В 1960-е гг. экономика США вступила
в состоянии кризиса. С 1962 по 1966 г. длился
промышленный подъем, а с 1967 г. началось
постепенное втягивание в очередной
циклический кризис. Однако резкое
увеличение военных расходов в связи с
агрессией США во Вьетнаме и активная
государственная политика стимулирования
экономического роста позволили оттянуть
его наступление вплоть .до 1969 г. Таким
образом, 60-е гг. представляли собой период
сравнительно устойчивого экономического
роста.
Буржуазная пропаганда
воспользовалась моментом, чтобы объявить
наступление очередного «просперити».
Предполагалось даже, что благодаря
государственному регулированию экономике
США удалось, наконец, избавиться от
циклических кризисов. Тем более что кризис
1960-1961 гг. был по показателю сокращения
промышленного производства слабее всех
предшествовавших (8,6%), а фаза депрессии
после него отсутствовала. Но и на этот раз (как
и в 1920-е гг.) иллюзии относительно
экономического «процветания» вскоре были
рассеяны.
Промышленное производство в 1960-е
гг. росло темпами, сравнимыми с самыми
высокими темпами в истории США. В 1965 г.,
например, они составляли 8%, а в 1966 г.
достигли 10%. Всего за 1961-1966 гг. индекс
промышленного производства увеличился на
42%. Однако очевидно, что этот рост
происходил на нездоровой, инфляционной
основе. .
Президенты Дж. Кеннеди и Л.
Джонсон (1961-1969 гг.) за основу своей
экономической политики приняли
непрерывное увеличение государственной
задолженности как средство поддержания
производства на высоком уровне.
Сбалансированный бюджет был признан
устаревшим, а умеренная инфляция - даже
полез» ной. В результате за 8 лет их
президентства государственный долг вырос
на 68 млрд. долл. (за 8 предшествовавших лет -
только на 23 млрд. долл.), а количество
средств обращения, в США увеличилось в
целом за 1960-е гг. более чем на 50%. Именно в
этот период складывались решающие
предпосылки происшедшего в 1970-е гг.
превращения «ползучей» инфляции в «галопирующую».
«Процветание» не
распространялось на сельское хозяйство США,
где и в 1960-е гг. продолжался тяжелый кризис
перепроизводства. Правительство тратило
около 5 млрд. долл. в год на выплату фермерам
премий за сокращение посевных площадей.
Однако воспользоваться этой «помощью»
могли лишь крупные хозяйства. Процесс
концентрации сельскохозяйственного
производства получал, таким образом,
дополнительный стимул, а удельный вес
фермерского населения США продолжал
сокращаться - с 8,7% в 1960 г. до 4,8% в 1970 г.
В 1960-е гг., несмотря на
благоприятную внутриэкономическую
конъюнктуру, началось заметное ухудшение
внешнеэкономиччских позиций США. Страны
Западной Европы и Япония, закончив
послевоенное восстановление, значительно
опережали США не только по темпам
экономического роста, но и по темпам роста
эффективности производства. «Технологический
отрыв» США от основных конкурентов начал
сокращаться. Этому способствовало, в
частности, наиболее тяжелое бремя
милитаризации, тормозившее технический
прогресс в гражданских отраслях экономики
США. Отрицательно влияли на
конкурентоспособность американских
товаров и более высокие темпы инфляции
внутри страны. В результате с середины 1960-х
гг. торговый баланс США постоянно
ухудшалсяя а в 1971 г. впервые с 1893 г. был
сведен с дефицитом. Доля США в мировом
капиталистическом экспорте упала с 33% в 1947 г.
до 15,5% в 1970 г.
Особенно остро встала проблема
дефицита платежного баланса. Главной
причиной ее возникновения явились
непомерные притязания США на мировое
господство, милитаризм. Хронический
дефицит платежного баланса привел к
рассасыванию золотых запасов США. К концу
1960-х гг. сложились, таким образом, решающие
предпосылки «кризиса» доллара как главной
резервной валюты.
В то же время именно 1960-е гг.
