On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

3. Диалектические аспекты и проблемы духовности человека

Печально, когда человек, существо сознательное, общественное, жизнь вокруг которого все больше проникается светом разумности и добра, ведет образ жизни, простительный разве что для существа, не обладающего человеческим разумом.

Воспитание другого человека -в то же время и ответственность за самовоспитание. Эта простая мысль совершенно недоступна людям типа Галины из романа А. Ананьева. Стремление человека к самовоспитанию порождается общественной жизнью, воспитанием, собственной деятельностью индивида, а не какими-либо сверхъестественными силами. Но сформировавшись в обществе, оно, независимо от того, как его происхождение понимают и объясняют люди, становится атрибутом сознательного отношения человека к самому себе.

Важная сторона самовоспитания - самообразование. Неправильно было бы понимать его только как простое продолжение образования, познания внешнего мира. В процессе самообразования человек познает и себя, развивает свои интеллектуальные способности, волю, самодисциплину, самообладание, образует себя в соответствии с идеальным образом Человека. В письме к сыну В. А. Сухомлинский замечает: «Самое сложное и самое трудное в жизни молодого человека - увидеть себя как бы со стороны, увидеть в свете идеального, героического. Советую тебе: читай побольше о людях, достигших вершины человеческой красоты... В свете возвышенного и героического ты в конце концов поставишь себе вопрос: - Кто я такой? Во имя чего я живу на свете? Способен ли я на подвиг?» .

Самообразование является средством удовлетворения одной из главных потребностей современного человека - постоянно расширять свой кругозор, повышать общую и политическую культуру, удовлетворять интеллектуальные запросы, поддерживать умственную работоспособность. Без этого вообще немыслима духовно богатая, насыщенная высокими запросами, творческая жизнь личности.

В условиях современной научно-технической революции самообразование приобретает все большее значение. Во-первых, в связи с необходимостью всю жизнь учиться, самостоятельно пополнять свои знания, получать новую информацию. Во-вторых, в связи с необходимостью противостоять интеллектуальному иждивенчеству. На последнем стоит остановиться подробнее.

В условиях развития учебной, научной, производственной специализации, усложнения научной и специальной терминологии, загруженности узкопрофессиональной деятельностью человек часто вынужден довольствоваться информацией, знаниями, сведениями, полученными из «вторых рук». Само по себе это явление необходимое и в известном смысле безусловно прогрессивное. Высвобождается время и умственная энергия для плодотворного творчества в области профессиональной деятельности. Но будучи распространенной на все сферы интеллектуальной жизни, эта форма получения знаний таит в себе опасность привычки к облегченному способу удовлетворения духовных, умственных потребностей, удовлетворению их чисто потребительским способом, без затраты собственных усилий, без напряжения умственных и волевых сил. Складывается иждивенческое отношение к духовным ценностям, установка на то, что кто-то должен, обязан подготовить, дать, преподнести в готовой форме, чуть ли не вложить ему в голову любые готовые идеи, сведения, художественные обобщения. По-видимому, еще рано судить, какие плоды принесет обучение человека иностранным языкам во время сна, но распространение этого способа на все сферы приобретения знаний явилось бы, очевидно, равносильным погружению человека в состояние духовного сна.

Особенно опасно интеллектуальное иждивенчество тем, что оно порождает «духовную лень», притупляет интерес к постоянному поиску нового, насаждает духовную всеядность, безразличие к важнейшим идейным запросам времени. Бывает, что это сопровождается погоней за модными мнениями, навеянными подчас нам «голосами» из чужого мира, по существу враждебными личности, развращающими и разрушающими ее внутренний мир.

Интеллектуальное иждивенчество распространяется чаще всего на область общей культуры личности. Особый урон самовоспитанию оно наносит тогда, когда «заражает» такие сферы, как литературно-художественные запросы, эстетические вкусы, общение в сфере досуга. Это опустошает личяость, ведет к примитивизму в освоении ценностей жизни и культуры. Интеллектуальное иждивенчество в этой сфере порождает «знатоков» и восторженных почитателей кумиров, всплывающих в пене буржуазной массовой культуры. И очень важно, чтобы каждый человек глубоко осознал необходимость прилагать собственные усилия для воспитания себя в духе цивилизованности.

