К сожалению, "выход и свет"
многих новоявленных российских
бизнесменов являет собой далеко не лучшие
образцы следования нормам и традициям
принятых во всем мире норм этикета.
Огромные деньги придали нашим "нуворишам"
такую уверенность в себе. которая
захлестывает вес остальное: "Я могу себе
позволить делать так, как хочу. диктовать
правила. Я уже самостоятельно добился
столького в жизни, что могу себе позволить
плевать на приличия и условности". И
делают это. Порой демонстративно и
сознательно. но нередко даже не подозревая,
что "так" не принято. Поэтому на
официальных приемах доморощенные "крутые"
расплевывают косточки от вишни и черешни.
Они дарят женщинам зажигалки и колготки;
попивают кофе, оттопыривая мизинец. Далеко
нс редкость, когда на наиболее престижных
форумах мира наши бизнесмены закатывают
пышные обеды с бесконечной водкой,
гигантскими тарелками икры и битьем
хрусталя.
Но ведь дело нс только в
вульгарном поведении в быту. Увы, и при
ведении переговоров наш бизнесмен нс умеет
слушать; перебивает партнера, старается
больше говорить сам. Иностранцы
воспринимают это как элементарную грубость,
как стремление уйти от обсуждения важных
проблем, а то и как проявление позиции
превосходства.
Линия и манеры поведения
человека часто, хотя, разумеется. далеко и
нс всегда совпадают с его внутренним
существом. Как бы то ни было. но о человеке
сплошь и рядом судят по его "оболочке".
Еще Гегель писал: "Каков человек внешне, т.е.,
в своих действиях (а не в своей внешней
наружности, как это само собой разумеется),
таков он и внутренне, и если он лишь
внутренний, т.е. если он остается только в
области намерений, умонастроений, если он
"добродетелен", "морален" и т.д.. а
его внешнее не тождественно с его
внутренним, то, однако, так же
бессодержательно и пусто, как и другое". И
далее: "... Хотя человек может в том или
другом отдельном случае притворяться и
многое скрывать, он, однако, нс может скрыть
своей внутренней природы вообще..."
Особого внимания заслуживает
вопрос о так называемом "речевом этикете".
"Развяжите человеку руки, - говорил М.Е.Салтыков-Щедрин,
- дайте ему свободу высказать всю свою мысль
- и перед вами уже встанет нс совсем тот
человек, которого вы знали в обыденной
жизни, а несколько иной".
Специалисты по правилам ведения
речи обращают особое внимание на
следование ряду обязательных правил для
участников беседы, соблюдение которых
является необходимым условием ее
нормального хода. Итак, говорящему:
-предписывается уважительное,
доброжелательное отношение к собеседнику (необходимо
всячески избегать прямых негативных оценок
его личности, тем более обидных
высказываний или оскорблений);
-предписывается проявлять
уместную (сообразную и соразмерную, но
непреувеличенную) вежливость, в том числе с
учетом возраста, пола, социального и
служебного статуса партнера; смягчать свою
речь, избавлятьсяяот излишней
категоричности;
-не рекомендуется ставить в центр
внимания собственную персону; напротив,
стремиться быть скромным в самооценках, не
навязывать упорно собеседнику личных
взглядов и мнений, демонстрировать
намерение понять точку зрения партнера;
-следует не скупиться на языковые
средства внимания, интереса к собеседнику,
используя в этих же целях не вербальные
средства общения (мимику, жесты и т.п.), как
бы ставить партнера в центр внимания
идущего диалога;
-необходимо уметь удачно выбрать
тему, предшествующую деловой части
разговора, уместную в данной ситуации и в то
же время близкую и понятную партнеру,
деликатно обходя при этом разного рода "острые
углы" и "запретные темы";
-надо четко следовать логике
разворачивающейся беседы, следить затем,
чтобыывывод не противоречил посылке,
следствия вытекали из причин и т.п;
-следует помнить об
ограниченности порога смыслового
восприятия и концентрации внимания у
слушающего (исследования показывают, что
наиболее благоприятная длина устного
высказывания равна семи словам плюс/минус
два слова (устное сообщение без паузы может
длиться от 45 секунд до полутора минут), в
связи с чем рекомендуется употреблять
короткие фразыы давать слушателю
периодически передохнуть, время от времени
добиваться пробуждения его внимания);
-необходимо постоянно вести
отбор языковых средств в соответствии с
избранной стилистической тональностью
текста, ориентируясь как непосредственно
на своего собеседника, так и учитывая общую
ситуацию общения, официальность (неофициальность)
обстановки и т.п.;
-должно помнить, что в устном
непосредственном общении слушатель
нетолько слышит, но и видит говорящего, что
необходимо учитывать, имея в виду множество
невербальных сигналов происходящей
коммуникации, дистанцию, в пределах которой
идет беседа и др.
Естественно, на слушающего также
распространяются свои нормы этикета речи.
Он, в частности, обязан:
-прервать свои дела и внимательно
выслушать все, что ему желает сообщить
говорящий;
-слушая, необходимо
доброжелательно, уважительно и терпеливо
относиться к говорящему; иметь такт и
терпение и при всех условиях выслушать его
до конца;
-не перебивать собеседника, не
пытаться сбить его с мысли, не вставлять
колких неуместных замечаний, не переводить
процесс слушания в собственное говорение;
-поставить говорящего в центр
внимания происходящей коммуникации, дать
ему проявить себя в речи, всеми доступными (вербальными
и невербальными) средствами общения
демонстрировать заинтересованность в
собеседнике, подтверждать контакт
вниманияяи понимания (если таковые,
разумеется, имеют место);
-уметь вовремя оценить речь
собеседника, ответить на поставленный
вопрос, согласиться или не согласиться,
поддержать предлагаемый диалог, не пытаясь
в то же время перехватить инициативу и
занять временное пространство беседы
собственным говорением;
-если слушающих больше, чем два,
не следует отвечать на вопрос, заданный
другому собеседнику, реагировать на
обращенную к другому речь. Но если тот, к
кому обращены вопрос или какое-либо
высказывание, не реагирует, уместно
включиться в процесс беседы (как бы спасая
положение) и придать ей естественный ход.
Как показывают наблюдения,
особенно распространены нарушения этикета
со стороны слушающих. Наверное, здесь
поистине незаменимы мудрые советы
выдающегося деятеля российской культуры Д.С.
Лихачева: "Для того чтобы вас услышали,
нужна доброта. Правом судить нужно
пользоваться осторожно, очень
осмотрительно. Поэтому давайте постепенно
привыкать и к другому слову - нетолько
гласность, но и демократия, "выпускание
пара". А демократия - норма жизни,
естественное и постоянное состояние
общества, его дыхание. Нам надо учиться
демократии, учиться терпимости к чужим
мнениям, умению выслушивать и возражать.
Учиться равенству в споре..." .
|