On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Экзистенциализм

Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы будут обусловлены следующими положениями. Упоминание об экзистенциализме (или «философии существования», как он первоначально именовался) впер­вые появилось в конце 20-х годов XX в. Это идеалистиче­ское течение, поначалу казавшееся представителям тог­дашней академической мысли бесперспективным, вскоре вылилось в крупное идейное движение. Его ведущие пред­ставители: М. Хайдеггер и К. Ясперс - в Германии, Ж.-П. Сартр, А. Камю и Г. Марсель - во Франции.

Тип философствования, который культивировал экзис­тенциализм, был необычным. Его представители не пыта­лись проникнуть в методологические тайны науки, рас­крыть природу искусства, морали и религии, предложить новые глобальные философско-исторические конструкции. Они ставили в центр внимания индивидуальные смысло-жизненные вопросы (вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и к смер­ти) и проявляли интерес к проблематике науки, морали, религии, философии истории в той мере, в какой она сопри­касалась с этими вопросами. В работах экзистенциалистов нет движения от простейших определений предмета ко все более всестороннему и конкретному его пониманию, что обычно отличает теоретическую мысль от других форм ду­ховного освоения действительности. Систематическое един­ство этих работ имеет скорее сюжетно-тематический ха­рактер, как и единство произведений художественной ли­тературы. Не случайно причудливые категориальные построения экзистенциализма, столь трудно переводимые на устоявшийся язык академической философии, свободно транспонировались в драматургию и прозу (Камю, Сартр и Марсель - видные представители современной литературы и театра).

За этими внешними отличиями экзистенциализма от того типа философии, который господствовал на Западе в течение более полувека, скрывается серьезная содержа­тельная претензия: отказ от ориентации на теоретически развитое знание и специализированные продукты духов­ной культуры и стремление вслушаться в подвижные умо­настроения и ситуационно-исторические переживания че­ловека современной эпохи.

Экзистенциализм - философское выражение глубоких потрясений, постигших буржуазную цивилизацию в эпоху империализма. У поколения западной интеллигенции, пе­режившего первую мировую войну, обманчивую стабилиза­цию 20-30-х годов, приход фашизма, гитлеровскую окку­пацию, эта философия вызвала интерес прежде всего по­тому, что обратилась к проблеме критических, кризисных ситуаций, попыталась рассмотреть человека в его «хожде­ниях по мукам», в претерпевании жестоких исторических испытаний.

Буржуазная философия классического периода ставила в центр внимания духовную активность людей, реализую­щуюся в научном и художественном творчестве, в создании и совершенствовании политических учреждений. 'Экзистен­циалистская философия сосредоточена на проблеме духовной выдержки человека, заброшенного в иррациональный, вышедший из-под его контроля поток событии.

Экзистенциализм справедливо называется «философией кризиса». Он является таковым не потому, что предлагает теоретическое объяснение противоречий современного ка­питализма, а потому, что исповедует (и по-своему оспари­вает) само кризисное сознание буржуазного общества. Он отталкивается от наиболее типичных (и именно поэтому поддающихся обобщенному философскому выражению) катаклизм в истории, которое на­чиная с 20-х годов охватывает на Западе достаточно широ­кие слои населения и особенно напряженно переживается либеральной и мелкобуржуазной интеллигенцией.

   1. Анализ творчества наиболее видных представителей экзистенциализма
   2. Андре Жид
   3. Андре Мальро
   4. Альбер Камю
   5. Жан-Поль Сартр
   6. Заключение, литература



Литература - Общие темы - Философия