On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Эволюция государственного строя США с 1776 года до середины XIX века.

   Организация управления в североамериканских колониях Англии. Колонизация Англией Атлантического побережья Северной Америки началась почти на столетие позже захвата Испанией и Португалией огромных терри-торий Центральной и Южной Америки. История британского колониального правления восходит к 1607 г., когда английскими переселенцами был основан форт Джеймстаун.
   Население первых британских колоний, основан-ных торговыми компаниями, состояло из законтрактован-ных сервентов (пауперов и заключенных), т. е. лиц, обязанных в течение трех-четырех лет выплатить компа-нии стоимость их проезда в Новый Свет и их "управляющих". В 1619 г. появляются первые рабы-негры. Затем нарастает волна политических и религиозных диссиден-тов и иных свободных переселенцев.
   Первые колонии (Вирджиния, Плимут, Массачу-сетс) были чисто коммерческими предприятиями, и их правовой статус определялся колониальными хартиями, которые представляли собой своеобразные договоры меж-ду Британской короной и акционерами той или иной ком-пании. В последующем своем развитии отношения между короной и колониями во все возрастающей степени при-обретали политический характер.
   Система британского колониального управления в своих основных чертах сложилась к концу XVII столе-тия. К этому времени существовало 13 колоний, которые по своему правовому положению подразделялись на три группы. Род-Айленд и Коннектикут, имевшие хартии са-моуправляющихся колоний, фактически представляли со-бой своеобразные республики, поскольку все органы управления на их территории избирались. Пенсильвания, Делавэр и Мэриленд принадлежали частым владельцам. Остальные восемь — Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Вирджиния, Северная и Южная Кароли-на и Джорджия — являлись владениями британской коро-ны. В этих колониях управление осуществлялось губер-наторами, но создавались также и двухпалатные законо-дательные собрания. Решения колониальных законода-тельных собраний могли быть отменены либо назначавшимися короной губернаторами, наделенными правом аб-солютного вето, либо королем через Тайный совет. Жалованные, королевские хартии представляли колонистам те права, свободы и гарантии, которые дей-ствовали в самой метрополии. В их числе — равенство всех перед законом, право на справедливое разбира-тельство дел судом присяжных, принцип состязательно-сти в уголовном процессе, свобода передвижения, веро-исповеданий, гарантии от жестоких и варварских нака-заний и пр.
   Политико-правовые учреждения и взгляды в анг-лийских колониях развивались под влиянием Англии, но естественно, что они прежде всего выражали экономиче-ские потребности колониального общества. С самого на-чала в зарождающемся колониальном конституционализме обнаружились две противостоящие друг другу тенденции — реакционная и демократическая. Первая наиболее пол-ное свое выражение получила в Массачусетсе, где была установлена теократическая олигархия, подавившая вся-кое проявление демократии, свободомыслия и религиоз-ной терпимости. Власть в этой "пуританской республике" принадлежала аристократическим и буржуазным эле-ментам. Носителем второй тенденции явилась колония Коннектикут, образованная религиозными и политически-ми диссидентами, изгнанными из Массачусетса. Органы управления Коннектикута — губернатор и Генеральный суд (представительное учреждение) были выборными, причем предоставление жителям колонии активного изби-рательного права не связывалось с какими-либо религи-озными требованиями.
   Еще большим демократизмом обладала самоуправ-ляющаяся колония Род-Айленд. В этой "маленькой рес-публике", как ее называют в американской историогра-фии, была введена представительная форма правления с однопалатным законодательным органом, осуществлено отделение церкви от "государства", предусматривались частые выборы, право коллективной и индивидуальной законодательной инициативы граждан, наделенных равны-ми правами, проведения референдумов. Политико-экономические отношения колоний с метрополией с начала XVII столетия до провозглашения независимости в 1776 г. определялись политикой искус-ственного сдерживания развития капиталистических от-ношений, ограничения экономической активности буржуазии колоний, внешняя торговля которых полностью была поставлена под контроль Англии.
   В течение первых шести десятилетий XVIII в., непосредственно предшествовавших американской револю-ции, английский парламент принимал законы, душившие промышленность и торговлю в колониях. Навигационный закон, законы о торговле предметами первой необходимости, о гербовом сборе и многие другие, принимае-мые в Лондоне без участия представителей колоний, вы-зывали возмущение во всех слоях колониального общест-ва. Одновременно нарастал военный и административный гнет метрополии. В то же время в самих колониях про-исходили существенные политические и идеологические изменения — росло желание освободиться от британского колониального гнета, пробивали себе дорогу объедини-тельные тенденции, выразившиеся в фактическом уста-новлении конфедеративных отношений колоний.
