On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

3. Функция транспортного страхования на примере морского страхования

Морское страхование - грузов, судов, иных имущественных интересов - один из древнейших экономических и правовых институтов. За несколько веков до нашей эры древние финикийцы заключали договор "морского займа" - прообраз современного полиса по страхованию грузов. А совершенствуемая до нашего времени техника расчетов по общей аварии была, по свидетельству римского императора Юстиниана, известна еще Родосскому праву в начале первого тысячелетия до Рождества Христова.

Взрыв интернациональной торговли в XV-XVI веках, формирование новых, основанных на четкой системе законов, коммерческих отношений явились толчком к зарождению страхования в современном виде. Процесс этот начался в Италии в XIV столетии, а наибольшей отточенности вопросы взаимоотношения сторон по договору морского страхования достигли в Великобритании. Уже в 1600 году в стране принимается первый Закон о Страховании. А сегодняшние полисы базируются на Законе о Морском Страховании 1906 года.

Параграф первый Закона гласит: "Договор морского страхования - это договор, по которому страховщик обязуется возместить страхователю, в согласуемых в договоре порядке и мере, морские убытки, то есть убытки, связанные с торговым мореплаванием".

В этом и последующих положениях Закона закреплены разработанные веками принципы, на которых зиждится любой договор страхования.

Почему надо разбираться с принципами? Потому, что с ними Вы столкнетесь на всех стадиях общения с любым страховщиком, будете ли Вы определять сумму, на которую застраховать судно, требовать ли возмещение со страховой компании или вести переговоры об улучшении условий страхования.

Базисных принципов, например, в английском праве насчитывается пять:

(1) наличие имущественного интереса;

(2) наивысшая степень доверия сторон;

(3) наличие причинно-следственной связи

убытка и события, его вызвавшего;

(4) выплата возмещения в размерах реального убытка;

(5) суброгация - передача прав страхователя страховщику, выплатившему возмещение.

Фактически, они соответствуют этапам общения клиента и страховщика:

- без наличия интереса переговоры и не начнутся,

- без сообщения клиентом всей информации об объекте нельзя получить конкурентоспособные условия,

- не доказав причину убытка, не получить возмещения, возмещение будет выплачиваться в заранее оговоренной сумме, не превышающей фактического убытка, выплатив возмещение, страховщик получит все права клиента и попытается возместить убыток с виновных третьих лиц, если таковые имеются.

Назад       Главная       Вперёд