Как считают американские и канадские эксперты, существуют еще весьма
значительные возможности для расширения российского экспорта на рынки этих
стран по таким товарным группам, как например цветные металлы, древесина, уголь
и кокс, черные металлы и сталь, металлоносные породы, неорганические минералы,
неметаллические минералы, текстильное волокно, рыба в ракообразные,
органические химикаты, шкура, кожа, мех, пряжа, алмазы, платина, радий и
ювелирные изделия, никель, спирт и алкогольные напитки, транспортное
оборудование, ткани и одежда, обувь и продовольственные товары. Изучение и оценка
этих потенциальных возможностей может заинтересовать производителей данных
товаров в России. Помимо того, как показывает опыт, российские оптические
товары и музыкальные инструменты (особенно фортепьяно) находят сбыт в США и
Канаде. Отличаясь привлекательными ценами в сочетании с приемлемым качеством,
они могут продаваться с еще большим успехом при наличии хорошо продуманной
стратегии маркетинга, ориентированной на соответствующую группу покупателей.
Канадские импортеры проявляют интерес к вертолетам и судам на подводных
крыльях, производимым в России. Экспорт таких высокотехнологичных товаров
потребует сосредоточить внимание на осуществлении программ обучения канадских
специалистов работе с данной техникой, а также на создании соответствующей
инфраструктуры по ее ремонту, с тем чтобы обеспечить послепродажное
обслуживание. Перспективной стадией российского экспорта в Канаду являются
также автомобили семейства "Жигули" с автоматической трансмиссией.
Следует подчеркнуть, что наиболее важной товарной позицией канадского
импорта в группе сырьевых материалов является нефть (традиционным поставщиком
которой на мировой рынок является Россия). В целом Канада имеет положительное
сальдо в торговле энергетическими товарами (нефть, газ, гидроэлектроэнергия).
Однако, учитывая большую территорию страны, для Канады дешевле экспортировать в
США нефть, добываемую в равнинных районах, и в то же самое время закупать нефть
за рубежом для обеспечения потребностей экономики Атлантического побережья и (в
меньшей степени) потребностей провинции Квебек. Кроме нефти в группу сырьевых
материалов, импортируемых Канадой, входят полуфабрикаты из овощей, масличные
культуры, ручная пряжа, натуральный каучук и хлопок.
Что касается специфики экспорта в США, то здесь, как ожидают, экспортные
возможности России могут увеличиться в первую очередь за счет импорта
технологии ВПК и продукции конверсии, леса и лесоматериалов, тканей (особенно
льняных), а также таких традиционных товаров российского экспорта, как икра,
водка, ювелирные изделия, статуэтки из фарфора и дерева, деревянная мебель для
дачных домиков, охотничьи ружья, наручные часы, игрушки, патенты и лицензии.
В
качестве удачного примера освоения определенной ниши североамериканского рынка
отдельным предприятием можно привести подписанный в конце 1994 г. договор между
АО “Урал-
автоприцеп” и американской компанией "Technology
Resources International Inc " .
Предметом
договора являются производимые на АО "Урал-автоприцеп" тяжеловозные
полуприцепы грузоподъемностью 52 т ЧМЗАП-9990, технические параметры которых
вызвали большую заинтересованность специалистов различных ведомств в США, в том
числе и Пентагона.
Особый интерес именно к данному полуприцепу вызван хорошими
эксплуатационными характеристиками его ходовой части. Трехосная механическая
подвеска с упругими резиновыми элементами, с продольной и поперечной
балансировкой позволяет полуприцепу плавно двигаться с высокой скоростью и
"держать дорогу" при преодолении препятствий до 300 мм и делает его
высоко-проходимым. Надежность полуприцепа и возможность его успешной
эксплуатации в плохих дорожных условиях обеспечивается конструктивной защитой
подвески от попадания грязи. Все основные решения, касающиеся ходовой части,
заезда техники на платформу полуприцепа, а также сигнализации о повреждении
шин, запатентованы в РФ.
