Большую роль в пушкинском романе
играют не только главные герои, но и
эпизодические персонажи. Они тоже типичны и
помогают автору представить как можно
полнее живую и многообразную историческую
картину. Эпизодические персонажи не
принимают участия (или мало принимают) в
основном действии, в некоторых случаях они
мало связаны с основными героями романа, но
они раздвигают его рамки, расширяют
повествование. Тем самым роман не только
лучше отражает всю полноту жизни, но и сам
становится как жизнь: таким же бурлящим,
многоликим, многоголосым.
В первой главе романа перед
читателем возникает картина Петербурга с
его обитателями, людьми разных сословий и
состояний. Это любимица театральной
публики великая актриса Семенова и «колкий»
Шаховской, популярный в свое время автор
комедий; это знаменитый балетмейстер Дидло
и рядом с ним не менее знаменитая балерина
Истомина; это «сатиры смелый властелин» и «друг
свободы» Фонвизин и автор героических
трагедий Озеров. Все это из мира искусства,
в котором - прошлое и настоящее, жизнь и
история всегда неразделимы.
Рядом с ними люди другого, хотя и
не чуждого искусству мира. Хорошо всем
знакомый и особенно дорогой автору Чаадаев.
Каверин, когда-то студент Геттингенского
университета , а теперь лихой гусар и
одновременно человек, проповедующий
политическую свободу. Пушкин легко и
незаметно переносит читателя из одной
сферы жизни в другую, уводит его от одного
героя к другому.
Вот утренний Петербург. Читатель
видит трудовой люд столицы: разносчика,
молочницу-охтенку, извозчика, который
медленно тянется на биржу, т. е. на свою
уличную стоянку: хлебника-немца,
открывающего свой «васисдас», свою
форточку и т. д. Все это вместе составляет
бытовую, жанровую картину. И вместе с тем
это историческая картина: по ней читатели
будущих поколений будут узнавать прошлую
жизнь.
Создавая свои исторические
картины, заселенные типическими
персонажами, Пушкин точно совершает
путешествие вместе с читателем. Со второй
главы читатель, по воле автора, из
Петербурга попадает в один из глухих и
прекрасных уголков деревенской России.
Здесь его ожидаю новые впечатления,
незабываемые картины, новые знакомые. Вот
один из них - деревенский старожил, дядя
Онегина. Его рисует Пушкин с насмешкой:
деревенский старожил «лет сорок с
ключницей бранился, в окно смотрел и мух
давил».
А вот еще один персонаж. О нем
автор рассказывает не спеша, с добрым
юмором. Это мать Татьяны, сгаршая Ларина:
“...Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Самодержавие управлять.
И все тогда пошло на стать.
Она езжала по работам.
Солила на зиму грибы.
Вела расходы, брила лбы.
Ходила в баню по субботам,
Служанок била, осердясь
- Все это мужа не спросясь.”
Свои поэтические и исторические
картины поэт рисует, то улыбаясь, то
сочувствуя, то иронизируя. Он воспроизводит
жизнь и историю, как всегда любил это делать,
«по-домашнему», близко, незабываемо.
Рядом с Лариной мы видим ее мужа.
Он добрый и беспечный, простой и
ограниченный. Как напишет о нем на его
могильной плите Ленский: «Смиренный
грешник Дмитрий Ларин, господний раб и
бригадир».
И Ларин и его супруга
воспринимаются читателем в тесной связи
друг с другом. Их общее бытие дает
представление о целом жизненном укладе, о
патриархальной помещичьей идиллии, в
которой не последнее место занимают еда и
питье, и деревенская тишина, и соседи,
всегда готовые «и потужить и позлословить»,
и строгая верность стародавним русским
заветам и обычаям:
“Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины :
У них на масленице жирной
Водились русские блины:
Два раза в год они говели;
Любили крутые качели,
Подблюдны песни, хоровод...”
Картины в романе быстро сменяют
друг друга. Перед читателем возникают и
проходят все новые лица, выражая не
отмеченные прежде особенности
исторической жизни и человеческих
отношений. И все эти лица, иногда только
упомянутые, прочно укладываются в памяти
читателя. Как этого достигает Пушкин?
Там, где не требуется
всесторонняя подробная характеристика
персонажа, Пушкин рисует его особенно
отчетливой, резкой краской, отчетливыми и
резкими словами. Его эпизодические герои
часто характеризуются афористически, т. е. с
помощью особенно острой и емкой детали.
Вот Гвоздин - «хозяин
превосходный, владелец нищих мужиков».
Персонаж обрисован словами, которые
одновременно и ищутся друг к другу и
сталкиваются между собой: «хозяин
превосходный - владелец нищих...»
Столкновение контрастных слов заостряет
наше внимание, создает памятный словесный
образ.
А вот как характеризуется
отставной советник Флянов: «...тяжелый
сплетник, старый плут, обжора, взяточник и
шут». Характеристика звучит как эпиграмма.
И как всякая удачная эпиграмма, она легко
запоминается, так же как и лицо, против
которого она направлена. Не менее остры и
памятны пушкинские групповые
характеристики. Например, московского
светского общества:
“Но в них не видно перемены:
Все в пах на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп...”
|