Итоги развития экономики к
началу 90-х гг. Экономические трудности 70-х
гг. поставили под сомнение правильность
системы государственного регулирования
рыночной экономики, вызвали пересмотр
теоретических посылок и практики
государственной экономической политики
США. Кейнсианская концепция была заменена
консервативным вариантом государственного
регулирования, который на практике
осуществлялся в годы правления
республиканской администрации президента
Р.Рейгана 11981-1988 гг.) и получил название "рейганомики".
"Рейганомика" явилась лишь
одним из вариантов неоконсервативной
политики, которая на протяжении 80-х - начала
90-х гг. применялась во всех развитых
капиталистических странах.
Неоконсерватизм стал ответом на ухудшение
условий капиталистического
воспроизводства и, как следствие,
выдвижение на первый план задач
рационализации производства, его
структурной и технологической перестройки,
усиление интернационализации капитала.
Например, внедрение новых технологий
требовало более гибкого государственного
регулирования, что проявилось в накоплении
больших средств для их инвестирования в
передовые отрасли, переквалификации
рабочей силы, нового подхода к решению
экологических и социальных проблем.
Большей свободы рук в новых условиях
требовали и НТК и растущий
немонополизированный секторы экономики,
интересы которых государство должно было
учитывать в своей экономической политике.
Программа оздоровления
американской экономики, выдвинутая
рейгановской администрацией в 1980 г.,
включала следующие основные положения:
1) сокращение налогов на
корпорации и личных подоходных налогов;
2) ограничение роста
правительственных расходов за счет
сокращения социальных программ;
3) дерегулирование
предпринимательской деятельности;
4) проведение жесткой кредитно-денежной
политики, направленной на преодоление
инфляции.
Осуществление программы Рейгана
столкнулось с серьезными трудностями. В
1980-1982 гг. экономику страны охватил новый
экономический кризис, который сказался на
положении фирм во многих случаях сильнее,
чем кризис 1973-1975 гг. В течение 1982 г. в США
бездействовали 30 % производственных
мощностей в обрабатывающей промышленности.
Резко ухудшилось положение в
автомобилестроении, жилищном
строительстве, отраслях, выпускающих
предметы потребления. Снизились объемы
производства в четной металлургии и
химической промышленности. Многие крупные
компании оказались в тисках финансовых
трудностей. Безработица составила более 10 %
рабочей силы.
Сокращение налогов стало первым
шагом экономической политики Рейгана.
Конгрессом был принят закон о снижении
подоходных налогов на 25 % в течение трех лет,
а также о сокращении федеральных расходов
на социальные услуги. Предполагалось, что в
результате сокращения налогов увеличатся
инвестиции в производство, что создаст
новые рабочие места, увеличит национальный
продукт и, следовательно, правительство
получит большой налоговый доход, несмотря
на снижение ставок налогообложения.
В области социальной политики
была выдвинута программа "нового
федерализма". Согласно этой программе
разделялись функции федеральных, штатных и
местных органов власти. Правительства
штатов должны были взять на себя
ответственность за выполнение двух
благотворительных программ - помощь
многодетным семьям и талоны на питание,
федеральное правительство отвечало за
медицинскую помощь бедным. Остальные 44
социальные программы были отданы в ведение
штатов, создан федеральный фонд для их
дополнительного финансирования в течение
четырех лет.
К концу первого срока правления
администрации Рейгана инфляция упала до 4 %.
ФРС ослабила политику сдерживания денежных
средств. Несколько снизились процентные
ставки, облегчив финансирование покупок
домов и автомобилей. Безработица
сократилась до 8 % рабочей силы. Вместе с тем
снижение налогов не привело к ожидаемому
росту инвестиций в экономику, на который
рассчитывали в случае снижения инфляции.
Картина оздоровления омрачалась также и
ростом дефицита государственного бюджета,
который составил около 200 млрд дол., главным
образом за счет увеличения расходов на
военные цели.
Основные цели внутренней
политики Рейгана - сократить сферу
деятельности федерального правительства, в
особенности в социальной области,
уменьшить подоходные налоги, увеличить
мощь вооруженных сил - оставались
неизменными и во время второго срока его
пребывания в Белом доме.
В соответствии с Законом о
подоходном налоге 1986 г. "потолок"
личных подоходных налогов сокращался с 50 до
28 %, а налога на прибыли корпораций -с 46 до 34%.
Закон освободил 6 млн граждан с низкими
доходами от уплаты федеральных налогов.
