Эстетическая мысль в строгом
смысле этого слова возникает в эпоху
рабовладельческого общества. Но появление
зачатков художественно-эстетической
деятельности и эстетического сознания, как
свидетельствуют археологи и историки,
относится к глубокой древности - к концу
среднего палеолита (так называемая эпоха
Мустье) и ко всему позднему палеолиту (Ориньяк-40-35
тысячелетия до н.э.; Солютре--35-25 тысячелетия
до н. э.; Мадлен-25-12 тысячелетия до н.э.). Как
субъект эстетического творчества и
восприятия человек сформировался в
процессе трудовой деятельности на основе
психобиологической эволюции. Чувство формы,
объема, цвета, ритма, симметрии и в конечном
счете чувство красоты-все эти элементарные
проявления эстетического сознания человек
не получил готовыми от своих животных
предков.
Примером того, что мы имеем дело с
возникновением зачатков эстетической
деятельности и эстетического сознания,
является тот факт, что уже, скажем, в эпоху
Мустье человек, изготовляя практически
полезное орудие, наносит на него красочные
полоски и пятна, выдалбливает на нем лунки,
расположенные в определенном порядке. Во
Франции в пещере Ля Ферраси были обнаружены
две каменные плиты с такого рода «украшениями».
Образцы первоначальной изобразительной
деятельности человека обнаруже' ны в Италии,
Венгрии, Германии. К позднему палеолиту
археологи относят рождение росписей на
стенах и потолках пещер, рельефы и круглые
скульптуры. С помощью охры первобытные
художники изображают лошадь, оленя, быка,
бизона, носорога, льва. В эпоху Мадлен
животные изображаются в движении, при этом
художник пользуется уже двумя-тремя
красками. Дальнейший прогресс в
художественной деятельности намечается в
эпоху мезолита, когда уже изображаются
сцены борьбы, охоты, загона скота и т.д.
Внимание здесь акцентируется на передаче
действия, а не на точном воспроизведении
фигур. Более отчетливо прогресс в
художественно-эстетической деятельности
обнаруживается в эпоху неолита. Получает
широкое распространение украшение
различных предметов, орнаментовка посуды и
т.д.
В эпоху бронзы зарождается
рабовладельческая формация. Возникают
классовые государства в Египте, Двуречье и
Китае. Начинается новый этап в
художественном развитии человечества. В
этот период возникают первые зачатки
эстетической мысли, хотя они еще не
получают строгого оформления в виде
теоретических положений, трактатов, четко
сформулированных канонов и норм.
Одним из ранних
рабовладельческих государств, где наука и
искусство получили высокое развитие, был
Египет. Уже в додина-стический период (4
тысячелетия до н.э.) наблюдается развитие
строительного дела, прикладного искусства,
скульптуры. В период Древнего Царства в
Египте складываются основные формы
художественной культуры: архитектура,
портретная скульптура, рельефы и росписи,
художественное ремесло, различные жанры
искусства слова (поучения, автобиографии
вельмож и чиновников, надписи на стенах
пирамид и т. д.). Изучение памятников
изобразительного искусства Древнего
Египта и лингвистические исследования
различных литературных произведений
свидетельствуют о том, что древние египтяне
имели не только представление о прекрасном,
о связи прекрасного с добрым, но и
соответствующие эстетические термины.
Анализ художественных памятников говорит
также и о том, что творчество египетских
художников регулировалось определенными
канонами, эстетическими принципами,
которые передавались от поколения к
поколению. Правда, эти нормы и принципы еще
не получили теоретического обоснования и
надлежащего оформления, но они
существовали; об этом свидетельствуют
каноны иконографии, пропорций и цветовых
отношений. Задолго до пифагорейцев
египтяне применили математику для решения
художественно-эстетических задач.
Исключительным богатством
отличается культура шумерийцев (4-3
тысячелетия до н.э.). Замечательные
архитектурные памятники, рельефы,
художественное ремесло, искусство слова
говорят о высоком развитии эстетической
деятельности и эстетического сознания в
эту эпоху.
В первой половине 2-го
тысячелетия до н. э. выдвигается на первый
план культура Вавилона. Здесь получают
развитие не только изобразительные
искусства, но и художественная литература.
Такие литературные памятники, как
стихотворное введение к законам Хаммурапи,
поэма об Агушайе, стихотворный любовный
диалог, говорят о значительном творческом
подъеме. Художественное развитие в
Вавилоне достигает особенно высокого
уровня в XVI-XII вв. до н.э. К этому времени
относится космогонический эпос,
описывающий возникновение мира из хаоса,
борьбу богов, создание людей.
Шумеро-вавилонская
художественная литература развивалась на
шумерском и аккадском языках. На аккадском
языке возникла великая эпическая поэма о
Гильгамеше. Ее главная тема-бессмертие
человека и борьба с несправедливо
установленными богами порядками. Высокая
художественная культура Шумера и Вавилона
дает нам право заключить, что эстетическое
развитие в этот период достигает высокого
уровня. Но памятников, в которых были бы
непосредственно сформулированы
эстетические идеи, мы пока не знаем.
Большой интерес представляет
древнееврейский монументальный памятник
словесного искусства-«Библия»,
создававшаяся на протяжении большого
исторического периода-начиная с XII в. до н.э.
и кончая II в. н.э. (речь идет о так называемом
Ветхом Завете). Представление о красоте
здесь выступает в религиозно-мифологической
форме. Древнееврейская культура была тесно
связана с культурой Египта, Шумера,
Вавилона, поэтому и в эстетических
представлениях евреев имеются отпечатки и
наслоения этих древневосточных народов.
Мы сделали краткий экскурс в
историю развития эстетического сознания
народов Древнего Востока, с тем чтобы
напомнить, что развитие эстетической
культуры начинается отнюдь не с древних
греков и римлян. Она достигает высокой
ступени развития уже в странах
классического Востока. Египтяне, шумеры,
ассирийцы, вавилоняне, хетты создали
замечательные памятники искусства. Влияние
древневосточных цивилизаций заметно не
только на архаическом этапе
художественного творчества древних греков,
но и на более позднем периоде развития
эллинской художественной культуры. На
основании изучения различных памятников
Востока мы приходим к выводу, что
эстетические чувства, потребности, вкусы
народов древневосточных государств
достигли значительного развития. К
сожалению, памятники, в которых нашла
выражение эстетическая мысль народов
Древнего Востока, еще слабо изучены. Кроме
того, большинство из них дают лишь
косвенную информацию о развитии
эстетических идей далекого прошлого.
|