On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. Сферы культуры

Рассматривая культуру как целое, как органическое единство, евразийцы тем не менее доказывали, что она не представляет собой нечто недифференцированное. Культура как целое актуализируется в определенных сфе­рах. При этом подчеркивалось, что сферы культуры на­ходятся в неразрывной связи и взаимопереплетении. Поэ­тому каждая сфера культуры не может быть резко отделе­на от других. «...Надо всегда помнить, - писал Л. П. Карсавин, - что данная сфера культуры не может быть резко отделена от других не только по определяющему ее частному соборному субъекту, но и в силу органического взаимопереплетения ее с другими сферами».

В каких же сферах актуализирует, проявляет себя куль­тура как целое?

Евразийцы считали, что возможно установить следую­щие основные сферы культуры: 1) сферу государственную или политическую, в которой преимущественно осущест­вляется единство культуры и личное бытие ее субъекта; 2) сферу духовного творчества, или духовной культуры, духовно-культурную сферу и 3) сферу материально-куль­турную или сферу материальной культуры. Все эти сфе­ры относятся друг к другу в иерархическом порядке, оп­ределяемом значением их в культуре как целом.

В евразийской концепции установлен следующий иерархический порядок сфер культуры.

Низшее место принадлежит материально-культурной сфере. Данная сфера культуры занимает в иерархии куль­тур низшее место потому, что она существенно опреде­лена отношением субъекта культуры к миру природы, ко­торый использует этот мир (природу) ради высших ду­ховных «зданий культуры». В эти высшие здания входит одухотворение, в частности, познание самой природы. Вместе с тем ценности материальной культурной сферы, отмечает Л. П. Карсавин, нельзя считать материальными и именно потому, что в культурной деятельности само материальное одухотворяется. Однако природа, при всем служебном ее значении, т. е. использования ее ради выс­ших духовных заданий культуры, обладает и некоторой самоценностью, а потому требует к себе религиозного от­ношения, т. е. религиозного осмысления материальной культуры.

В свою очередь, в материальной сфере необходимо различать ряд частных сфер, главным образом технику и хозяйство.

Техника преобразует и одухотворяет не только саму природу, но и средства такого преобразования и одухо­творения. При этом такое преобразование и одухотворе­ние осуществляется ради целей хозяйства (экономики) и целей духовной культуры. Таким образом, техника, с од­ной стороны, служебна по отношению к хозяйству, а с другой стороны - стоит рядом с ним, являясь, как и хо­зяйство, служебной по отношению к духовной культуре. Хотя в хозяйственной сфере наличествуют материальные и духовные блага, тем не менее роль хозяйства служебна по отношению к духовной культуре.

В иерархии сфер культуры как бы срединное место занимает духовная культура или сфера духовного творче­ства, которая представляет собой сферу свободного познания и самопознания культуро-субъекта в различных областях: в религии, морали, праве, науке, философии, литературе, искусстве и т. л. Но как вполне свободная и в то же время единая, эта сфера существует лишь в собор­ной Православной Церкви. Л. П. Карсавин, например, подчеркивает, что вне церкви и религии духовное твор­чество ограничено в своей свободе и своих возможностях.

Духовная сфера культуры настоятельно нуждается в самоорганизации и внутренней собранности, т. е. в лич­ном самоопределении ее соборного субъекта. Евразийцы считали, что организация духовной культуры предпола­гает соучастие в ней и направляющую роль государства (правящего слоя). Отсюда «на первое место в иерархии сфер культуры следует поставить сферу государственную, преимущественным выразителем и субъектом которой яв­ляется правящий слой».

Подчеркивая первенствующее значение государствен­ной сферы, евразийцы вместе с тем настаивали на том, что ошибочно всякое обоготворение государства и вся­кое признание его последней целью культурного разви­тия и бытия. Они подчеркивали, что как «личная форма» культуро-субъекта государство подчинено его целям. Как форма, «само по себе», государство не обладает творчес­кой силой, хотя через него и осуществлятся творческая деятельность культуро-субъекта. По мнению евразийцев, государство может мешать культурному развитию, пото­му что является лишь орудием субъекта культуры, кото­рый его (государство) создает и через него действует. Сдерживать развитие культуры государство может уже по­тому, что по самой своей природе всякая государствен­ность обладает большей устойчивостью и косностью, мень­шей гибкостью, чем иные сферы культуры. Подмена при­мата культуры приматом государства неизбежно ведут к непомерному расширению политической сферы, а в свя­зи с этим - к вредному формализму.

Таким образом, государство по отношению к культу­ре вторично и является только формой ее бытия. Оно не должно стеснять свободного саморазвития культурно-на­родной или культурно-многонародной личности, в себе и через себя открывая ей путь для свободного выражения и осуществления ее воли. Государство направляет разви­тие культуры, но направляет в качестве преимуществен­ного выразителя воли культуро-субъекта.

Назад       Главная       Вперёд