5. Экономика 70-х и закат кейнсианской экономической политики
  Новая администрация Никсона после прихода к власти в 1969 го
ду была встречена спадом. Прирост реального ВНП впервые за одиннад
цать лет оказался отрицательным, и впервые безработица составила 6%
Но что намного хуже, не произошло снижения инфляции, и это было
неслыханным ранее поворотом событий, поскольку прежде всегда одним
из "положительных" моментов экономических спадов становилось сниже
ние цен. А цены выросл на 5% в 1969 и на 6% в 1970. Возникла стагф
ляция, как окрестил эту ситуацию Самуэльсон -- высокие темпы инфля
ции при высоком уровне безработицы и нулевым ростом экономики.
  Кризис 1970-71 гг. резко ударил по авторитеу кейнсиантсва
как основы экономической политики, не говоря уж о том, что фондовые
биржи так не лихорадило со времени 1929.
  Кейнсианская "ортодоксия" была атакована с двух флангов.
"Справа" вновь укрепились сторонники неоконсерватизма и свободной
экономики.Их обвинение звучало в том6 что "новая экономика" не
только не сработала, но и стала причиной нынешних проблем. С левого
фданга выступали радикалы от марксизма, пацифисты и вообще недо
вольные существующей системой распределения доходов в обществе,
окоестили кейнсианство как попытку сглаживать коренные пороки капи
тализма. В итоге критика как правых, так и левых, заклычалась в те
зисе, что капиталистическая экономика с высоким уровнем государс
твенного вмешателства привела к такому положению.
  Администрация Никсона провозгласила "новую экономическую поли
тику" включавшую почти чрезвычайные меры по замораживанию зарплаты,
цен и процента на 90 дней с 15 августа 1971 г., а затем в течение
всего 1972 г жесткое их регулирование в лице трех созданных ве
домств -- Совета по стоимости жизни, Комиссии по ценам и Комитета
по выплатам. Раздавались голоса за и против такой чрезвычайщины,
однако другого действенного орудия против инфляции, чем контроля
над зарплатой и ценами, предложено не было. Так или иначе, к сере
дине 1972 г. инфляционное давление несколько ослабло. НЭП, но край
ней мере в краткосрочном аспекте, привела к некоторому снижению цен.
Но лишь в краткосрочном. А далее сработал эффект "отложенного цено
вого давления", вызвавший новую инфляционную волну.
  Но это было еще не все, и вереница экономических бед про
должала посещатьАмерику в 70-е. Во-первых, возникла проблема, свя
занная с закупкой СССР 19 миллионов тонн зерна, фактически весь за
пас США, в результате чего сократились поставки зерна на внутренний
рынок, что привело к росту цен на хлеб и на бакалейные товары.
  Во-вторых, повышение цен на нефть ОПЕК привело к повышению
цен в США, которые почти наполовину зависели от импорта нефти,на
все энергоносители на 50%, а следовательно, к витку цен на издержки
во всех производящих отраслях, не говоря уж о более глубоких структурных повледствий для экономики США. Цены на нефть выросли с 2.59
$ за баррель в 1973 до 12 $ в 1976 и в 1980 превысили 35 долларов за
баррель.
  В третьих, США стали испытывать нехватку метаалов и других
полезных ископаемых, что усугубило ресурсный шок.
  Все это вместе взятое наряду с непрекращающейся стагфляцией
привело экономику к очередному спаду 1974 г. Никсон вынужден был
уйти в отставку из-за Уотергейта еще в 1973. Исполнительная власть
ША фактически лишилась руководства, и её задачами занимался Конгресс. Уровень инфляции составил в 1974 11%, безработица - 5.6%, a в
1975 - соответственно 9.1 и 8.5%.
  В последующие годы политика Форда, а затем Картера отличалась
непоследовательностью и вялостью. Цены продолжали ползти вверх,
ежегодный прирост индекса потребительских цен составлял 6.5% в 1977, 7.5% в 1978 и 11% в 1979 гг. После второго нефтяного эмбарго 1977 г.
была выработана энергетическая программа, не давшей результатов.
Вообще последние годы семидесятых отличались скорее отсутсвием какой-либо экономической политики. К 1980 году экономика США пришла с
вялыми инвестициями и хронической стагфяцией, грозящей перейти в
новый спад.Этого пока не происходило потому, что потребительские
расходы оставались высокими именно из-за инфляции6 так как выгодно
было тратить и невыгодно сберегать.
  1978 год ознаменовался принятием закона Хэмфри-Хокинса о полной занятости и сбалансированном росте, признававший необходимость
большего централизованного планирования, контроля над ценами и т.д.
для борбы с инфляцией, придав борьбе с безработицей приоритетное,
даже перед инфляцией, значение. Однако менее чем через год цели
стабилизации цен и занятости были отложены до 1988 г., а на деле
совершенно забыты, и таким образом этот закон стал последней схваткой кейнсианцев в уже проигранной борьбе.
  Итак, эра кейнсианства закончилась в доктрине,попытки достичь
полной занятости и экономического роста с помощью дефицитов -- в
экономической политике.
  Избранием р.Рейгана ознаменовался поворот в экономическом
мышлении на 360 градусов. Рейган выступил с бескомпромиссной защитой эконномических принципов свободного рынка, конкуренции и отк-
крытой экономики, сбалансированного бюджета и снижения налогов для
поощрения предпринимательской активности.Рейганомика означала для
США политику подавления инфляции, стимулирования инвестиций, повышение международной конкурентоспособности экономики, а экономичес-
кий рост, благосостояние граждан и занятость отошли на второй план.
Стимулирование сбережений и инвестиций, а не потребительского спроса ставилось во главу угла. Это вызывает необходимость свертывания
социальных расходов и государственной помощи малоимущим, иными словами снижение социальных гарантий выдается как неизбежная цена повышения эффективности экономической системы.