   Американская революция обладает некоторыми особенностями, отличающими ее как от предшествовавшей английской буржуазной революции, так и от разразив-шейся вскоре после ее завершения Великой французской буржуазной революции.) Первая особенность американ-ской революции состоит в том, что она произошла на территории, которая тактически не знала феодализма как общественно-экономической формации. Именно это обстоятельство позволило Ф.Энгельсу сделать вывод о том, что история США началась "на более благоприятной почве… где нет никаких преграждающих путь средневеко-вых развалин… при наличии уже сложившихся в XVII веке элементов современного буржуазного общества…" . Значи-тельную роль сыграло и то, что поток колонистов со-стоял по преимуществу из чисто буржуазных элементов. Американское общество революционного периода не знало наследственной аристократии, помещиков и крепостных, государственной бюрократии (кроме чуждой ему британ-ской администрации), цехов, гильдий, привилегирован-ного духовенства и других феодальных атрибутов Евро-пы. Это общество было в массе своей демократично по своему духу, по своим настроениям и убеждениям. Соци-альные противоречия в нем были менее остры, чем в континентальной Европе.
   Вторая особенность американской революции со-стоит в том, что она преследовала национально-освободительные цели. Эта революция началась как борьба — первоначально мирная, а затем вооруженная — с британским колониальным гнетом. Американская революция началась как националь-но-освободительное движение, переросшее в войну за независимость, но по мере развития событий в ней во все возрастающей степени проявлялись социальные, классовые противоречия; в результате нарастающего раскола в американском обществе война за независи-мость одновременно становилась войной гражданской. Наиболее яркое выражение этот раскол нашел в движении лоялистов, которые стали на сторону британской коро-ны, открыто выступили против восставшего народа. Ряд представителей эксплуататорских слоев, примкнувших к национально-освободительному движению, отшатнулся от него, поняв, что независимость и демократия идут нога в ногу. Американская революция оставила в неприкосно-венности рабовладельческую систему Юга, которая в те-чение 80 лет после окончания войны за независимость сдерживала развитие американского капитализма. Она слабо затронула и отношения собственности, сложившиеся в колониальный период, ликвидировав лишь пере-житки феодализма в поземельных отношениях. Однако нельзя отрицать ее огромные достижения — завоевание независимости, создание единой федеративной республи-ки, конституционную и правовую институционализацию буржуазно-демократических прав и свобод.
   По инициативе законодательного собрания Вирд-жинии, которое обратилось ко всем колониям с призывом созывать ежегодно конгресс для обсуждения "общих ин-тересов Америки", 5 сентября 1774 г. в Филадельфии собрался Первый Континентальный конгресс, в котором были представлены все колонии, кроме Джорджии. Среди делегатов конгресса были Дж. Вашингтон, Б. Франклин, Дж. Адаме и другие выдающиеся деятели, сыгравшие важ-ную роль в американской революции. Конгресс принял решения, которые неизбежно вели к разрыву с британ-ской метрополией: бойкотировался ввоз английских то-варов и экспорт из колоний. Исполнение решений кон-гресса возлагалось на выборные комитеты связи в коло-ниях. В апреле 1775 г. произошло сражение при Лек-сингтоне, положившее начало национально-освободительной войне. Второй Континентальный кон-гресс, собравшийся 10 мая 1775 г. в Филадельфии, был открыто мятежным органом, хотя и обратился к королю с последним примирительным посланием. Делегаты конгрес-са, избранные не колониальными ассамблеями, а револю-ционными конгрессами и конвентами, были настроены весьма решительно. Они приняли декларацию причин и необходимости взяться за оружие, а также решение об объединении войск колоний и о назначении Дж. Вашинг-тона главнокомандующим. Огромное влияние, на ход революционных событий и на политико-правовое сознание колонистов, оказала Декларация прав Вирджинии, одобренная конвентом Вирд-жинии 12 июня 1776 г. Эта декларация является одним из важнейших документов в истории американского кон-ституционализма. Именно ее имел в виду К. Маркс, ко-гда он в письме А. Линкольну писал об Америке как о стране, "где возникла впервые… идея великой демокра-тической республики, где была провозглашена первая декларация прав человека и был дан первый толчок ев-ропейской революции XVIII века…" .
