1. Как показывает вышеприведенный
экскурс в историю налогов, возникновение
налогообложения было вызвано появлением
государства и государственного аппарата,
создавших и использовавших фискальные
механизмы для финансирования своих
расходов. Однако налоги - это в первую
очередь важнейшая финансово-экономическая
категория.
Стоимость всех материальных благ,
созданных обществом за определенный период
(обычно за год) и предназначенных для
удовлетворения совокупных общественных
потребностей в экономике, носит
наименование валового (совокупного)
общественного продукта (ВОП). В свою очередь,
ВОП в стоимостной форме состоит из
стоимости потребленных средств
производства (с), выплаченной заработной
платы (v) п прибыли (т). Вновь созданная
стоимость (v+m) представляет валовой
национальный доход (ВНД). В своем движении
ВОП и ВНД проходят четыре стадии:
производство, распределение, обмен и
потребление.
Однако объективная
необходимость мобилизации части ВОП для
казны возникает только на стадии
распределения, поскольку именно на этой
стадии выявляется доля (пропорция)
производителей и иных субъектов общества в
ВОП. Кроме того, необходимо отметить, что
процессы первичного распределения ВОП
осуществляются без участия государства,
поскольку весь производственно-распределительный
процесс в принципе невозможно осуществлять
иначе, чем возмещая стоимость
израсходованных средств производства (с),
выплачивая заработную плату (v) и получая
прибыль (т).
В то же время государство,
возникшее как надстроечная форма
управления обществом на соответствующей
стадии развития цивилизации, объективно
потребовало материальной основы для своего
существования, источником чего могла
выступить только сфера материального
производства. Именно с возникновения
государства начинается формирование
системы перераспределительных отношений (распределение
уже распределенного ВОП), которая с
развитием товарно-денежных отношений
выступила в денежной (финансовой) форме.
Основным методом
перераспределения ВОП стало прямое изъятие
государством определенной части ВОП в свою
пользу для формирования централизованных
финансовых ресурсов (бюджета), что и
составляет финансово-экономическую
сущность налогообложения. Это
перераспределение осуществляется
непосредственно из ВНД, который выступает
единственным источником налоговых
платежей независимо от их объекта.
Перераспределение части ВОП в
пользу государства осуществляется между
двумя участниками общественного
производства: от работников (из «с») в форме
подоходного и иных налогов, а от
хозяйствующих субъектов (из «т») - в форме
налога на добавленную стоимость, налога на
прибыль и др.
2. Несмотря на свою экономическую
природу, налогообложение не избежало
идеологического влияния. Предназначение
налогов различно в зависимости от
состояния общественного развития: если при
капитализме налоги в основном необходимы
для содержания государственного аппарата и
удовлетворения некоторых общественных
потребностей, то при социализме налоги
выступали «одним из средств планового
распределения и перераспределения
национального дохода в интересах
коммунистического строительства». В
некоторых государствах налогов нет вообще.
Например, в Конституции Северной Кореи
записано: «Государство полностью
ликвидирует систему налогов, которая
является наследием старого общества».
Однако независимо от целей
налогообложения, форм взимания и видов
налогов публичная суть налогов,
сформулированная основоположником
экономики коммунизма К. Марксом (1818-1883 гг.),
остается прежней: «В налогах воплощено
экономически выраженное существование
государства»^ В другой работе К. Маркс пишет:
«Налог - это материнская грудь, кормящая
правительство. Налог - это пятый бог рядом с
собственностью, семьей, порядком и религией»".
Иными словами, государство не
может существовать без взимания налогов;
более того, налоги - это органическая часть
государства. Там, где существует
государство и государственное
регулирование экономики, существует и
налогообложение. Как утверждал
основоположник анархизма французский
общественный деятель Пьер Жозеф Прудон
(1809-1865 гг.), «в сущности, вопрос о налоге есть
вопрос о государстве».