В
соответствии с контрактом американская фирма будет представлять продукцию АО
"Урал-автоприцеп" на рынке США и Канады, особенно в лесной и военной
промышленности, а также предоставит информацию по техническим параметрам
тягачей США. Кроме этого, американская сторона берет на себя решение вопросов
продажи опытных образцов полуприцепов ЧМЗАП-9990 и лицензии на технологию
изготовления ходовой части на основе четырех патентов АО "Урал-автоприцеп".
По условиям контракта американская сторона будет получать 10% комиссионных с
суммы продаж прицепной техники. В свою очередь, завод подготовит рекламные
видеоролики и представит другую дополнительную информацию по выпускаемой продукции для рекламы в США.
Подписанный договор можно назвать одним из первых примеров конкретных
поставок российской техники американским военным ведомствам. Для производства
продукции для сбыта североамериканском рынке заводу, безусловно, придется
приложить значительные усилия и провести ряд мероприятий по модернизации
оборудования и доведению качества серийного производства прицепов до
стандартов, принятых в США и Канаде, а также четко представлять себе
законодательство, правила и нормы этих стран, регулирующие деловые и
гражданские правоотношения частности, например, в области рекламы, гарантийных
обязательств института доверительной собственности и т. д.).
Анализируя потенциальные возможности североамериканского рынка, которые
могут представить интерес для российских экспортеров, следует, видимо, иметь в
виду наметившиеся социальные и демографические сдвиги в структуре населения США
Канады.
Согласно прогнозам, к 2000 г. примерно 30% американского канадского
населения будет старше 50 лет. К тому времени данная возрастная группа превысит
по численности возрастную группу лиц моложе 20 лет. Все большее число
американцев и канадцев будет старше 65 лет — традиционного возраста выхода на
пенсию. Однако действительное число пенсионеров будет возрастать так: в связи с
тем, что все более популярным становится ранний выход на пенсию (в возрасте от
55 до 64 лет).
Североамериканские потребители из старших возрастных групп во многом не
соответствуют нашему стереотипу "пожилого гражданина" — ни по образу
жизни, ни по тому, как они тратят деньги. Хотя в среднем доходы пожилых людей
ниже, чем доход более молодых граждан, они за последние десятилетия росли более
высокими темпами. В значительной степени это явилось результатом улучшения
пенсионных программ, как государственных, так
и частных.
Относительно высокая покупательная способность пожилых людей отчасти
обусловливается широко распространенным домовладением. Около 80% семей, главы
которых старше 65 лет имеют свой собственный дом.
На пожилых американцев и канадцев приходится значительная доля
быстрорастущего, привлекательного и весьма специфического рынка. Эта важная
демографическая часть рынка способствует росту спроса, а следовательно, и
деловых возможностей экспортеров в таких разных областях, как туризм,
обустройство быта, продажа товаров медицинского назначения и дорогих игрушек и
товаров для малышей, которые пожилые люди приобретают для своих внуков. Данная тенденция будет продолжать набирать
силу в ближайшие десятилетия, так как пенсионного возраста станут достигать те,
кого относят к представителям "бума рождаемости" (т. е. к тем, кто
родился в конце 40-х и 50-х годах).
Покупатели, как считают, будут отдавать предпочтение товарам,
отличающимся удобством пользования. Наибольшим спросом будут пользоваться
изделия и продукты, обеспечивающие экономию времени и труда. На эту тенденцию
могут повлиять и некоторые новые факторы рыночной конъюнктуры. Так, например
растущая озабоченность состоянием окружающей среды уже заставляет многих
американцев и канадцев пересмотреть свои взгляды на то, что они понимают под
удобством пользования товарами, и постепенно складывается новый рынок для
товаров, отвечающих требованиям охраны
окружающей среды.
