Рассматривая культуру как целое,
как органическое единство, евразийцы тем не
менее доказывали, что она не представляет
собой нечто недифференцированное. Культура
как целое актуализируется в определенных
сферах. При этом подчеркивалось, что сферы
культуры находятся в неразрывной связи и
взаимопереплетении. Поэтому каждая сфера
культуры не может быть резко отделена от
других. «...Надо всегда помнить, - писал Л. П.
Карсавин, - что данная сфера культуры не
может быть резко отделена от других не
только по определяющему ее частному
соборному субъекту, но и в силу
органического взаимопереплетения ее с
другими сферами».
В каких же сферах актуализирует,
проявляет себя культура как целое?
Евразийцы считали, что возможно
установить следующие основные сферы
культуры: 1) сферу государственную или
политическую, в которой преимущественно
осуществляется единство культуры и личное
бытие ее субъекта; 2) сферу духовного
творчества, или духовной культуры, духовно-культурную
сферу и 3) сферу материально-культурную или
сферу материальной культуры. Все эти сферы
относятся друг к другу в иерархическом
порядке, определяемом значением их в
культуре как целом.
В евразийской концепции
установлен следующий иерархический
порядок сфер культуры.
Низшее место принадлежит
материально-культурной сфере. Данная сфера
культуры занимает в иерархии культур
низшее место потому, что она существенно
определена отношением субъекта культуры к
миру природы, который использует этот мир (природу)
ради высших духовных «зданий культуры». В
эти высшие здания входит одухотворение, в
частности, познание самой природы. Вместе с
тем ценности материальной культурной сферы,
отмечает Л. П. Карсавин, нельзя считать
материальными и именно потому, что в
культурной деятельности само материальное
одухотворяется. Однако природа, при всем
служебном ее значении, т. е. использования
ее ради высших духовных заданий культуры,
обладает и некоторой самоценностью, а
потому требует к себе религиозного отношения,
т. е. религиозного осмысления материальной
культуры.
В свою очередь, в материальной
сфере необходимо различать ряд частных
сфер, главным образом технику и хозяйство.
Техника преобразует и
одухотворяет не только саму природу, но и
средства такого преобразования и одухотворения.
При этом такое преобразование и одухотворение
осуществляется ради целей хозяйства (экономики)
и целей духовной культуры. Таким образом,
техника, с одной стороны, служебна по
отношению к хозяйству, а с другой стороны -
стоит рядом с ним, являясь, как и хозяйство,
служебной по отношению к духовной культуре.
Хотя в хозяйственной сфере наличествуют
материальные и духовные блага, тем не менее
роль хозяйства служебна по отношению к
духовной культуре.
В иерархии сфер культуры как бы
срединное место занимает духовная культура
или сфера духовного творчества, которая
представляет собой сферу свободного познания
и самопознания культуро-субъекта в
различных областях: в религии, морали, праве,
науке, философии, литературе, искусстве и т.
л. Но как вполне свободная и в то же время
единая, эта сфера существует лишь в соборной
Православной Церкви. Л. П. Карсавин,
например, подчеркивает, что вне церкви и
религии духовное творчество ограничено в
своей свободе и своих возможностях.
Духовная сфера культуры
настоятельно нуждается в самоорганизации и
внутренней собранности, т. е. в личном
самоопределении ее соборного субъекта.
Евразийцы считали, что организация
духовной культуры предполагает соучастие
в ней и направляющую роль государства (правящего
слоя). Отсюда «на первое место в иерархии
сфер культуры следует поставить сферу
государственную, преимущественным
выразителем и субъектом которой является
правящий слой».
Подчеркивая первенствующее
значение государственной сферы, евразийцы
вместе с тем настаивали на том, что ошибочно
всякое обоготворение государства и всякое
признание его последней целью культурного
развития и бытия. Они подчеркивали, что как
«личная форма» культуро-субъекта
государство подчинено его целям. Как форма,
«само по себе», государство не обладает
творческой силой, хотя через него и
осуществлятся творческая деятельность
культуро-субъекта. По мнению евразийцев,
государство может мешать культурному
развитию, потому что является лишь орудием
субъекта культуры, который его (государство)
создает и через него действует. Сдерживать
развитие культуры государство может уже потому,
что по самой своей природе всякая
государственность обладает большей
устойчивостью и косностью, меньшей
гибкостью, чем иные сферы культуры. Подмена
примата культуры приматом государства
неизбежно ведут к непомерному расширению
политической сферы, а в связи с этим - к
вредному формализму.
Таким образом, государство по
отношению к культуре вторично и является
только формой ее бытия. Оно не должно
стеснять свободного саморазвития
культурно-народной или культурно-многонародной
личности, в себе и через себя открывая ей
путь для свободного выражения и
осуществления ее воли. Государство
направляет развитие культуры, но
направляет в качестве преимущественного
выразителя воли культуро-субъекта.
|