Цель закона состояла в том, чтобы
установить систему, при которой лица с
одинаковыми доходами платили бы примерно
одинаковые налоги. Вместе с тем новый закон
подрывал принцип прогрессивного
налогообложения, практику, сложившуюся с 1913
г. и предусматривавшую, что лица с высокими
доходами будут платить больший процент, чем
лица с низкими доходами. Были установлены
только две ставки: 15%-на подлежащие
налогообложению доходы ниже 29 750 дол. в год
на семью и 28%-на доходы, превышающие этот
уровень. Налоговая политика стимулировала
инвестиционную активность, повысила статус
самых богатых американцев и дала
возможность "среднему классу"
улучшить свое материальное положение.
В 1983 г. в США начался семилетний
хозяйственный подъем, который проходил в
условиях глубокой структурной перестройки
экономики, связанной с новым этапом научно-технической
революции. Реальные инвестиции в технику
обработки информации (ЭВМ, оборудование
связи, контрольно-измерительные и научные
приборы) возрастали ежегодно в среднем на 13
%.
В итоге подъема 1981-1989 гг. реальный
объем ВНП и продукция производства в 1989 г.
превысили их предкризисные максимальные
уровни 1979 г. почти на 28 %. Объем личного
потребления в 1989 г. на 1/3 превысил уровень 1979
г., что было связано с увеличением
численности занятых. Американская
экономика смогла создать более 17 млн
рабочих мест, главным образом в отраслях
сферы услуг. Норма безработицы составила 5 %,
находясь на самом низком уровне за период
после 1973 г. Потребительский спрос
свидетельствовал о росте доходов населения
и явился стимулом хозяйственного подъема.
Главными факторами
экономического подъема 1983- 1989 гг. стали
следующие:
1) завершение структурной
перестройки экономики, что создало условия
для ускорения обновления и расширения
основного капитала;
2) устойчивый рост реального
объема личного потребления;
3) стабилизация курса доллара на
сравнительно низком уровне относительно
валют других стран, что позволило привлечь
в американскую экономику огромные
финансовые ресурсы других стран.
Вместе с тем в 80-е гг. проявились и
негативные тенденции в экономическом
развитии США. В результате "рейганомики"
дефицит государственного бюджета США
составил .152 млрд дол., превышение расходов
над доходами достигло 5 % ВНП; почти такую же
долю ВНП составили расходы по обслуживанию
государственного долг. За период 80-х гг.
доходы самых богатых американцев,
составивших 1 % от общей численности
населения, почти удвоились, в то время как у
70 % американцев возросли в гораздо меньшей
мере. Соединенные Штаты, имевшие в середине
60-х гг. самый высокий в мире показатель ВНП
на душу населения, к 1987 г. были по этому
показателю превзойдены 10 странами.
Тенденция увеличения доли богатых слоев в
ущерб бедным вызвала обеспокоенность "среднего
класса", на который падало 60 %
распределяемого дохода, и привела к чувству
утраты "американской мечты".
Средняя заработная плата
американцев к началу 90-х гг. находилась на
самом низком уровне за последние 30 лет. В 1990
г. средняя часовая плата американских
рабочих равнялась 14,8 дол. против 17,9 дол. в
Дании, 21,5 - в ФРГ и 21,9-в Швеции.
Ослабли конкурентные позиции США
в мировой экономике. После 1980 г., потеряв
статус чистого кредитора, сохранявшийся с
1917 г., США становятся чистым должником,
задолжавшим другим странам больше, чем
должны им. В 80-е гг. важнейшей тенденцией
американской экономики стало ускоренное
вовлечение ее в мирохозяйственные связи,
переход от относительно "автономного"
к более "открытому" типу экономики,
которому свойственна более высокая степень
зависимости от общих тенденций и
противоречий мирового хозяйства.
В конце 80-х гг. после самого
длительного подъема экономика США вступила
в период резкого замедления темпов роста.
За 1989-1992 гг. среднегодовой прирост
реального объема ВВП составил около 1 %
против 0,8 % в среднем за 1982-1988 гг.
Депрессивное состояние
американской экономики в 1989-1992 гг.
объясняется не только циклическим
ослаблением всех основных компонентов
спроса, но и воздействием специфических
нециклических факторов, важнейшими из
которых были кризисные процессы в кредитно-финансовой
сфере и сокращение государственных военных
закупок.
В конце 80-х гг. экономика стала
испытывать определенные перегрузки в связи
с обслуживанием огромной задолженности,
накопленной за годы последнего подъема. В
1992 г. совокупная нефинансовая
задолженность населения, государства,
корпораций превысила II млрд дол., или около
двух объемов ВНП. В семейном доходе доля
выплат по погашению ипотечной
задолженности за 80-е гг. возросла с 9 до 13%.
Все это сказалось на ослаблении
потребительского спроса.