Эстетическая сторона самоотношения. «Ни в одной области,-пишет Гегель,-нельзя быть духовно развитым... не обладая эстетическим чувством». Эстетическое отношение человека к миру универсально. Не только свои отношения с действительностью, но и отношения с самим собой человек «строит также и по законам красоты» ". Разумеется, этот принцип отношения человека к миру преломляется в самоотношении не в любовании собой: «Какое я совершенство!» Хотя случается и подобное. Подлинно эстетическое начало в самоотношении проявляется в стремлении индивида стать лучше, совершеннее, избавиться от тех привычек, черт характера, которые не удовлетворяют его представлениям о прекрасном в человеке, в его внутреннем мире, в отношении к другим людям.

В стремлении человека стать лучше сливаются воедино этическое и эстетическое. Как точно заметил К. Либкнехт, «требование эстетического совершенства неизменно влечет за собой и требование совершенства этического». Понятие «внутренняя духовная красота личности» в равной мере относится к миру этических и эстетических ценностей. Внутренний мир человека духовно богат постольку, поскольку он прекрасен, и прекрасен постольку, поскольку он богат. Образованность, богатство интеллекта, хорошие манеры и вкус утрачивают ценность, превращаются в свою противоположность, как только обнаруживают свою безнравственность. Нравственный порок безобразен, каким бы ни был его носитель, образованным или невежественным, внешне красивым или непривлекательным. Он все равно вызывает отвращение у нравственно здорового человека.

Писательница О. Чайковская в очерке «Кто же они такие?» убедительно показала, как безнравственное и безобразное взаимно проникают и усиливают друг друга. Гнусность нравственного порока нередко прикрывается внешней красотой и благопристойностью. Но эта внешняя оболочка лопается, как мыльный пузырь, как только люди, считающие себя интеллигентами и формально принадлежащие к категории интеллигенции, начинают обнаруживать духовную убогость и пошлость своего внутреннего облика. Надругавшись над человеческим достоинством в другом, они растоптали его прежде всего в себе самих. Для кого не существует ничего нравственно-благородного и прекрасного в отношении к людям, к обществу, к другому человеку, для того не существует этого и в отношении к себе самому.

Единство отношения человека к внешнему миру и его самоотношения глубоко проявляется в эстетическом плане. Стремление к прекрасному в мире, если только оно по-настоящему деятельно, пробуждает в нем и стремление к внутреннему совершенству, отвращает его от безобразного в помыслах, поступках, поведении. «Нравственное оччщение» внутреннего мира логически есть в то же время неприятие и искоренение не только аморального как такового, но и эстетически некрасивого, отвратительного, пошлого, грязного.

Прекрасное обладает притягательной силой. Оно увеличивает побуждение к нравственной чистоте, усиливает стремление к нравственно-возвышенному и благородному, помогает человеку мобилизовать внутреннюю энергию для преодоления в себе порочных наклонностей. Ф. М. Достоевский показал это на примере своих героев, погрязших в пороках, но стремящихся к нравственному самоочищению. Митя Карамазов, разъясняет писатель существо этой проблемы, «принимает душой наказание не за то, что он сделал, а за то, что он был так безобразен, что мог и хотел сделать преступление...» .

Именно осознание и глубокое переживание своего безобразия становится часто начальным импульсом самоперевоспитания личности. И его-то не хватает тем, кто, однажды встав на путь нравственного порока, все ниже и ниже опускается в своем падении. Как бывает необходим в таких случаях взгляд человека на себя как раз в момент наиполнейшего унижения своего достоинства! И взгляд именно под углом оценки и переживания низости и пошлости своего поступка, чтобы проснулось в нем и содрогнулось нравственное самосознание, породив чувство отвращения к себе самому, которое послужит мощным стимулом самоисправления.

4. Следует выделить и еще одну важную сторону самоотношения - этическую. Во всех сферах своего отношения к действительности, обществу, коллективу, людям (близким и дальним») ччловек руководствуется нравственными принципами, нормами, идеалами, оценками. Это помогает ему выработать определенный модус отношения к миру, максиму для поступков в разных жизненных ситуациях, обрести прочные ориентиры в оценке своих действий и общестяенных явлений с точки зрения добра и зла, нравственного и безнравственного, добродетели и порока.