впервые показали, что огромные военные
расходы не в силах укрепить
внешнеполитические позиции американского
империализма. Победоносная революция на
Кубе, безуспешная война во Вьетнаме, рост
антиамериканских настроений во многих
развивающихся странах убедительно
продемонстрировали это. В 1960-е гг. 3/4 прямых
зарубежных инвестиций США направлялось уже
в более «надежные» промышленно развитые
страны и лишь 1/4 - в развивающиеся. Тем не
менее развивающиеся страны по-прежнему
оставались основным источником получения
огромных прибылей от зарубежных инвестиций
США.
60-е гг., особенно вторая их
половина, известны в истории США как период
высокого накала социальных конфликтов. К
экономическим требованиям трудящихся
добавились политические. Наиболее массовым
оказалось движение за прекращение позорной
агрессии США во Вьетнаме. Кроме того, крах
мировой колониальной системы вдохновил
негритянское население США на решительную
борьбу за равные экономические и
гражданские права. Наконец, исключительно
широко развернулось студенческое движение.
Сомнительное «процветание» в США
завершилось экономическим кризисом 1969-1970
гг. Кризис не был особенно глубоким- падение
производства составило 8,1%. Однако он имел
большое значение, так как произошел в
условияя продолжающейся войны США в
Индокитае. Военная конъюнктура перестала
служить США лекарством от кризиса. Более
того, именно военные, технически
высокоразвитые отрасли пережили особенно
значительный спад. В числе безработных
оказались не только рабочие, но и десятки
тысяч инженеров, ученых и технических
специалистов этих отраслей. Кризис 1969-1970 гг.
похоронил миф о наступлении «эры
бескризисного развития» американской
экономики.
В 1970 -. начале 1980-х гг. США
переживали кризисы, сравнимые по масштабам
с кризисом 1929-1933 гг. К циклическим кризисам
перепроизводства впервые добавились
структурные кризисы - сырьевой,
энергетический, экологический. Впервые в
мирное время темпы развития инфляционного
процесса выражались двузначными цифрами.
Характерным (особенно с момента кризиса
1974-1975 гг.) стало значительное замедление
темпов экономического роста, а также
замедление и даже прекращение роста
общественной производительности труда.
Если в 1951-1973 гг. темпы роста валового
национального продукта (ВНП) США составляли
в среднем 3,9% в год, то в 1974-1980 гг. - всего 1,9%, а
производительность труда в 1973-1980 гг. вообще
не росла. На фоне этих тяжелых потрясений
особенно ясно проявился кризис сложившейся
системы государственно-монополистического
регулирования экономики (ГМР). Продолжалось
ослабление экономических позиций США в
мировой капиталистической системе.
Происходило абсолютное снижение реальных
доходов американских трудящихся.
Падение доверия к доллару и
массовое «бегство» от него на мировом
капиталистическом рынке вынудило
правительство США отказаться от обмена
своей валюты на золото и дважды
девальвировать ее (в 1971 г. и в 1973 г.). Рухнул
оформленный в 1944 г. «бреттонвудсский»
золото-долларовый стандарт. Начался
продолжающийся до сих пор период валютных
потрясений, в ходе которых США пользуются
сохранением привилегированного положения
доллара для финансовой эксплуатации всего
несоциалистического мира, а также для
нанесения прямого ущерба экономическим
позициям своих конкурентов.
Начало 1970-х гг. ознаменовалось и
коренной ломкой ценовых пропорций на
мировом капиталистическом рынке -
изменением соотношения цен на готовые
изделия и сырье в пользу последних. В основе
такой ломки лежал кризис неоколониальной
системы эксплуатации природных богатств
развивающихся стран, в сочетании с
монополистической ценовой стратегией
крупнейших (прежде всего американских)
сырьевых ТНК. При этом всего за 2 года (1973-1974
гг.) мировые цены на нефть и сырье выросли в
4,5-5 раз, на зерно - в 2,5, на металлы и руды -
более чем в 1,5 раза. В результате США
вынуждены были существенно увеличить
затраты на импорт сырьевых товаров.
Дополнительный стимул получчло развитие
инфляционного процесса. В долгосрочном
плане перед страной встала задача
структурной перестройки экономики в
соответствии с новой структурой мировых
цен, прежде всего в соответствии с резким
ростом реального уровня мировых цен на
нефть (в 6,5 раза за 1970-1982 гг.).
