On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

6. Страхование от стихийных бедствий на примере противопожарного страхования

На протяжении всей своей истории человечество страдало от пожаров и пыталось противостоять этим стихийным бедствиям, используя различные организационные формы, которые зависели от уровня общественного, экономического и технического развития той или иной страны.

В связи с тем, что возместить ущерб от пожаров одному хозяйству, как правило, не удавалось, возникла объективная необходимость использовать особую форму их взаимопомощи - страхование имущества от огня (огневое страхование, противопожарное страхование). Его сущность заключается в том, что случайный материальный ущерб отдельного хозяйства распределяется на возможно большее их количество. Это спасает пострадавшее хозяйство от разорения за счет группы других хозяйств.

Огневое страхование - это старейший вид страхования. Первые стихийные союзы по оказанию взаимной помощи при пропаже имущества, в том числе от пожаров, возникли в Европе еще в XII веке , а организованные страховые компании взаимного и акционерного типов появились в XVII веке в наиболее технической и экономически развитой к тому времени стране - Англии. Затем стали создаваться страховые общества во Франции и Германии. В США акционерные страховые компании появились в конце XVIII века. Быстрый рост промышленности и строительства в этой стране при отсутствии противопожарных норм и требований привел к серии крупных пожаров с очень большим материальным ущербом. Это явилось мощным стимулом для развития страхового дела и объединения страховых компаний. Так, в середине XIX века там было создано "Национальное бюро" ("National Board of Fire Underwriters") для координации и финансирования деятельности страховых компаний по повышению пожарной безопасности застрахованных объектов.

В России страхование от пожаров возникло в конце XVIII века в прибалтийских губерниях в форме взаимных обществ. Старейшим страховым обществом является Рижское, созданное в 1765 году. В 1827 году было образовано "Первое Российское страховое общество", которое получило монопольное право на страховые операции в Петербургской, Московской, Лифляндской, Эстляндской и Курляндской губерниях. В 1835 году возникло "Второе Российское страховое от огня общество", а в 1846 году - общество "Саламандра". Эти общества получили монополию на других территориях России. Акционерные страховые организации, возникавшие позже, монопольными правами уже не обладали .

После Октябрьской революции, в 1921 году, был издан декрет СНК "О государственном имущественном страховании", объявивший монополию государства на этот вид деятельности, а декретом СНК от 6 июля 1922 года страхование было переведено на хозяйственный расчет. В конце 20-х годов свободное предпринимательство было заменено директивным планированием. В этих условиях сложившаяся система страхования от огня вступила в противоречие с общей системой управления народным хозяйством страны. В связи с этим постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 февраля 1931 года страхование имущества, принадлежавшего государственным предприятиям и учреждениям, было отменено. Возобновилось имущественное страхование предприятий лишь в 1989 году.

Таким образом, в нашей стране 58 лет страхование имущества предприятий и учреждений не проводилось, и роль страхования в народном хозяйстве была довольно ограниченной. Госстрах как единственный страховщик в то время занимался в основном страхованием населения. В случае нанесения ущерба государственной собственности от огня и других стихийных бедствий возмещение убытков производилось за счет резерва Совета Министров, ежегодно предусматриваемого в расходной части государственного бюджета или за счет централизованных резервных фондов отраслевых министерств, образуемых за счет прибыли подчиненных предприятий и объединений. Очевидно, что такой подход не побуждал к глубокому анализу причин и не заинтересовывал руководителей в повышении безопасности производств.

Обеспечение пожарной безопасности объектов и продукции министерств и ведомств осуществлялось в плановом порядке по общесоюзным и ведомственным нормативам (ОНТП, ВНТП, СН и П, ПУЭ, правилам пожарной безопасности и т.п.).

Научно-методические разработки общего характера, а также сертификационные испытания средств противопожарной защиты, проводил Всесоюзный научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ВНИИПО). Кроме того, в каждой отрасли народного хозяйства были определены головные предприятия по разработке методик оценки (категорирования) производств, помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также по исследованиям веществ и материалов с недостаточно изученными свойствами.

В течение 70-х - 80-х годов специалистами этих организаций в результате проведенных теоретических и экспериментальных исследований был разработан комплекс методов, средств и нормативно-технических документов по обеспечению требуемого уровня пожарной безопасности предприятий. При этом сформировалось два подхода к оценке пожароопасности объектов: детерминированный и вероятностный.

Первый подход применительно к промышленным объектам изложен в общесоюзных нормах технологического проектирования ОНТП 24-86 "Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности", а также разработанных на их основе, с учетом технологических процессов конкретных отраслей, ведомственных нормах. Согласно устанавливаемой этими нормами методике, степень опасности (категория) помещений и зданий определяется для наиболее неблагоприятного в отношении пожара или взрыва периода, исходя из вида находящихся в аппаратах и помещениях горючих веществ и материалов, их количества, размещения, пожароопасных свойств и характера технологических процессов. Детерминированный подход к оценке пожарной опасности транспортных средств рассмотрен, например, в трудах С.- Петербургского филиала ВНИИПО: Актуальные вопросы пожарной безопасности на транспорте (Сб. науч. тр. - М.: ВНИИПО, 1994-164 с.).

Второй подход к оценке пожарной опасности объектов нашел отражение в ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования. В рекомендуемом приложении к нему описан метод определения вероятности возникновения пожара (взрыва) на объекте с учетом максимально возможной массы газов, паров или пылей, находящихся на нем, а также размеров взрывопожарных зон, образующихся в аварийных ситуациях.

На основании результатов оценки степени пожарной опасности производств и помещений на каждом предприятии разрабатывались организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, системы предотвращения пожара и противопожарной защиты. Их финансирование проводилось централизованно по соответствующим нормативам. Контроль за выполнением этих мероприятий и исправностью соответствующих систем вели органы пожарного надзора.

Необходимо создание эффективной системы огневого страхования В настоящее время в Российской Федерации сложилась напряженная ситуация в области обеспечения пожарной безопасности . В 1994 году в России зарегистрировано более 325 тыс. пожаров, при которых погибло около 15 тыс. человек, материальный ущерб превысил в действующих ценах 2 трлн. рублей. Пожарами уничтожено более 70 тыс. строений, 6 тыс. единиц автотракторной техники, погибло 42 тыс. голов скота. За 6 мес. 1995 года в России зарегистрировано более 141 тыс. пожаров, при которых погибло свыше 7,5 тыс. человек, а материальный ущерб составил 328 млрд. рублей. Относительный уровень утерь от пожаров в России самый высокий среди развитых стран мира. Он превышает сопоставимые показатели потерь (без учета потерь от гибели и травматизма людей) в Японии в 6,3 раза, в Великобритании - 4,5 раза, в США - 3 раза, в Венгрии - 6 раз.

В условиях осуществляемого в стране перехода к рыночной экономике, для которых характерны разобщенность хозяйств, нестабильность экономики и нарастание пожаровзрывоопасности промышленности, защита имущества самостоятельных, независимых от государства товаропроизводителей становится возможной только с помощью страхования. Важной задачей в этих условиях становится создание эффективной системы огневого страхования, позволяющей активно привлекать внебюджетные средства для решения проблем пожарной безопасности

Назад       Главная       Вперёд