В силу действующего в России
законодательства все участники оборота
независимо от форм собственности вправе
самостоятельно осуществлять
внешнеэкономическую деятельность в
соответствии с законодательством
Российской Федерации. Поскольку заключение
и исполнение контрактов международной
купли-продажи товаров является одним из
видов внешнеэкономической деятельности,
это означает, что в принципе стороной таких
контрактов могут быть любые юридические
лица, зарегистрированные в качестве
таковых на территории Российской Федерации.
Стороной договора могут быть также
действующие на территории Российской
Федерации предприятия с иностранными
инвестициями, включая полностью
принадлежащие иностранным инвесторам.
В отличие от ранее
существовавшего порядка Указом Президента
Российской Федерации от 15 ноября 1991 г. № 213 «О
либерализации внешнеэкономической
деятельности» установлено, что такого рода
деятельность может осуществляться без
специальной регистрации. Исключение из
этого правила предусмотрено лишь в
отношении экспортеров стратегически
важных сырьевых товаров: Указом Президента
Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 628 «О
порядке экспорта стратегически важных
товаров» вводится их специальная
регистрация в МВЭС Российской Федерации.
Действующий перечень стратегически важных
товаров, экспорт которых осуществляется с
1994 г. предприятиями и организациями,
которые зарегистрированы в МВЭС для этих
целей, утвержден постановлением
Правительства Российской Федерации от 2
ноября 1993 г. № 1102 «О мерах по либерализации
внешнеэкономической деятельности», а
порядок регистрации - приказом МВЭС России
от 22 июня 1992 г. При этом необходимо исходить
из Указа Президента Российской Федерации
от 23 мая 1994 г. «Об отмене квотирования и
лицензирования поставок товаров и услуг на
экспорт» и постановления Правительства
Российской Федерации от 1 июля 1994 г. «О мерах
по совершенствованию государственного
регулирования экспорта товаров и услуг».
Законодательством, действующим
на территории Российской Федерации (п. 1 ст.
161 Основ), установлено, что гражданская
правоспособность иностранных юридических
лиц определяется по закону страны, в
которой учреждено юридическое лицо. Из
этого следует, что вопрос о том, вправе ли то
или иное иностранное юридическое лицо
заключить с субъектом российского права
контракт, должен решаться на основе
иностранного закона. Вместе с тем в силу п. 2
ст. 161 Основ иностранное юридическое лицо
при совершении сделок не может ссылаться на
ограничение полномочий его органа или
представителя, не известное праву страны, в
которой орган или представитель
иностранного юридического лица совершает
сделку.
|