Структурные сырьевой и
энергетический кризисы ускорили
наступление и усугубили тяжесть
циклического экономического кризиса. 1974-1975
гг., оказавшегося самым разрушительным за
весь послевоенный период. Падение
промышленного производства достигло 10,3%, а
длительность - 16 месяцев. Этому
способствовало также не наблюдавшееся
никогда ранее ускорение роста цен, несмотря
на сокращение производства. В 1974 г. темп
инфляции впервые в мирное время достиг 10%.
Рекордными для послевоенных кризисов стали
падение капиталовложений (на 27,6% за 1974-1977 гг.),
рост безработицы (до 8,2% рабочей силы), число
банкротств в сфере промышленности и
кредита. Резкое сокращение реальной
заработной платы американских рабочих (на 5%
за 1974-1975 гг.) способствовало установлению
еще одного рекорда - по показателю падения
потребительского спроса. Практически
одновременное падение производства в США,
Японии, ФРГ, Франции, Англии, Италии вызвало
кризис во всей мировой капиталистической
торговле. Американский экспорт сократился
в 1975 г. на 2,6% (в постоянных ценах), что еще
более усугубило внутренний кризис
экономики.
Особенная глубина кризиса 1974-1975
гг., одновременное существование спада и
инфляции (стагфляция), переплетение с целым
рядом структурных кризисов обусловили
необыкновенно длительный (20 месяцев) период
восстановления докризисного уровня в
экономике США. Последующий экономический
подъем отличался неустойчивостью.
Начавшийся с 1980 г. новый
циклический кризис побил почти все рекорды
своего предшественника - по глубине и общей
продолжительности падения промышленного
производства (12,4% и 20 месяцев), по масштабам
безработицы (9,7% рабочей силы), сокращению
личного потребления и размаху банкротств.*
Нарастание разрушительной силы кризисов
перепроизводства в США убедительно
свидетельствует о бессилии капитализма
преодолеть объективный процесс углубления
его общего кризиса.
Кризису 1980-1982 гг. в США были
присущи многие черты, ставшие характерными
для циклических кризисов
капиталистической экономики начиная с 1970-х
гг. Это прежде всего стагфляционный
характер в сочетании с долговременными
структурными кризисами. Так же, как в
середине 70-х гг., воспроизводство в период
кризиса было дополнительно нарушено резким
скачком цен на топливо и энергию, «нефтяным
шоком» 1979 г. Наибольшие трудности выпали на
долю энергоемких отраслей - черной и
цветной металлургии, химической
промышленности, а также автомобилестроения,
Как ив предшествовавшем кризисе, падение
промышленного производства было усилено в
результате резкого сокращения экспорта- на
11% за 1981-1982 гг. Начиная с 1983 г. экономика США,
преодолев депрессию, вступила в очередную
фазу подъема.
Дополнительным фактором
обострения социально-экономических
противоречий в США явился наметившийся в
1970-е гг. второй этап развертывания научно-технической
революции. Характерными чертами этого
этапа являются так называемые «микропроцессорная
революция» и биотехнология. Соответственно
быстрое развитие получают такие наукоемкие
отрасли, как производство ЭВМ и других
видов электронного оборудования,
приборостроение, ракетно-космическая
промышленность, фармацевтика. В то же время
целый ряд «старых» отраслей -
металлургическая, текстильная,
судостроительная и некоторые другие -
находятся в состоянии депрессии или
кризиса. Прогрессивная по сути структурная
перестройка хозяйства США несет с собой
усиление экономической нестабильности и
рост числа безработных.
В условиях серьезных потрясений
1970 - начала 1980-х гг. особенно отчетливо
выявилось бессилие экономической политики
буржуазного государства. Попытки
администрации Р. Никсона, Дж. Форда и Дж.
Картера разработать «комплексную»
программу государственных мероприятий,
одновременно противодействующую кризисам
и инфляции, не увенчались и не могли
увенчаться успехом, что стало особенно
очевидным входе кризиса середины 1970-х гг.
Деятельность республиканской
администрации во главе с президентом Р.
Рейганом лишь углубила кризис
государственно-монополистического
регулирования.