3. Всеобщий характер налогов
обусловлен тем, что основное место в
финансовой системе любого государства
занимает бюджетная система, посредством
которой образуются и используются
общегосударственные централизованные
денежные фонды. Формирование бюджета
любого уровня осуществляется через систему
государственных доходов. Доходы
представляют собой часть национального
дохода страны, обращаемого через различные
виды денежных поступлений в собственность
государства с целью создания финансовой
базы для осуществления его задач и функций.
Однако необходимо учитывать, что бюджетные
доходы как результат перераспределения
сами в дальнейшем начинают создавать новые
распределительные механизмы, поскольку они
начинают использоваться для формирования
бюджетных фондов территориального,
отраслевого и целевого назначения.
Источники и виды государственных
доходов и значение каждого из них
определяются экономической и правовой
системами страны. Государственные доходы
распределяются по различным группам в
зависимости от признаков, отражающих их
наиболее характерные черты. Классификацию
государственных доходов можно провести по
ряду оснований - экономических, юридических
и т. д. В частности, условно доходы бюджета в
зависимости от формы самих платежей и
методов взимания можно разделить на три
основных источника:
1. Государственное имущество,
общегосударственные ресурсы. За
пользование ими могут взиматься плата,
вноситься определенные платежи.
2. Обязательные платежи
физических лиц и организаций, взимаемые в
виде налогов и неналоговых платежей.
3. Привлеченные ресурсы в форме
государственных займов, доходов от
реализации государственных ценных бумаг,
лотереи, части вкладов в государственные
банки и т. д.
В то же время от
непосредственного участия в процессе
общественного производства государство
как хозяйствующий субъект получает
сравнительно мало доходов, причем
прослеживается тенденция к их снижению.
Анализ структуры государственной
собственности (железнодорожный транспорт,
энергетика, связь, коммунальная сфера,
некоторые отрасли промышленности)
показывает, что многие предприятия
государственного сектора убыточны и
требуют дотаций. В этой ситуации основную
доходную часть составляют именно налоги.
Например, в 1995 году в России доля
налогов в обшей сумме всех поступлений в
бюджет составила 80%. Данная цифра
соответствует и мировым показателям; в
Японии налоги формируют 75% бюджета, в
Германии - 80%, в США - 90%, во Франции - 95%.
Согласно ст. 10 Закона РСФСР от 10
октября 1991 г. «Об основах бюджетного
устройства и бюджетного процесса в РСФСР»,
доходы бюджета каждого уровня формируются
в соответствии с налоговым
законодательством. Данное положение
подтверждает исключительную важность
налогов. Можно смело утверждать, что без
налогов нет бюджета, а потому без налогов не
может существовать и государство. Именно
налоги представляют собой финансовый
источник экономической самостоятельности
государства.
Однако следует особо подчеркнуть,
что наряду с воздействием налогообложения
на бюджетный процесс происходит и обратное
действие: состояние бюджета влияет на
развитие налогообложения. Так, ст. 9 Закона
об основах налоговой системы
предусматривает, что «зачисление налогов в
бюджет регулируется бюджетным
законодательством». Налоги и бюджет - это
взаимообусловленные явления, и связь их
носит двусторонний и неразрывный характер.
4. Говоря о связи налогообложения
и бюджетного процесса. нельзя не сказать и о
соотношении доходной и расходной частей
бюджета. В ходе формирования бюджета
приоритет сохраняется за расходами,
которые парламент легализует как
общественно необходимые через принятие
бюджетного закона. И уже затем на основе
суммарного объема государственных
расходов устанавливается размер доходов,
необходимых для покрытия расходной части
государственного бюджета.
Еще в конце XIX века немецкий
экономист Адольф Вагнер (1835-1917 гг.)
определил в качестве важнейшей
закономерности общественного развития
постоянное увеличение государственных
расходов. В связи с этим закономерным
становится и постоянное усиление
налогообложения в системе финансовых
отношений государства. Так, после Второй
мировой войны налоговые поступления в
бюджет ведущих зарубежных государств
увеличиваются каждые десять лет в 1,5 и более
раз.
|