Для полноценной нравственной жизни личности недостаточно одного только ориентирования морального сознания во вне. Необходим взгляд на себя, оценка и изменение себя самого в соответствии с определенными нравственными требованиями, в обществе - в соответствии с принципами и нормами демократической морали. Иными словами, необходимо этическое отношение к себе самому. По своему содержанию оно в известной мере , совпадает с этическим отношением человека к миру, совпадает в главном, в тенденции, поскольку это применение тех же общественных этических ценностных ориентиров, подход к себе самому с теми же «мерками», с которыми общество подходит к оценке других людей и данной личности в том числе.

Однако способ применения этих общих этических оценок, «мерок» - другой. Человек направляет требования, оценки и нравственные санкции на себя самого. И в этом случае он может выступать в отношении себя более требовательным или более снисходительным, чем в отношении к другим. Уже здесь заключается возможность внутреннего разлада, раздвоения нравственного сознания личности. Объективно самого себя оценить и судить труднее, чем других. И если такой разлад проявляется в нравственном сознании личности (мы не касаемся здесь тех случаев, когда он запрограммирован самой объективной обстановкой или содержанием социально-этической концепции), его роль более пагубна, чем просто лицемерия, ибо нарушается целостность мироотношения человека.

Особенно пагубна для духовного развития человека, для самовоспитания снисходительность в требованиях к себе самому. Склонность к самопрощению, постоянное ослабление «внутренней узды, потакание своим слабостям, оправдание склонности к внутренней тени, бездумному времяпрепровождению, расслабленности, безволию в конце концов ведет к разрушению нравственного самосознанияя деградации личности. И все это может находить оправдание в софизмах типа: «и другие не лучше», «самоанализ - моральное самоедство» и т. п.

Отношение к миру предполагает органическое единство мироотношения и самоотношения. В этическом плане это выражается в единстве требований, предъявляемых человеком к другим людям и к себе самому в соответствии с задачами строительства нового общества. И, пожалуй, в первую очередь к себе самому. Если проявление снисходительности, терпимости по отношению к другим людям в тех случаях, когда это не касается вопросов общественно важных, идейно и нравственно принципиальных, не наносит ущерба моральному росту человека, а, напротив, свидетельствует о его гуманности и благородстве, то попустительство своим слабостям рано или поздно приводит к утрате принципиальности и в конечном счете может обернуться деградацией духовного облика личности.

Формирование отношения человека к обществу есть в то же время и формирование самоотношения. Поэтому подлинные отношения смогут утвердиться лишь тогда, когда, используем образное высказывание В. А. Сухомлинского, «каждый - буквально каждый - человек станет властелином собственных поступков, когда строгим судьей каждого станет собственная совесть, когда человеку будет стыдно перед собой несравненно больше, чем перед другими». Для выработки такого самоотношения нужна огромная воспитательная и самовоспитательная работа. Нужны не просто определенные философские, политические, эстетические, этические знания, но и умение применять их в жизни, в своей деятельности, познавать себя, оценивать себя критически, строго требовать о себяя владеть своими внутренними силами, самому управлять своим внутренним ростом в соответствии с требованиями общества. Важно овладеть искусством и не только «нравственно себя вести», но и «себя растить». Но последнее- искусство более высокого порядка.

Как видим, самосовершенствование не есть просто «сторона», «часть», «продолжение», «дополнение» воспитания. Оно прежде всего является существенным моментом воззрения человека на мир и на себяясамого как на субъекта активной преобразовательной деятельности. Миропонимание и мироотношение как грани мировоззрения включают в себя и самопонимание и самоотношение человека. Миропонимание неполно, ущербно без самопонимания, потому что в нем отсутствует один из опорных пунктов - воззрение человека на себя самого. Точно так же обстоит дело и с мироотношением.

Поэтому проблема самовоспитания, самосовершенствования личности - не узко педагогическая. Это мировоззренческая проблема, проблема социально-этическая, философская. Новое воззрение на мир включает в себя взгляды на человека, на его развитие и совершенствование.

Назад       Главная       Вперёд