдно перед собой несравненно
больше, чем перед другими». Для выработки
такого самоотношения нужна огромная
воспитательная и самовоспитательная
работа. Нужны не просто определенные
философские, политические, эстетические,
этические знания, но и умение применять их в
жизни, в своей деятельности, познавать себя,
оценивать себя критически, строго
требовать о себяя владеть своими
внутренними силами, самому управлять своим
внутренним ростом в соответствии с
требованиями общества. Важно овладеть
искусством и не только «нравственно себя
вести», но и «себя растить». Но последнее-
искусство более высокого порядка.
Как видим, самосовершенствование
не есть просто «сторона», «часть», «продолжение»,
«дополнение» воспитания. Оно прежде всего
является существенным моментом воззрения
человека на мир и на себяясамого как на
субъекта активной преобразовательной
деятельности. Миропонимание и
мироотношение как грани мировоззрения
включают в себя и самопонимание и
самоотношение человека. Миропонимание
неполно, ущербно без самопонимания, потому
что в нем отсутствует один из опорных
пунктов - воззрение человека на себя самого.
Точно так же обстоит дело и с
мироотношением.
Поэтому проблема самовоспитания,
самосовершенствования личности - не узко
педагогическая. Это мировоззренческая
проблема, проблема социально-этическая,
философская. Новое воззрение на мир
включает в себя взгляды на человека, на его
развитие и совершенствование.
|