On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

6. Заключение

К сожалению, "выход и свет" многих новоявленных российских бизнесменов являет собой далеко не лучшие образцы следования нормам и традициям принятых во всем мире норм этикета. Огромные деньги придали нашим "нуворишам" такую уверенность в себе. которая захлестывает вес остальное: "Я могу себе позволить делать так, как хочу. диктовать правила. Я уже самостоятельно добился столького в жизни, что могу себе позволить плевать на приличия и условности". И делают это. Порой демонстративно и сознательно. но нередко даже не подозревая, что "так" не принято. Поэтому на официальных приемах доморощенные "крутые" расплевывают косточки от вишни и черешни. Они дарят женщинам зажигалки и колготки; попивают кофе, оттопыривая мизинец. Далеко нс редкость, когда на наиболее престижных форумах мира наши бизнесмены закатывают пышные обеды с бесконечной водкой, гигантскими тарелками икры и битьем хрусталя.

Но ведь дело нс только в вульгарном поведении в быту. Увы, и при ведении переговоров наш бизнесмен нс умеет слушать; перебивает партнера, старается больше говорить сам. Иностранцы воспринимают это как элементарную грубость, как стремление уйти от обсуждения важных проблем, а то и как проявление позиции превосходства.

Линия и манеры поведения человека часто, хотя, разумеется. далеко и нс всегда совпадают с его внутренним существом. Как бы то ни было. но о человеке сплошь и рядом судят по его "оболочке". Еще Гегель писал: "Каков человек внешне, т.е., в своих действиях (а не в своей внешней наружности, как это само собой разумеется), таков он и внутренне, и если он лишь внутренний, т.е. если он остается только в области намерений, умонастроений, если он "добродетелен", "морален" и т.д.. а его внешнее не тождественно с его внутренним, то, однако, так же бессодержательно и пусто, как и другое". И далее: "... Хотя человек может в том или другом отдельном случае притворяться и многое скрывать, он, однако, нс может скрыть своей внутренней природы вообще..."

Особого внимания заслуживает вопрос о так называемом "речевом этикете". "Развяжите человеку руки, - говорил М.Е.Салтыков-Щедрин, - дайте ему свободу высказать всю свою мысль - и перед вами уже встанет нс совсем тот человек, которого вы знали в обыденной жизни, а несколько иной".

Специалисты по правилам ведения речи обращают особое внимание на следование ряду обязательных правил для участников беседы, соблюдение которых является необходимым условием ее нормального хода. Итак, говорящему:

-предписывается уважительное, доброжелательное отношение к собеседнику (необходимо всячески избегать прямых негативных оценок его личности, тем более обидных высказываний или оскорблений);

-предписывается проявлять уместную (сообразную и соразмерную, но непреувеличенную) вежливость, в том числе с учетом возраста, пола, социального и служебного статуса партнера; смягчать свою речь, избавлятьсяяот излишней категоричности;

-не рекомендуется ставить в центр внимания собственную персону; напротив, стремиться быть скромным в самооценках, не навязывать упорно собеседнику личных взглядов и мнений, демонстрировать намерение понять точку зрения партнера;

-следует не скупиться на языковые средства внимания, интереса к собеседнику, используя в этих же целях не вербальные средства общения (мимику, жесты и т.п.), как бы ставить партнера в центр внимания идущего диалога;

-необходимо уметь удачно выбрать тему, предшествующую деловой части разговора, уместную в данной ситуации и в то же время близкую и понятную партнеру, деликатно обходя при этом разного рода "острые углы" и "запретные темы";

-надо четко следовать логике разворачивающейся беседы, следить затем, чтобыывывод не противоречил посылке, следствия вытекали из причин и т.п;

-следует помнить об ограниченности порога смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего (исследования показывают, что наиболее благоприятная длина устного высказывания равна семи словам плюс/минус два слова (устное сообщение без паузы может длиться от 45 секунд до полутора минут), в связи с чем рекомендуется употреблять короткие фразыы давать слушателю периодически передохнуть, время от времени добиваться пробуждения его внимания);

-необходимо постоянно вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь как непосредственно на своего собеседника, так и учитывая общую ситуацию общения, официальность (неофициальность) обстановки и т.п.;

-должно помнить, что в устном непосредственном общении слушатель нетолько слышит, но и видит говорящего, что необходимо учитывать, имея в виду множество невербальных сигналов происходящей коммуникации, дистанцию, в пределах которой идет беседа и др.

Естественно, на слушающего также распространяются свои нормы этикета речи. Он, в частности, обязан:

-прервать свои дела и внимательно выслушать все, что ему желает сообщить говорящий;

-слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему; иметь такт и терпение и при всех условиях выслушать его до конца;

-не перебивать собеседника, не пытаться сбить его с мысли, не вставлять колких неуместных замечаний, не переводить процесс слушания в собственное говорение;

-поставить говорящего в центр внимания происходящей коммуникации, дать ему проявить себя в речи, всеми доступными (вербальными и невербальными) средствами общения демонстрировать заинтересованность в собеседнике, подтверждать контакт вниманияяи понимания (если таковые, разумеется, имеют место);

-уметь вовремя оценить речь собеседника, ответить на поставленный вопрос, согласиться или не согласиться, поддержать предлагаемый диалог, не пытаясь в то же время перехватить инициативу и занять временное пространство беседы собственным говорением;

-если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, реагировать на обращенную к другому речь. Но если тот, к кому обращены вопрос или какое-либо высказывание, не реагирует, уместно включиться в процесс беседы (как бы спасая положение) и придать ей естественный ход.

Как показывают наблюдения, особенно распространены нарушения этикета со стороны слушающих. Наверное, здесь поистине незаменимы мудрые советы выдающегося деятеля российской культуры Д.С. Лихачева: "Для того чтобы вас услышали, нужна доброта. Правом судить нужно пользоваться осторожно, очень осмотрительно. Поэтому давайте постепенно привыкать и к другому слову - нетолько гласность, но и демократия, "выпускание пара". А демократия - норма жизни, естественное и постоянное состояние общества, его дыхание. Нам надо учиться демократии, учиться терпимости к чужим мнениям, умению выслушивать и возражать. Учиться равенству в споре..." .

Назад       Главная       Вперёд