На протяжении всей своей истории
человечество страдало от пожаров и
пыталось противостоять этим стихийным
бедствиям, используя различные
организационные формы, которые зависели от
уровня общественного, экономического и
технического развития той или иной страны.
В связи с тем, что возместить
ущерб от пожаров одному хозяйству, как
правило, не удавалось, возникла объективная
необходимость использовать особую форму их
взаимопомощи - страхование имущества от
огня (огневое страхование, противопожарное
страхование). Его сущность заключается в
том, что случайный материальный ущерб
отдельного хозяйства распределяется на
возможно большее их количество. Это спасает
пострадавшее хозяйство от разорения за
счет группы других хозяйств.
Огневое страхование - это
старейший вид страхования. Первые
стихийные союзы по оказанию взаимной
помощи при пропаже имущества, в том числе от
пожаров, возникли в Европе еще в XII веке , а
организованные страховые компании
взаимного и акционерного типов появились в
XVII веке в наиболее технической и
экономически развитой к тому времени
стране - Англии. Затем стали создаваться
страховые общества во Франции и Германии. В
США акционерные страховые компании
появились в конце XVIII века. Быстрый рост
промышленности и строительства в этой
стране при отсутствии противопожарных норм
и требований привел к серии крупных пожаров
с очень большим материальным ущербом. Это
явилось мощным стимулом для развития
страхового дела и объединения страховых
компаний. Так, в середине XIX века там было
создано "Национальное бюро" ("National
Board of Fire Underwriters") для координации и
финансирования деятельности страховых
компаний по повышению пожарной
безопасности застрахованных объектов.
В России страхование от пожаров
возникло в конце XVIII века в прибалтийских
губерниях в форме взаимных обществ.
Старейшим страховым обществом является
Рижское, созданное в 1765 году. В 1827 году было
образовано "Первое Российское страховое
общество", которое получило монопольное
право на страховые операции в
Петербургской, Московской, Лифляндской,
Эстляндской и Курляндской губерниях. В 1835
году возникло "Второе Российское
страховое от огня общество", а в 1846 году -
общество "Саламандра". Эти общества
получили монополию на других территориях
России. Акционерные страховые организации,
возникавшие позже, монопольными правами
уже не обладали .
После Октябрьской революции, в 1921
году, был издан декрет СНК "О
государственном имущественном страховании",
объявивший монополию государства на этот
вид деятельности, а декретом СНК от 6 июля 1922
года страхование было переведено на
хозяйственный расчет. В конце 20-х годов
свободное предпринимательство было
заменено директивным планированием. В этих
условиях сложившаяся система страхования
от огня вступила в противоречие с общей
системой управления народным хозяйством
страны. В связи с этим постановлением ЦИК и
СНК СССР от 3 февраля 1931 года страхование
имущества, принадлежавшего
государственным предприятиям и
учреждениям, было отменено. Возобновилось
имущественное страхование предприятий
лишь в 1989 году.
Таким образом, в нашей стране 58
лет страхование имущества предприятий и
учреждений не проводилось, и роль
страхования в народном хозяйстве была
довольно ограниченной. Госстрах как
единственный страховщик в то время
занимался в основном страхованием
населения. В случае нанесения ущерба
государственной собственности от огня и
других стихийных бедствий возмещение
убытков производилось за счет резерва
Совета Министров, ежегодно
предусматриваемого в расходной части
государственного бюджета или за счет
централизованных резервных фондов
отраслевых министерств, образуемых за счет
прибыли подчиненных предприятий и
объединений. Очевидно, что такой подход не
побуждал к глубокому анализу причин и
не заинтересовывал руководителей в
повышении безопасности производств.
Обеспечение пожарной
безопасности объектов и продукции
министерств и ведомств осуществлялось в
плановом порядке по общесоюзным и
ведомственным нормативам (ОНТП, ВНТП, СН и П,
ПУЭ, правилам пожарной безопасности и т.п.).