На
североамериканском рынке отмечается усиливающаяся тенденция к дифференциации и "сегментации"
в связи с тем, что покупатели проявляют все большую избирательность при
приобретении товаров и услуг. Эта тенденция создает благоприятные возможности
для торговли специализированными товарами, рассчитанными на удовлетворение
потребностей относительно не больших групп населения или даже отдельных
покупателей. Технический прогресс позволит еще больше снизить стоимость:
специализации и ориентации на особый спрос, что приведет увеличению числа потенциальных покупателей
определенных видов товаров.
Покупатели становятся все более требовательными. Достижения современной
науки и техники все шире внедряются в бытовые приборы и товары, используемые
для отдыха и развлечений. Налицо также стремление покупать больше
"предметов роскоши”, включая товары домашнего обихода, дорогие игрушки и
экзотические продукты питания. В целом поставщики имеют возможность убедиться в
том, что качественные товары легко находят сбыт на рынке, поскольку потребители
ищут более долговечные и надежные товары. Спрос на изделия и продукты низкого
качества повсеместно снижается, что надо в первую очередь иметь в вид
российским экспортерам.
Рассматривая перспективные экспортные возможности российских
предпринимателей на североамериканском рынке, следует отметить, что, несмотря
на то что ввоз в США и Канаду большинства товаров может быть осуществлен без
каких-либо специальных разрешений, импорт ряда товаров, включенных в
специальный список, ограничивается. Список товаров, импорт которых
контролируется, составляется федеральными властями и правительства ми США и
Канады. Если какой-либо товар включен в данный список, импортер этого товара
должен обратиться в соответствующее ведомство с просьбой предоставить ему
разрешение на импорт.
Список товаров, импорт которых контролируется, содержит различные
сельскохозяйственные продукты (птица и молочные продукты), многие виды тканей и
одежды. Импорт ряда товаров не включенных в этот список, также возможен только
при получении специального разрешения. Разрешение на импорт таких товаров выдается
федеральными министерствами, например Министерством сельского хозяйства.
Министерством здравоохранения и другими ведомствами.
В
частности, к товарам, представляющим интерес для российских экспортеров, импорт
которых контролируется федеральными властями США и Канады, относят: вооружение
и оружие мелкого и крупного калибра; масло, сыр и другие молочные продукты;
углеродистую сталь и специализированные стальные изделия; одежду; лекарственные
препараты; яйца и некоторые продукты птицеводства; животные и растения,
находящиеся под угрозой исчезновения; сахар; ткани (отдельные виды);
алкогольные налитки.
Что касается экспорта драгоценных металлов и
изделий из них, то требуется, чтобы все ювелирные изделия, изготовленные
полностью или частично из золота, серебра, платины или палладия, имели
маркировку, указывающую вид использованного драгоценного металла и способ его
применения при производстве данного товара. Маркировка должна также содержать
информацию о пробе драгоценного металла, соответствующей американским
стандартам (например, 14 или 24 карата и т. д.).
В
целом российским экспортерам следует исходить из того, что им удастся ввозить в
США из Канады (или, наоборот, из США в Канаду) беспошлинно только те товары,
которые подвергались обработке или преобразованию на территории Канады или США
и в результате этого в соответствии с критериями, содержащимися в ССТ, за ними
может быть признано канадское или американское происхождение.
Расширение экспортных возможностей на североамериканском рынке во многом
связано с конечным потреблением продукции и услуг. В США и Канаде, например,
большая часть общих расходов приходится на личное потребление семей.
Российские экспортеры должны быть весьма заинтересованы тем фактом, что
расходы на импорт занимают большую и постоянно Растущую часть общих расходов в
американской и канадской экономике. На импорт товаров и услуг приходится 20—25%
всех расходов в Северной Америке. Среди крупнейших промышленно развитых стран
только ФРГ и Великобритания тратят сравнимую часть своего национального дохода
на импорт.
|