On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

7. Функциональное развитие страхования в СНГ на примере Республики Беларусь

Переход к рыночным отношениям способствует появлению множества хозяйствующих субъектов, заинтересованных в обеспечении защиты своей предпринимательской деятельности, своего имущества и своих доходов от различных стихийных бедствий, от ошибок в коммерческой деятельности или от бездеятельности своих партнеров и своей собственной. В этих условиях государство вполне естественно и закономерно утрачивает свои традиционные функции гаранта возмещения ущерба. Эту роль принимает на себя развернутая и устойчивая система страхования. Другой более эффективный механизм защиты, чем страхование, сегодня предположить трудно. Наличие страховой защиты уже на переходном этапе позволяет существенно сгладить отрицательные явления этого этапа. Среди них - рост безработицы, остановка производства, перебои в тепло- и водоснабжении, ухудшение криминогенной обстановки, уменьшение размеров социальных выплат, падение уровня медицинского обслуживания, аварии, вызванные общим падением производственной дисциплины, и др. Отрицательные последствия любого из вышеперечисленных явлений в рыночно ориентированных государствах компенсируются страховыми организациями. При этом существенно экономятся государственные средства, уменьшается нагрузка на бюджет, снижается степень социальной напряженности, резко возрастает ответственность каждого гражданина и хозяйственного субъекта за последствия предпринимаемых ими действий.

Таким образом, с переходом к рыночным отношениям в целом в хозяйстве республики возникли большие потребности в страховых услугах, с одной стороны, и, с другой стороны, появилась возможность заниматься такой предпринимательской деятельностью, как страхование. Сейчас на страховом рынке республики действуют уже около сотни страховых организаций с развитой сетью обособленных структурных подразделений - филиалов. представительств, отделений. Стали развиваться новые, перспективные виды страхования - страхование от безработицы, риска наступления банкротства, от потери заработка, риска гражданской ответственности врачей, адвокатов, аудиторов, инженеров по результатам своей деятельности, страхование ответственности предпринимателей и др. Изменения в системе специальных ориентиров позволили вести речь о медицинском страховании как в добровольной, так и в обязательной формах.

К сожалению, после развала Союза была нарушена и целостная система обязательного страхования, непосредственно направленного на защиту прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией. В настоящее время действуют только четыре лицензии Белгосстраха по обязательному личному страхованию: военнослужащих и военнообязанных; лиц рядового и начальствующего состава органов и подразделений МВД; прокурорских работников и ветеринарных специалистов государственной ветеринарной службы. Однако жизнь настоятельно требует введения новых обязательных видов страхования: ответственности перевозчика перед пассажирами; ответственности работодателя за ущерб, причиненный жизни и здоровью работников; страхование профессиональной ответственности, гражданской ответственности предприятий -источников повышенной опасности и обязательного медицинского страхования.

Понятно, что в разработке проектов законов и иных нормативных актов Республики Беларусь, направленных на развитие системы страхования, принимают участие заинтересованные центральные органы управления, а также Госстрахнадзор, Белгосстрах и Белорусский страховой союз.

Особое значение имеет разработка базового проекта закона Республики Беларусь "Об основах проведения обязательного страхования в Республике Беларусь", в котором предполагается определить понятие обязательного страхования (в том числе обязательного государственного страхования), а также общие цели, задачи, принципы, порядок и условия проведения страхования в этой форме. В соответствии с общими требованиями этого закона будут затем разрабатываться все остальные.

Предполагается также решить вопрос с государствами - бывшими республиками Союза ССР о заключении межправительственного соглашения по вопросам осуществления обязательного страхования.

Уместно подчеркнуть, что страхование является поистине универсальным инструментом рыночной инфраструктуры, соединяющим в себе функции не только гаранта возмещения убытков, возникших вследствие как заранее предвиденных, так и непредвиденных событий, но и крупнейшего инвестора. Однако в процесс инвестирования пока слабо вовлечены средства страховых компаний, главным образом потому, что в сложившейся экономической ситуации в республике трудно найти эффективные, привлекательные направления инвестирования. Заинтересованное в таком инвесторе, как страхование, правительство и поручило разработать и внести на рассмотрение проект решения Кабинета министров "Об инвестиционной деятельности страховых организаций".

Безусловно, актуальной для страховой отрасли является разработка закона "О внесении дополнений и изменений в законодательные акты РБ по вопросам налогообложения страховой деятельности". Свои предложения по этому вопросу Госстрахнадзор уже направил Министерству финансов. Госстрахнадзором также разработано и направлено на рассмотрение правительства и Положение о страховых брокерах - относительно новом институте белорусского страхового рынка. С развитием рынка страховых услуг в республике возникли объективные предпосылки для появления и таких страховых посредников, как брокеры (физических лиц и специализированных брокерских компаний), которые являются необходимыми элементами страховой инфраструктуры.

Положение о страховых брокерах регламентирует порядок их работы и содержит принцип государственного регулирования их деятельности.

Правительство поручило также центральным органам управления разработать и внести на рассмотрение предложения о создании национальной системы перестрахования. Эта проблема актуальна, злободневна и требует немедленного решения потому, что страховые организации республики пока маломощны и не в состоянии страховать крупные риски. А при передаче рисков в перестрахование необходима система, отлаженный механизм взаимодействия страховщика (цедента) и перестраховщика. Возникают вопросы по формам расчетов, валюте, документальному оформлению, по размерам собственного удержания, комиссионного и брокерского вознаграждения, тантьемам, сборам и т.д. Все это должно быть унифицировано, приведено к единым требованиям.

Таким образом система страхования, хоть и медленно, но верно развивается и, естественно, сталкивается со многими проблемами, решать которые призваны люди, которые посвятили себя страховому делу.

Назад       Главная       Вперёд