Белинский назвал «Евгения
Онегина» «первой истинно национально-русской
поэмой в стихах» и добавил к этому, что «в
ней народности больше, нежели в каком
угодно другом народном русском сочинении».
Что мы понимаем под словом «народность» ?
Народность искусства, литературы - это
глубокая связь, которая существует и должна
существовать между художественным
произведением и жизнью того народа, среди
которого оно создано: связь с историей
народа, его бытом, его нравственными
убеждениями, его взглядом на вещи. Эта связь
между созданием поэта и глубинной жизнью
народа видна в «Евгении Онегине» в каждой
сцене или картине, в каждом герое, в каждом
слове писателя-поэта. Читая роман «Евгений
Онегин», все время чувствуешь: это Россия,
это написано русским поэтом. В романе все
неповторимо русское: и картины природы, и
нравы, и персонажи, и, главное, та точка
зрения, с какой автор смотрит на те или иные
события, на людей, на человеческие
отношения.
Пушкин изображает в романе в
основном представителей дворянского
сословия, их жизнь показана в романе в
первую очередь. Но это не мешает роману быть
народным. Важно не кого изображает писатель,
а как изображает. Все явления жизни и всех
героев Пушкин оценивает с общенародной
точки зрения. Именно этим и заслужил роман
Пушкина название народного.
С точки зрения Белинского,
большое значение этому произведению
Пушкина придает то, что в нем правдиво
показана русская действительность: «в «Онегине»
мы видим поэтически воспроизведенную
картину русского общества, взятого в одном
из интереснейших моментов его развития».
Это делает роман историческим «в
полном смысле слова». И к этому Белинский
позднее добавит: «Онегина» можно назвать
энциклопедией русской жизни и в высшей
степени народным произведением.
Удивительно ли, что эта поэма была принята с
таким восторгом публикою и имела такое
огромное влияние и на современную ей и на
последующую русскую литературу? А ее
влияние на нравы общества? Она была актом
сознания для русского общества».
Значение романа, по мнению
Белинского, и в том, что от него (так же как и
от комедии Грибоедова «Горе от ума»)
начинается подлинно зрелая, реалистическая
русская литература. «Без «Онегина», -
утверждает Белинский, - был бы невозможен «Герой
нашего времени», так же как без «Онегина» и
«Горя от ума» Гоголь не почувствовал бы
себя готовым на изображение русской
действительности, исполненное такой
глубины и истины».
Свои статьи об «Евгении Онегине»,
полные тонких наблюдений и мыслей,
Белинский заключает прекрасными и
пророческими словами: «Пусть идет время и
приводит с собою новые потребности, новые
идеи, пусть растет русское общество и
обгоняет «Онегина»; как бы далеко оно ни
ушло, но всегда будет оно любить эту поэму,
всегда будет останавливать на ней
исполненны любви и благодарности взор...»
|