Переход к рыночным отношениям
способствует появлению множества
хозяйствующих субъектов, заинтересованных
в обеспечении защиты своей
предпринимательской деятельности, своего
имущества и своих доходов от различных
стихийных бедствий, от ошибок в
коммерческой деятельности или от
бездеятельности своих партнеров и своей
собственной. В этих условиях государство
вполне естественно и закономерно
утрачивает свои традиционные функции
гаранта возмещения ущерба. Эту роль
принимает на себя развернутая и устойчивая
система страхования. Другой более
эффективный механизм защиты, чем
страхование, сегодня предположить трудно.
Наличие страховой защиты уже на переходном
этапе позволяет существенно сгладить
отрицательные явления этого этапа. Среди
них - рост безработицы, остановка
производства, перебои в тепло- и
водоснабжении, ухудшение криминогенной
обстановки, уменьшение размеров социальных
выплат, падение уровня медицинского
обслуживания, аварии, вызванные общим
падением производственной дисциплины, и др.
Отрицательные последствия любого из
вышеперечисленных явлений в рыночно
ориентированных государствах
компенсируются страховыми организациями.
При этом существенно экономятся
государственные средства, уменьшается
нагрузка на бюджет, снижается степень
социальной напряженности, резко возрастает
ответственность каждого гражданина и
хозяйственного субъекта за последствия
предпринимаемых ими действий.
Таким образом, с переходом к
рыночным отношениям в целом в хозяйстве
республики возникли большие потребности в
страховых услугах, с одной стороны, и, с
другой стороны, появилась возможность
заниматься такой предпринимательской
деятельностью, как страхование. Сейчас на
страховом рынке республики действуют уже
около сотни страховых организаций с
развитой сетью обособленных структурных
подразделений - филиалов. представительств,
отделений. Стали развиваться новые,
перспективные виды страхования -
страхование от безработицы, риска
наступления банкротства, от потери
заработка, риска гражданской
ответственности врачей, адвокатов,
аудиторов, инженеров по результатам своей
деятельности, страхование ответственности
предпринимателей и др. Изменения в системе
специальных ориентиров позволили вести
речь о медицинском страховании как в
добровольной, так и в обязательной формах.
К сожалению, после развала Союза
была нарушена и целостная система
обязательного страхования,
непосредственно направленного на защиту
прав и свобод человека и гражданина,
гарантированных Конституцией. В настоящее
время действуют только четыре лицензии
Белгосстраха по обязательному личному
страхованию: военнослужащих и
военнообязанных; лиц рядового и
начальствующего состава органов и
подразделений МВД; прокурорских работников
и ветеринарных специалистов
государственной ветеринарной службы.
Однако жизнь настоятельно требует введения
новых обязательных видов страхования:
ответственности перевозчика перед
пассажирами; ответственности работодателя
за ущерб, причиненный жизни и здоровью
работников; страхование профессиональной
ответственности, гражданской
ответственности предприятий -источников
повышенной опасности и обязательного
медицинского страхования.
Понятно, что в разработке
проектов законов и иных нормативных актов
Республики Беларусь, направленных на
развитие системы страхования, принимают
участие заинтересованные центральные
органы управления, а также Госстрахнадзор,
Белгосстрах и Белорусский страховой союз.
Особое значение имеет разработка
базового проекта закона Республики
Беларусь "Об основах проведения
обязательного страхования в Республике
Беларусь", в котором предполагается
определить понятие обязательного
страхования (в том числе обязательного
государственного страхования), а также
общие цели, задачи, принципы, порядок и
условия проведения страхования в этой
форме. В соответствии с общими требованиями
этого закона будут затем разрабатываться
все остальные.
Предполагается также решить
вопрос с государствами - бывшими
республиками Союза ССР о заключении
межправительственного соглашения по
вопросам осуществления обязательного
страхования.
Уместно подчеркнуть, что
страхование является поистине
универсальным инструментом рыночной
инфраструктуры, соединяющим в себе функции
не только гаранта возмещения убытков,
возникших вследствие как заранее
предвиденных, так и непредвиденных событий,
но и крупнейшего инвестора. Однако в
процесс инвестирования пока слабо
вовлечены средства страховых компаний,
главным образом потому, что в сложившейся
экономической ситуации в республике трудно
найти эффективные, привлекательные
направления инвестирования.
Заинтересованное в таком инвесторе, как
страхование, правительство и поручило
разработать и внести на рассмотрение
проект решения Кабинета министров "Об
инвестиционной деятельности страховых
организаций".
Безусловно, актуальной для
страховой отрасли является разработка
закона "О внесении дополнений и
изменений в законодательные акты РБ по
вопросам налогообложения страховой
деятельности". Свои предложения по этому
вопросу Госстрахнадзор уже направил
Министерству финансов. Госстрахнадзором
также разработано и направлено на
рассмотрение правительства и Положение о
страховых брокерах - относительно новом
институте белорусского страхового рынка. С
развитием рынка страховых услуг в
республике возникли объективные
предпосылки для появления и таких
страховых посредников, как брокеры (физических
лиц и специализированных брокерских
компаний), которые являются необходимыми
элементами страховой инфраструктуры.
Положение о страховых брокерах
регламентирует порядок их работы и
содержит принцип государственного
регулирования их деятельности.
Правительство поручило также
центральным органам управления
разработать и внести на рассмотрение
предложения о создании национальной
системы перестрахования. Эта проблема
актуальна, злободневна и требует
немедленного решения потому, что страховые
организации республики пока маломощны и не
в состоянии страховать крупные риски. А при
передаче рисков в перестрахование
необходима система, отлаженный механизм
взаимодействия страховщика (цедента) и
перестраховщика. Возникают вопросы по
формам расчетов, валюте, документальному
оформлению, по размерам собственного
удержания, комиссионного и брокерского
вознаграждения, тантьемам, сборам и т.д. Все
это должно быть унифицировано, приведено к
единым требованиям.
Таким образом система
страхования, хоть и медленно, но верно
развивается и, естественно, сталкивается со
многими проблемами, решать которые
призваны люди, которые посвятили себя
страховому делу.
|