Научно-методические разработки
общего характера, а также сертификационные
испытания средств противопожарной защиты,
проводил Всесоюзный научно-исследовательский
институт противопожарной обороны (ВНИИПО).
Кроме того, в каждой отрасли народного
хозяйства были определены головные
предприятия по разработке методик оценки (категорирования)
производств, помещений и зданий по
взрывопожарной и пожарной опасности, а
также по исследованиям веществ и
материалов с недостаточно изученными
свойствами.
В течение 70-х - 80-х годов
специалистами этих организаций в
результате проведенных теоретических и
экспериментальных исследований был
разработан комплекс методов, средств и
нормативно-технических документов по
обеспечению требуемого уровня пожарной
безопасности предприятий. При этом
сформировалось два подхода к оценке
пожароопасности объектов:
детерминированный и вероятностный.
Первый подход применительно к
промышленным объектам изложен в
общесоюзных нормах технологического
проектирования ОНТП 24-86 "Определение
категорий помещений и зданий по
взрывопожарной и пожарной опасности", а
также разработанных на их основе, с учетом
технологических процессов конкретных
отраслей, ведомственных нормах. Согласно
устанавливаемой этими нормами методике,
степень опасности (категория) помещений и
зданий определяется для наиболее
неблагоприятного в отношении пожара или
взрыва периода, исходя из вида находящихся
в аппаратах и помещениях горючих веществ и
материалов, их количества, размещения,
пожароопасных свойств и характера
технологических процессов.
Детерминированный подход к оценке пожарной
опасности транспортных средств рассмотрен,
например, в трудах С.- Петербургского
филиала ВНИИПО: Актуальные вопросы
пожарной безопасности на транспорте (Сб.
науч. тр. - М.: ВНИИПО, 1994-164 с.).
Второй подход к оценке пожарной
опасности объектов нашел отражение в ГОСТ
12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие
требования. В рекомендуемом приложении к
нему описан метод определения вероятности
возникновения пожара (взрыва) на объекте с
учетом максимально возможной массы газов,
паров или пылей, находящихся на нем, а также
размеров взрывопожарных зон, образующихся
в аварийных ситуациях.
На основании результатов оценки
степени пожарной опасности производств и
помещений на каждом предприятии
разрабатывались организационно-технические
мероприятия по обеспечению пожарной
безопасности, системы предотвращения
пожара и противопожарной защиты. Их
финансирование проводилось
централизованно по соответствующим
нормативам. Контроль за выполнением этих
мероприятий и исправностью
соответствующих систем вели органы
пожарного надзора.
Необходимо создание эффективной
системы огневого страхования В настоящее
время в Российской Федерации сложилась
напряженная ситуация в области обеспечения
пожарной безопасности . В 1994 году в России
зарегистрировано более 325 тыс. пожаров, при
которых погибло около 15 тыс. человек,
материальный ущерб превысил в действующих
ценах 2 трлн. рублей. Пожарами уничтожено
более 70 тыс. строений, 6 тыс. единиц
автотракторной техники, погибло 42 тыс.
голов скота. За 6 мес. 1995 года в России
зарегистрировано более 141 тыс. пожаров, при
которых погибло свыше 7,5 тыс. человек, а
материальный ущерб составил 328 млрд. рублей.
Относительный уровень утерь от пожаров в
России самый высокий среди развитых стран
мира. Он превышает сопоставимые показатели
потерь (без учета потерь от гибели и
травматизма людей) в Японии в 6,3 раза, в
Великобритании - 4,5 раза, в США - 3 раза, в
Венгрии - 6 раз.
В условиях осуществляемого в
стране перехода к рыночной экономике, для
которых характерны разобщенность хозяйств,
нестабильность экономики и нарастание
пожаровзрывоопасности промышленности,
защита имущества самостоятельных,
независимых от государства
товаропроизводителей становится возможной
только с помощью страхования. Важной
задачей в этих условиях становится
создание эффективной системы огневого
страхования, позволяющей активно
привлекать внебюджетные средства для
решения проблем пожарной безопасности
|