   В Декларации прав Вирджинии было провозглаше-но, что все люди по природе своей в одинаковой степе-ни свободный независимы и обладают присущими им пра-вами, от которых они не могут отказаться сами или ли-шить таковых свое потомство. К числу таких присущих прав относились "наслаждение жизнью и свободой по-средством приобретения и владения собственностью, а равно стремление и обретение счастья и безопасности".
      Поскольку в американских колониях огромное значение имел вопрос о религиозной свободе и терпимо-сти, большой резонанс в колониях вызвало положение Декларации о том, что выбор религии и способ ее испо-ведания "могут быть определены только разумом и убеж-дением, а не силой и насилием". В Декларации провозглашалось, что вся власть пребывает в народе и происходит от народа, а правите-ли являются доверенными слугами народа и несут перед ним ответственность. Особое значение для своего вре-мени имела ст. 3 Декларации, в которой было закреплено одно из наиболее революционных требований той эпо-хи — право народа на изменение правительства, его свержение, если оно будет действовать вопреки интере-сам народа. Уникальной особенностью Декларации было поло-жение о том, что "свобода печати является одним из оплотов свободы вообще, и она никогда не может быть ограничена никем, кроме деспотического правительства".
   Выдающуюся роль в развитии американской демо-кратии и конституционализма сыграла Декларация неза-висимости 1776 г. Этот документ, написанный Т. Джеф-ферсоном и утвержденный Третьим Континентальным кон-грессом, имел для своего времени, безусловно, револю-ционный характер.
   Провозглашение Декларацией независимости быв-ших английских колоний "свободными и независимыми штатами" означало появление на Атлантическом побере-жье Северной Америки 13 независимых суверенных госу-дарств. Хотя в Декларации и содержатся слова "Соединенные Штаты Америки", это не значит, что были созда-ны США в современном смысле слова как единая федера-тивная республика. Сам акт объявления бывших британ-ских колонии независимыми суверенными государствами был событием исключительной важности не только для самих американцев, но и для всего остального мира. B Декларации было сказано: "Мы считаем само-очевидным следующие истины, что все люди созданы рав-ными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами". Декларация обошла молчанием вопрос о рабст-ве, принцип равноправия она распространяла не на всех людей, а только на белых мужчин-собственников, ибо коренные жители Америки — индейцы, которые не были рабами, не включались в политическую общность, как и рябы.
   К числу "определенных неотъемлемых прав" Декла-рация относит право на жизнь, свободу, стремление к счастью. В этом перечне нет права частной собственно-сти. Т. Джефферсон не случайно "забыл" включить част-ную собственность в Декларацию. Он не считал владение частной собственностью естественным правом человека. По его мнению, она была продуктом исторической эволю-ции. Исключение права частной собственности из переч-ня естественных прав вовсе не означало его упраздне-ния, что было бы просто немыслимым в буржуазной Аме-рике.
   В Декларации сказано, что для обеспечения ес-тественных прав "люди создают правительства, справед-ливая власть которых основывается на согласии управ-ляемых". Эта Формула полностью порывает с божествен-ной теорией происхождения государства. Согласно Дек-ларации государство основывается на общественном до-говоре, заключенном между людьми, а не между управ-ляемыми и управляющими.
   Важнейшее значение имело положение Декларации о праве и даже обязанности народа изменить или сверг-нуть неугодное ему правительство: "Но когда длинный ряд злоупотреблении и насилии… обнаруживает стремле-ние подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа — свергнуть такое правительство и соз-дать новые гарантии обеспечения своей будущей безо-пасности". Декларация независимости никогда не была юридическим документом в собственном смысле слова и не входит в корпус действующего американского права, но ее предписания оказали большое влияние на весь ход развития американского конституционализма, на полити-ческое и правовое сознание американского народа.
   10 мая 1776 г. Континентальный конгресс принял резолюцию, предлагавшую колониям создать собственные правительства, "которые бы наилучшим образом способ-ствовали счастью и безопасности их учредителей". Од-нако процесс принятия колониями конституций начался несколько раньше, когда 6 января 1776 г. Нью-Гэмпшир принял первую конституцию, и закончился полностью лишь 13 июня 1784 г., когда этот же штат принял свою вторую конституцию. Моделью для многих штатов послу-жила конституция Вирджинии, принятая 29 июня 1776 г.