Фактором торможения
экономического роста послужило начавшееся
сокращение государственного военного
спроса. С 1988 г. военные расходы снижались
почти непрерывно, за исключением периода (конец
1990 - начало 1991 г.), связанного с конфликтом в
Персидском заливе. За 1991 г. объем военного
производства уменьшился на 6,6 %, а за 1988-1991 гг.-на
9%.
Общая продолжительность спада
составила 10 месяцев - с октября 1990 г. по март
1991 г., промышленное производство
сократилось на 12 % . Он затронул в основном
автомобильную промышленность в связи с
расширением мощности японских фирм в США. В
1991 г. объем производства в этой отрасли
сократился по сравнению с 1988 г. на 14,3 %. Это
послужило причиной падения производства в
металлургической промышленности за тот же
период на 9,7 %. Кризис в строительстве повлек
снижение производства стройматериалов. За
1990-1991 гг. продукция деревообработки
сократилась на 10 %, металлоконструкций - на
6,4, бытовой техники, ковровых изделий и
мебели - на 27 %.
В сравнительно лучшем положении
оказались отрасли с сильной экспортной
ориентацией: общее, электротехническое
машиностроение, приборостроение, спрос на
продукцию которых сохранялся. Экспортная
экспансия способствовала стабилизации
курса доллара в конце 80-х - начале 90-х гг. на
относительно низком уровне, существенно
повысилась конкурентоспособность
американских производителей. Вывоз
оборудования, составивший около 40 % объема
внешней торговли США, за 1989-1991 гг. возрастал
ежегодно на 12 %, обеспечивая общие высокие
темпы роста экспорта. В то же время импорт в
США замедлился, способствуя коррекции
внешнеторгового баланса. В 1991 г. дефицит
торгового баланса уменьшился до 74 млрд дол.
против 159,7 млрд в 1987 г. Платежный баланс был
сведен с минимальным за десятилетие
дефицитом в 8,6 млрд дол.
Продолжительность
экономического спада объяснялась тем, что
впервые за послевоенные годы в кризис была
вовлечена значительная часть отраслей
нематериального производства. Началось
сокращение занятости в сфере услуг, средняя
норма безработицы достигла 7,3 % рабочей силы.
Острой экономической проблемой
начала 90-х гг. стал дефицит
государственного бюджета - 290 млрд дол.,
растущий государственный долг - около 4 млрд,
что привело к сокращению инвестиционной
активности в стране, вытеснению частных
заемщиков с рынка ссудных капиталов и
превращению США в крупнейшего должника в
мире.
В связи с этим главной задачей
демократической администрации Б.Клинтона
стало оздоровление экономики путем
стимулирования инвестиционного процесса.
Экономическая стратегия
президента Клинтона характеризуется
следующими чертами:
а) акцентирование внимания на
долгосрочных проблемах, активное
применение фискальных мер в отличие от
монетарной политики;
б) использование
государственного регулирования с целью
поддержки НИОКР, развития государственной
инфраструктуры, создания благоприятных
условий для деятельности малого бизнеса;
в) усиление роли государства в
решении социальных проблем.
План стабилизации экономики,
разработанный демократической
администрацией, состоит из трех основных
программ:
1) краткосрочной программы
стимулирования экономики, на которую
выделяется 30 млрд дол. Основная ее задача -
увеличение числа рабочих мест через
развитие системы образования,
профессиональной подготовки и
переподготовки, а также путем развития
системы общественных работ;
2) долгосрочной инвестиционной
программы, рассчитанной на 4-летний период
начиная с 1993 г., которая предполагает
создание льгот и стимулов для частных
инвесторов, целевые капиталовложения в
наиболее важные отрасли хозяйства. На ее
осуществление выделено 140 млрд дол.;
3) программы сокращения
бюджетного дефицита как необходимого
условия долгосрочного экономического
роста. Предполагается уменьшить дефицит
госбюджета до 1997 г. на 500 млрд дол., в 1997 г. - на
140 млрд дол. и сократить долю бюджетного
дефицита в объеме ВНП с 5,4 % в 1994 г. до 2,7 % в 1997
г.
За первые два года правления
администрации Клинтона сократился уровень
безработицы и инфляции, создано 6 млн новых
рабочих мест, более эффективно стали
работать структуры бизнеса, снизился
дефицит госбюджета, расширилась внешняя
торговля.
Таким образом, опыт развития
американской экономики последних
десятилетий свидетельствует о том, что
решение ее проблем зависит не только от
выбора и средств государственной политики,
но и от ее потенциальных возможностей
адаптироваться к существованию в новых
мирохозяйственных условиях
взаимозависимости государств.
|