Администрация Р. Рейгана теснее,
чем любая из ее предшественниц, связана с
военно-промышленным комплексом (ВПК),
представляющим собой архиреакционный союз
монополистического военного бизнеса с
милитаристской верхушкой государственного
аппарата. Годовые государственные расходы
на военные цели превысили в 1985 г.. 300 млрд.
долл., отняв почти треть федерального
бюджета страны. Большая часть этих средств,
сформированных преимущественно за счет
налогов с населения, перераспределяется
непосредственно в пользу частного военно-промышленного
сектора США. Первичными подрядчиками
Пентагона являются 25 тыс. компаний и
предприятий, в военной индустрии трудятся
около 2 млн. рабочих. Для военных корпораций
характерна не только исключительная
прибыльность функционирования (в несколько
раз выше, чем в гражданских отраслях), но и
высокая степень монополизации: две трети
всех заказов Пентагона достается ста
военно-промышленным фирмам, а треть - всего
десяти. Во главе списка крупнейших
поставщиков Министерства обороны США
неизменно стоят такие гиганты, как «Дженерал
дайнемикс», «Макдонелл-Дуглас», «Юнайтед
Текнолоджиз», «Дженерал электрик», «Локхид»
и др.
В последнее время, несмотря на
обострение межимпериалистических
противоречий, заметно усилилась тенденция
к образованию международного
транснационального ВПК под эгидой США
прежде всего в рамках блока НАТО. Среди форм
интеграции в военно-производственной сфере
- внешняя торговля и вывоз капитала,
кооперационные и лицензионные соглашения.
Ведущую роль в этих процессах играют
американские военные концерны. Быстрыми
темпами растет экспорт оружия и военных
материалов из США (с 1 млрд. долл. в 1960 г. до
более чем 15 млрд. долл. к середине 1980-х гг.).
Важнейшая причина провалов «рейганомики»
заключается именно в следовании порочной
установке на крутое взвинчивание военных
расходов. Огромные военные расходы
обусловили гигантские дефициты
государственного бюджета и рост
федерального долга, выплата процентов по
которому составила в 1983 г. почти 16% всех
расходов правительства. Беспрецедентные
масштабы государственного долга в свою
очередь являются ключевым фактором подрыва
эффективности и ограничения возможностей
государственной антициклической политики.
Развертывание НТР, усиление
кризисного характера развития экономики
США и открыто промонополистическая
экономическая политика правительства
способствуют ускорению процессов
концентрации и централизации капитала в
промышленности. В начале 1980-х гг. около
половины производства в обрабатывающей
промышленности США приходилось на 200
крупных концернов, причем примерно
четверть - на 50 гигантов. Широкое
распространение получили такие формы
производственной структуры монополий, как
комбинаты - объединения предприятий,
технически связанных между собой, и
конгломераты - объединения предприятий, не
имеющих технологических связей,
выпускающих разнородную продукцию, что
позволяет монополиям расширить сферу
своего контроля и добиться большей
устойчивости в условиях колеблющейся
конъюнктуры.
В то же время быстрыми темпами
продолжается процесс монополистической
концентрации в кредитно-финансовой, сфере,
особенно в страховом деле. Банки остаются
важнейшим элементом того механизма, через
который финансовая олигархия подчиняет
своему господству всю экономику. К числу
наиболее распространенных форм связей
банковских и промышленных монополий
относится долгосрочное кредитование, а
также управление акциями по доверенности (трастовые
операции банков).
К настоящему времени в США
сложилось 20 крупных финансово-олигархических
групп, представляющих собой высшую форму
монополизации. Среди них «старые» группы
Морганов, Рокфеллеров, Дюпонов, Меллонов и
относительно «молодые» группировки
монополий, такие, как «Среднезападное
региональное объединение», включающее в
себя чикагскую и кливлендскую группы, «Техасское
региональное объединение» и др. Характерно,
что если до второй мировой войны ядром
финансовой группы являлась, как правило,
сильнейшая промышленная монополия, то
теперь финансовые группы нередко
возглавляются кредитно-финансовыми
монополиями. Например, во главе быстро
растущего «Западного объединения»
финансового капитала стоит «Бэнк оф
Америка».