   Все конституции начинались с Декларации прав или с Билля о правах, в которых перечислялись тради-ционные для английских подданных права и свободы — освобождение из-под стражи под "необременительный" залог, запрет жестоких наказаний, "быстрый и справедливый" суд, процедура "habeas corpus". В конституциях закреплялись и такие права и свободы, которыми не на-делялись тогдашние англичане: свобода печати и выбо-ров, право большинства на замену и изменение прави-тельства. Некоторые штаты добавляли в этот перечень права, заимствованные из английских конституционных документов или собственного политического опыта, — свободу слова, собраний, петиций, ношения оружия, не-прикосновенность жилища, запрещение законов, имеющих обратную силу. В ряде штатов запрещались изъятие соб-ственности без должной компенсации, применение зако-нов военного времени в мирное время, принуждение да-вать показания против самого себя и т. д.
   Все конституции исходили из принципа разделе-ния властей, склоняясь к локковской модели с ее вер-ховенством парламента. В силу этого во всех штатах, за исключением Нью-Йорка, Массачусетса и Нью-Хэмпшира, позиции исполнительной власти были слабее власти законодательной. Только в двух штатах губерна-торы были наделены правом отлагательного вето, в большинстве штатов судьи назначались не исполнитель-ной властью, а легислатурами и объявлялись независимыми.
   Провозглашение всеми конституциями принципа народного суверенитета не помешало учредителям наде-лить политическими правами, прежде всего избиратель-ными, только собственников. Для занятия выборных должностей большинством штатов не только вводился высокий имущественный ценз (для занятия сенаторской должности в Нью-Джерси и Мэриленде требовалось иметь 1 тысячу фунтов-стерлингов, а в Южной Каролине – 2 тысячи фунтов-стерлингов), но и религиозные ограниче-ния.
   Конституции штатов принимались конвентами, т. е. учредительными собраниями. Для их изменения лишь немногие конституции предусматривали особую процеду-ру. В остальных штатах поправки принимались в том же порядке, что и сами конституции, т. е. специально со-зываемыми конвентами. В июне 1776 г. Первый Континентальный конгресс назначил комитет для подготовки Статей конфедерации. Подготовленный им проект был одобрен конгрессом 15 ноября 1777 г. Однако процесс ратификации всеми 13 штатами затянулся на три с лишним года, и Статьи кон-федерации вступили в силу только 1 марта 1781 г.
   Статьи конфедерации юридически оформили и за-крепили, как сказано в преамбуле, создание "вечного Союза между Штатами". В ст. II особо подчеркивалось, что "каждый штат сохраняет свой суверенитет, свободу и независимость и всякую власть, юрисдикцию и право, за исключением тех, которые совершенно точно делеги-рованы этой конфедерацией Соединенным Штатам, собрав-шимся в Конгрессе". Названием конфедерации, сказано в ст. I, будет "Соединенные Штаты Америки", что должно пониматься как "объединившиеся государства Америки". Речь шла о 13 независимых республиках. Конфедератив-ный союз 13 суверенных государств (штатов) ставил пе-ред собой прежде всего внешнеполитические задачи. В тогдашних условиях это была война за независимость против Британии. Неудивительно, что после победы и обретения независимости в полном объеме этот союз ут-ратил свой смысл.
   Конфедерация Соединенных Штатов Америки не бы-ла государством в собственном смысле слова. Она пред-ставляла собой не союзное государство, а союз само-стоятельных государств. Поэтому статьи конфедерации представляют собой некую разновидность международного договора, а не основной закон единого государства. Хотя конфедеративный союз суверенных американских штатов и не был государством в собственном смысле слова, но в его рамках были заложены некоторые эконо-мические, политические и психологические основы той американской государственности, юридической основой которой явилась Конституция 1787 г.
   Статьи конфедерации не установили единого гражданства. В ст. IV говорится о "свободных жителях каждого из этих штатов", о "свободных гражданах в различных штатах" (из числа их исключаются не только рабы, но и пауперы, бродяги и лица, уклоняющиеся от правосудия), а не о гражданах союза.
