On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

3. Эпизодические персонажи романа. Их роль в широком воссоздании “энциклопедии русской жизни”

Большую роль в пушкинском романе играют не только главные герои, но и эпизодические персонажи. Они тоже типичны и помогают автору представить как можно полнее живую и многообразную историческую картину. Эпизодические персонажи не принимают участия (или мало принимают) в основном действии, в некоторых случаях они мало связаны с основными героями романа, но они раздвигают его рамки, расширяют повествование. Тем самым роман не только лучше отражает всю полноту жизни, но и сам становится как жизнь: таким же бурлящим, многоликим, многоголосым.

В первой главе романа перед читателем возникает картина Петербурга с его обитателями, людьми разных сословий и состояний. Это любимица театральной публики великая актриса Семенова и «колкий» Шаховской, популярный в свое время автор комедий; это знаменитый балетмейстер Дидло и рядом с ним не менее знаменитая балерина Истомина; это «сатиры смелый властелин» и «друг свободы» Фонвизин и автор героических трагедий Озеров. Все это из мира искусства, в котором - прошлое и настоящее, жизнь и история всегда неразделимы.

Рядом с ними люди другого, хотя и не чуждого искусству мира. Хорошо всем знакомый и особенно дорогой автору Чаадаев. Каверин, когда-то студент Геттингенского университета , а теперь лихой гусар и одновременно человек, проповедующий политическую свободу. Пушкин легко и незаметно переносит читателя из одной сферы жизни в другую, уводит его от одного героя к другому.

Вот утренний Петербург. Читатель видит трудовой люд столицы: разносчика, молочницу-охтенку, извозчика, который медленно тянется на биржу, т. е. на свою уличную стоянку: хлебника-немца, открывающего свой «васисдас», свою форточку и т. д. Все это вместе составляет бытовую, жанровую картину. И вместе с тем это историческая картина: по ней читатели будущих поколений будут узнавать прошлую жизнь.

Создавая свои исторические картины, заселенные типическими персонажами, Пушкин точно совершает путешествие вместе с читателем. Со второй главы читатель, по воле автора, из Петербурга попадает в один из глухих и прекрасных уголков деревенской России. Здесь его ожидаю новые впечатления, незабываемые картины, новые знакомые. Вот один из них - деревенский старожил, дядя Онегина. Его рисует Пушкин с насмешкой: деревенский старожил «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил».

А вот еще один персонаж. О нем автор рассказывает не спеша, с добрым юмором. Это мать Татьяны, сгаршая Ларина:

“...Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Самодержавие управлять.
И все тогда пошло на стать.
Она езжала по работам.
Солила на зиму грибы.
Вела расходы, брила лбы.
Ходила в баню по субботам,
Служанок била, осердясь
- Все это мужа не спросясь.”

Свои поэтические и исторические картины поэт рисует, то улыбаясь, то сочувствуя, то иронизируя. Он воспроизводит жизнь и историю, как всегда любил это делать, «по-домашнему», близко, незабываемо.

Рядом с Лариной мы видим ее мужа. Он добрый и беспечный, простой и ограниченный. Как напишет о нем на его могильной плите Ленский: «Смиренный грешник Дмитрий Ларин, господний раб и бригадир».

И Ларин и его супруга воспринимаются читателем в тесной связи друг с другом. Их общее бытие дает представление о целом жизненном укладе, о патриархальной помещичьей идиллии, в которой не последнее место занимают еда и питье, и деревенская тишина, и соседи, всегда готовые «и потужить и позлословить», и строгая верность стародавним русским заветам и обычаям:

“Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины :
У них на масленице жирной
Водились русские блины:
Два раза в год они говели;
Любили крутые качели,
Подблюдны песни, хоровод...”

Картины в романе быстро сменяют друг друга. Перед читателем возникают и проходят все новые лица, выражая не отмеченные прежде особенности исторической жизни и человеческих отношений. И все эти лица, иногда только упомянутые, прочно укладываются в памяти читателя. Как этого достигает Пушкин?

Там, где не требуется всесторонняя подробная характеристика персонажа, Пушкин рисует его особенно отчетливой, резкой краской, отчетливыми и резкими словами. Его эпизодические герои часто характеризуются афористически, т. е. с помощью особенно острой и емкой детали.

Вот Гвоздин - «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков». Персонаж обрисован словами, которые одновременно и ищутся друг к другу и сталкиваются между собой: «хозяин превосходный - владелец нищих...» Столкновение контрастных слов заостряет наше внимание, создает памятный словесный образ.

А вот как характеризуется отставной советник Флянов: «...тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут». Характеристика звучит как эпиграмма. И как всякая удачная эпиграмма, она легко запоминается, так же как и лицо, против которого она направлена. Не менее остры и памятны пушкинские групповые характеристики. Например, московского светского общества:

“Но в них не видно перемены:
Все в пах на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп...”

Назад       Главная       Вперёд