Коренные изменения наметились на
современном этапе в сельскохозяйственном
секторе экономики США. Завершение
технического переворота в американском
сельском хозяйстве, а также обострение
мировой продовольственной проблемы
обусловили прекращение растянувшегося на
полвека аграрного кризиса
перепроизводства. С начала 1970-х гг.
производство сельскохозяйственной
продукции в США увеличивалось,
подстегиваемое ростом мировых цен.
Одновременно происходило его
переориентирование на внешний рынок. Доля
США в мировом экспорте зерна, например,
увеличилась с начала 70-х гг. с 27 до 53%. При
этом к началу 80-х гг. на внешнем рынке
реализовывалось около 70% выращенной в
стране пшеницы, 60% риса и хлопка, 40-50%
кукурузы и табака и т. д.
Экспортная специализация
способствовала дальнейшему повышению
уровня концентрации производства. Теперь
уже можно говорить о процессе
монополизации сельского хозяйства США
преимущественно на основе подчинения
фермерских хозяйств крупным промышленным и
торговым корпорациям. Преобладающей формой
агропромышленной интеграции являются при
этом контрактные отношения. Выгоды от
агропромышленной интеграции достаются не
фермерам и не массовому потребителю, а
крупным монополиям, господствующим в
агробизнесе. Между тем доходы американских
фермеров оказались в прямой зависимости от
неустойчивой внешнеэкономической
конъюнктуры.
Определенные изменения
происходили в последнее время и в положении
США внутри мирового капиталистического
хозяйства. Удельный вес страны в
промышленном производстве и экспорте
несоциалистического мира снизился за 12 лет
(1970-1982 гг.) соответственно с 36 до 35 и с 16 до 13%.
Однако страна, безусловно, остается
наиболее мощной державой капитализма, в 3-4
раза превосходя ближайших конкурентов (ФРГ
и Японию) по объему ВНП и промышленного
производства.
США сохраняют за собой роль
лидера по ряду важнейших направлений
научно-технического прогресса, а также по
масштабам концентрации и централизации
производства и капитала.
Господствующие позиции в
капиталистическом мире удерживают
американские ТНК, на долю которых
приходится 2/3 «интернациональной» (т. е.
произведенной под контролем иностранного
капитала) продукции. В области внешней
торговли США значительно превосходят
конкурентов прежде всего по экспорту
наукоемких и сельскохозяйственных .товаров.
Наконец, и в валютной сфере американский
доллар по-прежнему занимает
привилегированные позиции, особенно после
того, как длительное падение курса доллара
в 70-е гг. сменилось в начале 80-х гг. его
резким ростом вследствие крутого повышения
учетных ставок федеральной резервной
системой США.
В то же время и в 1970-е - начале 1980-х
гг. продолжала действовать тенденция к
выравниванию уровней эффективности
производства в трех основных «центрах сил»
капитализма: если в начале 60-х гг.
производительность труда в промышленности
западноевропейских стран и Японии была -в 2-3
раза ниже, чем в США, то во второй половине 70-х
гг. она достигла 70-90% их уровня. Впервые в
истории рынок США превратился в важнейшую
сферу приложения иностранного капитала (прежде
всего, западноевропейского); практически
сошло на нет прежнее преимущество США в
форме относительной независимости от
внешних рынков и источников сырья.
В США 1970-е - начало 1980-х гг. были
периодом невиданного роста хронической
безработицы - с 4 млн. накануне кризиса 1970-1971
гг. до 6 млн. человек накануне кризиса 1980-1982
гг. В фазах кризиса масштабы безработицы
каждый раз оказывались рекордными для
послевоенного времени и достигли в конце 1982
г. 12 млн. человек, почти сравнявшись с «достижением»
самого тяжелого в истории США кризиса 30-х гг.
Не менее острым бичом для трудящихся СЩА
является и инфляция. Если в 60-е гг. ее темп в
среднем составлял 2,3% в год, то в 70-е - уже 8,2%.
Причем именно в периоды кризисного роста
безработицы ускорялся и темп роста цен. В
результате реальные доходы трудящихся США,
начиная с середины 70-х гг., непрерывно
снижались, а количество людей, живущих в
условиях ниже официально признанного
порога бедности, достигло в 1983 г. 34 млн.
человек (15% всего населения США).
|