   "Для более удобного управления делами соеди-ненных штатов" согласно статьям конфедерации учреж-дался Конгресс (фактически сохранялся старый Конти-нентальный конгресс), в состав которого входили деле-гаты (от двух до семи), ежегодно назначаемыми штатами в установленном ими порядке. Делегаты могли быть в любое время отозваны и заменены другими. Каждый штат в Конгрессе имел один голос. В случае раскола (напри-мер, два — за, два — против) делегация теряла свой голос. Конгресс не был парламентом в обычном для того времени понимании. Он представлял собой "собрание ди-пломатов", а делегаты были не депутатами, а "диплома-тическими агентами".
   Конгресс формально обладал всеми внешнеполити-ческими полномочиями. Он объявлял войну и заключал мир, посылал и назначал послов, заключал международ-ные договоры, управлял торговлей с индейскими племе-нами. Во внутренней сфере его полномочия были весьма скромными. Достаточно сказать, что он не имел права налогообложения и тем самым был лишен собственной фи-нансовой базы. Все военные и иные мероприятия Кон-гресса финансировались штатами. Хотя он формально имел право устанавливать "стандарты денежных единиц", фактически штаты чеканили собственную монету. Таким образом, узость объема полномочий усугублялась орга-низационным бессилием Конгресса (для принятия наибо-лее важных решений необходимо было согласие 9 штатов из 13).
   Конгресс после победоносного завершения войны за независимость принял знаменитые Северо-Западные ордонансы 1784, 1785 и 1787 гг., которые создали юри-дическую базу для территориальной экспансии США и ус-тановили процедуру создания новых штатов и принятия их в союз.
   Принятие конституции США было обусловлено ре-альными экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами. Развал "вечного Союза", чудовищный партикуляризм, экономический хаос, угроза гражданской войны — все это требовало создания единого государства на базе 13 практически независи-мых штатов. В февраля 1787 г. Конгресс принял резолюцию о созыве в мае в Филадельфии специального Конвента из делегатов, назначаемых штатами, с единственной целью пересмотреть Статьи конфедерации. Однако конвент по-шел дальше, он принял конституцию. Филадельфийский Конвент представлял собой не-большую, но внушительную коллегию из 55 делегатов. 39 из них были делегатами Конгресса, остальные имели опыт политической деятельности в своих штатах. Все делегаты конвента были состоятельными людьми. В его состав входили выдающиеся деятели эпохи.
   Делегаты Конвента совершенно четко представля-ли важность поставленных перед ними задач – остано-вить дальнейшее развитие революции, создать "более совершенный союз" и гарантировать права собственников.
   В конституции отсутствуют некоторые важные по-литико-правовые принципы, содержащиеся в Декларации независимости, конституциях штатов и Статьях конфеде-рации. В ней нет упоминаний о суверенитете штатов, о праве народа на восстание, о естественных правах че-ловека, об общественном договоре. В этом отношении она сделала шаг назад по сравнению с практикой и идеологией предшествующего революционного периода. Тем не менее для своего времени она была, безусловно, революционным документом и оказала огромное влияние на развитие конституционализма во многих других стра-нах мира.
   Американская конституция в том виде, в каком она была одобрена конвентом и затем ратифицирована, представляет собой весьма краткий документ. Он состо-ит из преамбулы и 7 статей, из которых только 4 раз-биты на разделы. В основу организации, компетенции и взаимодействия высших органов власти республики был положен американский вариант принципа разделения вла-стей, созданный не столько с учетом своего собствен-ного опыта. Следует особо подчеркнуть, что учредители конституции никогда не помышляли о создании трех не-зависимых друг от друга властей. Согласно их взгля-дам, власть едина, но она имеет три ветви: законода-тельную, исполнительную и судебную. Для предупрежде-ния концентрации полномочий, чреватой установлением тирании одной ветви власти, (конституция устанавлива-ла систему, "сдержек и противовесов", которая покоит-ся на следующих основополагающих началах.
   Во-первых, все три ветви власти имеют различ-ные источники формирования. Носитель законодательной власти — Конгресс состоит из двух палат, каждая из которых формируется особым образом. Палата представи-телей избирается народом, т. е. избирательным корпу-сом, который в те времена состоял только из белых мужчин-собственников. Сенат — легислатурами штатов. Президент — носитель исполнительной власти, избирает-ся косвенным путем, коллегией выборщиков, которые из-бираются населением отдельных штатов, наконец, высший орган судебной власти — Верховный суд — формируется совместно с сенатом.
