Рассмотрим конкретные задачи ,
которые роботы решают в настоящее время на
промышленных предприятиях. Их можно
разделить на три основных категории :
-манипуляции заготовками и
изделиями
-обработка с помощью различных
инструментов
-сборка .
Манипуляции изделиями и
заготовками.
При разгрузочно-загрузочных и
транспортных операциях робот заменяет пару
человеческих рук . В его обязанности не
входят особенно сложные процедуры . Он
всего лишь многократно повторяет одну и
туже операцию в соответствии с заложенной в
нем программой . Рассмотрим типичные
применения таких роботов .
Во многих отраслях
машиностроительной промышленности
используются установки для литья , резки и
ковки . В большинстве случаев
последовательность выполняемых ими
операций весьма проста. Вначале заготовки
загружают в производственную установку ,
которая затем обрабатывает их строго
определенным образом , и , наконец , готовые
детали извлекают из нее . Загрузку и
разгрузку , как правило , выполняют рабочие
или в тех случаях , когда применимы средства
жесткой автоматизации , специализированные
механизмы , рассчитанные на операции только
одного вида . Роботы могут здесь оказаться
полезными , если характер таких загрузочно-разгрузочных
операций время от времени меняется .
Например, в литейном
производстве роботы используются как для
дозированной разливки расплавленного
алюминия , так и для извлечения из пресс-формы
затвердевших отливок и охлаждениях . Такой
подход обладает двумя преимуществами .
прежде всего гарантируют более строгое
соблюдение требований технологического
процесса : действую и соответствии с
заданной программой , они всегда вводят в
установку точно дозированное количество
металла . Затем в строго определенные
моменты времени они извлек ют из нее
отформованные детали . Благодаря точному
соблюдению технологического процесса
строго соблюдаются и характеристики
изделий .
Второе преимущество данного
подхода заключается в том , что значительно
облегчается работа оператора . Извлечение
раскаленного куска металла из пресс-формы
одна из мало привлекательных работ , и
желательно , чтобы ее выполнял робот.
Таким образ ль человека сводится
к контролю за протеканием процесса и
управлению действиями робота с помощью
компьютера.
Во многих отраслях
машиностроительной промышленности
погрузочно-разгрузочные механизмы
предназначены для перемещения изделий с
одного производственного участка на другой
. И при выполнение таких перемещений роботы
играют немаловажную роль . На заводе фирмы
IBM в Пикипси (шт. Нью-Йорк), выпускающем
компьютеры , роботы загружает магнитные
диски в систему , где на них записывается
необходимая информация . Программа ,
управляющая роботом , содержит инструкции
относительно того , в какую из четырех
установок для записи следует загружать тот
или иной «пустой» диск . Кроме того ,
программа задает конкретный набор команд ,
который соответствующая установка должна
занести на диск . Тот же робот осуществляет
и два других этапа этого технологического
процесса . Он извлекает диск из
записывающей установки и помещает его в
устройство , которое струей сжатого воздуха
прижимает к поверхности диска
самоклеющуюся метку . Затем робот вынимает
диск с помощью захватного приспособления и
упаковывает его конверт . Подобный робот
разработан и внедрен на английском
автомобилестроительном заводе . Он
передвигается на гусеницах между пятью
производственными участка-ми завода . Робот
извлекает пластмассовую деталь автомобиля
из установки для инжекторного прессов и
последовательно переносит деталь на
доводочные участки , где с нее снимаются
облои и заусенцы . Далее робот помещает
деталь на специализированный станок ,
который полирует ее. И наконец деталь
перемещается с полировального станка на
конвейер .
Создание ГПС с использованием
современных средств вычислительной
техники не исключает участия человека в
управлении производства. В зависимости от
степени автоматизации изменяются только
его задачи и характер деятельности, в
результате чего увеличивается цена ошибки,
которую может при этом совершить человек.
Отсюда следует, что современная ГПС в самом
общем виде представляет собой систему «человек
- машина» и рабочие места диспетчеров и
операторов должны учитывать задачи и
условия деятельности человека по
управлению и обслуживанию ГПС и систем
управления ГПС в нормальных условиях
функционирования и в аварийных ситуациях.
Рабочим местом диспетчера ГПС
является пульт, на котором располагаются
средства отображения оперативной
информации о органы управления.
К основным функциям диспетчера
относятся:
-контроль работы средств
автоматического управления ГПС,
технологического производства и
состояния оборудования;
-оперативное вмешательство в
процесс при неисправности системы или
отдельных устройств автоматического
управления в нестандартных ситуациях;
-связь с другими службами и
регистрация нестандартной ситуации;
-обеспечение продолжения
производственного процесса при полном
или частичном отказе основной системы
автоматического или автоматизированного
управления.
|