   Во-вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий. Палата представите-лей избирается на два года. Сенат не имеет срока пол-номочий, поскольку каждые два года он переизбирается на одну треть. Президент избирается на 4 года, а члены Верховного суда занимают свои должности пожизнен-но. Такой порядок, по мысли "отцов-основателей", должен был обеспечить каждую из ветвей власти опреде-ленной самостоятельностью по отношению к другим и не ДОПУСТИТЬ одновременного обновления их состава, т. е. добиться устойчивости и преемственности верхнего эшелона федеральной государственной машины.
   В-третьих, конституция предусмотрела создание такого механизма, в рамках которого каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения другой. В соответствии с этим конгресс, получил право как суверенный законодательный орган отклонять любые законопредложения президента, включая финансовые, которые он может вносить через свою креа-туру в палатах. Сенат может отклонить любую кандида-туру, предложенную президентом для занятия высших гражданских федеральных должностей, так как для ее утверждения требуется согласие двух третей сената. Конгресс, наконец, может привлечь президента к ответ-ственности в порядке импичмента и отстранить его от должности.
   Важнейшим конституционным средством воздейст-вия президента на Конгресс являлось отлагательное ве-то, которое может быть преодолено только в том слу-чае, если билль или резолюция, отвергнутые президентом, будут повторно одобрены двумя третями голо-сов в обеих палатах.
   Члены Верховного суда назначаются президентом по совету и с согласия Сената. Это значит, что пред-ложенные президентом кандидатуры на высшие судебные должности должны быть одобрены двумя третями голосов Сената. Конституция создала предпосылки для присвоения Верховным судом права конституционного надзо-ра, которое явилось важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деятельности как Конгресса, так и президента. Сами федеральные судьи могли быть от-странены от должности в соответствии с процедурой им-пичмента, которая осуществлялась обеими палатами Кон-гресса.
   Система "сдержек и противовесов" должна была не только предупредить узурпаторские тенденции каждой из трех ветвей власти, но и обеспечить стабильность и непрерывность функционирования самой государственной власти. Конституция заложила основы федеративной формы государственного устройства, хотя соответствующего понятия в ее тексте нет. Федерация явилась результа-том классового компромисса буржуа и рабовладельцев, напуганных народными волнениями и конфедеративной не-урядицей.
   Американская конституция положила в основу фе-дерации дуалистический (двойственный) принцип, в силу которого установилась предметная компетенция союза, а все остальное (с некоторыми оговорками и уточнениями) относилось к ведению штатов. Предписания первоначаль-ного текста вскоре были уточнены X поправкой 1791 г., в которой провозглашалось: "Полномочия, не делегиро-ванные Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не запрещено ею отдельным шта-там, сохраняются соответственно за штатами либо за народом".
   Важнейшее значение для прочности учреждаемого союза имело предписание ст. VI, в которой закреплялся принцип верховенства федерального права по отношению к правовым установлениям штатов. Конституция не толь-ко провозгласила принцип верховенства федерального права, но и предусмотрела механизм, обеспечивающий его реализацию, а именно положение о том, что в слу-чае коллизии законов судьи штатов всегда должны отда-вать предпочтение федеральному праву. Эта конституци-онная норма является краеугольным камнем всего здания американского федерализма.
   Оригинальный текст федеральной конституции не содержал в себе особой статьи или раздела, посвящен-ного гражданским правам и свободам, хотя о некоторых из них в основном законе содержались отдельные пред-писания. Подобного рода забвение гражданских прав и свобод вызвало огромна недовольство демократически настроенных слоев населения и даже поставило под уг-розу ратификацию конституции. Уже в июне 1789 г. в первый конгресс, созванный на основе конституции по предложению Д. Мэдисона были внесены первые 10 попра-вок, которые к декабрю 1791 г. были ратифицированы штатами и одновременно вступили в силу. Поправки, составляющие Билль о правах, равнозначны по своему зна-чению для определения правового статуса американского гражданина. Поправка X вообще не касалась гражданских прав, IX устанавливала принцип недопустимости ограни-чения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией. Поправка III, регулировавшая порядок постоя солдат в мирное и военное время, в современную эпоху стала анахронизмом. В остальных 7 поправках говорилось о политических и личных правах и свободах. Так, поправ-ка I говорила о свободе вероисповедания, свободе сло-ва и печати, праве народа мирно собираться и обра-щаться к правительству с петициями; II поправка га-рантировала народу право хранения и ношения оружия; IV поправка провозглашала неприкосновенность лично-сти, жилища, бумаг и имущества. В поправке V говори-лось о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственности. Поправки VI, VII и VIII были посвящены процессуальным принципам и гарантиям, в них определялся круг уголов-ных и гражданских дел, которые должны были рассматри-ваться с участием присяжных заседателей. Эти же по-правки запрещали чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания.
   Принятие Билля о правах явилось несомненной победой американской демократии. В то же время следу-ет иметь в виду, что этот документ, как и сама кон-ституция, ничего не говорит о социально-экономических правах и свободах. Содержащиеся в Билле о правах краткие предписания получили подробнейшее истолкова-ние в многочисленных решениях Верховного суда. дета-лизированы в сотнях актов Конгресса. К моменту вступления в силу Конституции 4 мар-та 1789 г. (в этот же день собрался на свою первую сессию первый Конгресс США) вновь созданная федера-тивная республика, раскинувшаяся вдоль Атлантического побережья на 2 тыс. миль, переживала трудное время: конфедерация оставила после себя пустую казну и госу-дарственный долг; хотя таможенные пошлины были введе-ны, но не было аппарата для их сбора; аппарат испол-нительной власти отсутствовал так же, как и федеральная судебная система; армия состояла всего лишь из 672 офицеров и солдат. И это — в условиях социальных неурядиц, экономического хаоса, сепаратистских тен-денций. Международная обстановка была также весьма сложной и чреватой опасностями.
   После 30 апреля 1789 г., когда в должность первого президента США вступил Дж. Вашингтон, в спеш-ном порядке создается аппарат исполнительной власти. Принимаются законы о создании первых департаментов — государственного, военного и финансового. Учреждается должность генерального атторнея. В феврале 1790 г. собирается на свое первое заседание Верховный суд.
   В сентябре 1789 г. Конгрессом принимается За-кон о судоустройстве, который закладывает юридическую базу федеральной судебной системы. Согласно этому за-кону, Верховный суд состоял из главного судьи и 5 ас-социированных судей (впоследствии численность Верховного суда неоднократно менялась, но с 1869 г. она не-изменна — 9 судей). США были разделены на 13 судебных районов, которые, за исключением Мэна и Кентукки, объединялись в три судебных округа. Таким образом, учреждалась трехзвенная судебная система федерации, организационно не связанная с судебными системами от-дельных штатов. Кроме того. Закон 1789 г. заложил ос-новы атторнейской службы США.
   Огромное значение для судебной власти США име-ло решение Верховного суда по "делу Мэрбери против Мэдисона", вынесенное в 1803 г. Суть дела такова. Не-кий В. Мэрбери попросил суд издать судебный приказ, обязывающий государственного секретаря Дж. Мэдисона выдать ему патент на занятие должности мирового судьи в федеральном округе Колумбия, на которую он был должным образом назначен. Рассматривая это дело, вер-ховный судья Дж. Маршал пришел к заключению, что ст. 13 Закона о судоустройстве 1789 г., уполномочивающая суд издавать подобного рода приказы, противоречит предписаниям Конституции США. Таким образом, был сформулирован принцип “любой закон, противоречащий конституции, ничтожен”, который был положен в основу доктрины и практики конституционного надзора.
   В первые три десятилетия закладываются основы статутного права федерации. Конгресс принимает в 1789 г. "пакет законов", в который вошли Закон о натурали-зации, Закон об иностранцах, Закон о враждебных ино-странцах, Закон о мятеже. Последний предусматривал наказание по суду за преступный сговор с целью свер-жения правительства, за распространение порочащих сведений о правительстве США, конгрессе и президенте. Этот закон явно противоречил предписаниям Декларации независимости и Билля о правах.
   В первые два десятилетия после вступления в силу конституции были приняты XI и XII поправки. Пер-вая из них, принята по настоянию сторонников ограни-чения власти союза и расширения прав штатов в 1795 г., устанавливала иммунитет штатов от судебного пре-следования со стороны граждан другого штата или ино-странцев. XII поправка (1804) дополнила процедуру из-брания президента, введя раздельное голосование за кандидатов в президенты и вице-президенты.



Литература - Общие темы - Политика зарубежных государств