Европейский парламент не следует путать, как это нередко бывает, с
Парламентской ассамблеей Совета Европы.
Совет Европы,
отметивший в 1989 г. свое 40-летие, — первая общеевропейская консультативная
политическая организация, в которую ныне входят 25 государств Западной Европы,
как члены НАТО, так и нейтральные страны, как члены “Общего рынка” (собственно
Европейского сообщества) , так и другие западноевропейские страны. Среди
органов Совета Европы выделяется его Парламентская ассамблея, состоящая из 177
депутатов и 177 заместителей депутатов, являющихся представителями национальных
парламентов на общеевропейском форуме.
Что же
касается Европейского парламента, то он — представительный орган Европейского
сообщества, созданный Римским договором 1957 г. (иногда еще именуемого по
старинке “Общим рынком”). Все 518 депутатов Европейского парламента избираются
с 1979 г. прямым голосованием в странах Европейского сообщества (о процедуре
выборов будет сказано ниже). Наряду с Европейским парламентом в Европейском
сообществе действуют и другие органы.
Это прежде
всего реально определяющий деятельность Сообщества Совет, в который входят представители государств-участников на
уровне члена правительства, обычно министров той или иной отрасли, Комиссия Европейских сообществ,
состоящая из 17 членов, назначаемых правительствами. Это два высших
исполнительных органа Сообщества, основные направления деятельности которых
формируются происходящими дважды в год встречами глав государств и
правительств Европейского сообщества, чьи заседания и образуют Европейский совет (его-то и путают с
Советом Европы). Помимо этих органов существуют также: Суд Сообщества — орган,
обеспечивающий толкование права Сообщества и разрешающий споры, связанные с
применением этого права; кроме того, имеются некоторые консультативные органы.
Единым же представительным органом Сообщества является Европейский парламент
(до 1962 г. — Ассамблея). Его компетенция определена договорами Сообщества,
Единым европейским актом 1986 г., а процедурные вопросы регулируются
Регламентом.
Можно выделить
три основные сферы компетенции Европейского парламента: бюджетные правомочия
(утверждение бюджета Сообщества); контроль за деятельностью органов Сообщества
и прежде всего Комиссии; участие в правотворческой деятельности сообщества,
Сразу
бросается в глаза, что в этом перечислении отсутствует то, что составляет
основную сферу деятельности национальных парламентов — законотворчество. И это
не случайно, ибо Европейский парламент не обладает самостоятельными
законодательными полномочиями, он лишь участвует в выработке того, что
называется “европейским правом”, как условно называют нормы, которыми Сообщество
руководствуется в своей деятельности. Более того, далеко не все нормы
“европейского права” приняты с его участием.
“Европейское
право” образуется с одной стороны совокупностью норм (правил), содержащихся в
учредивших Сообщество договорах, а с другой — норм, изданных органами
Сообщества в процессе их деятельности. Соответственно различают первичное и
вторичное право Сообщества. Первичное право составляют прежде всего Договор о
создании Европейского объединения угля и стали от 18 апреля 1951 г. и договоры
о создании Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по
атомной энергии от 25 марта 1957 г. Эти три международных договора, а также
Единый европейский акт 1986 г. и договоры о вхождении в Сообщество новых
государств-членов образуют то, что называется конституционной хартией
Сообщества. Важнейшее значение первичного права состоит в том, что оно создало
Сообщество и его институты и определило их компетенцию. На практике первичное
право включает не только указанные выше договоры (точнее, содержащиеся в них
нормы), но и нормы, которые толкуют их смысл. Наибольшее число толкований
договоров содержится в решениях Суда Европейского сообщества. Нормы первичного
права подлежат неукоснительному и полному применению во всех государствах-членах.
Парламент, как это видно из процесса формирования первичного “европрава”, в
этом процессе не участвует.
Вторичное
(производное) право по своему объему во много раз превышает объем права
первичного. Оно образуется нормами, принятыми органами Сообщества в виде
регламентов, директив и решений. В этой нормотворческой деятельности парламент
принимает участие. Он дает свои заключения по проектам, подготовленным
Комиссией, а после того, как Совет одобряет проект, он вносится на рассмотрение
Европейского парламента, который может абсолютным большинством голосов своих
членов вносить в него поправки или отклонить его. Если текст отклонен
парламентом, Совет может принимать решение во втором чтении только единогласно.
Если в него были внесены поправки, Комиссия вновь рассматривает их и передает
свой новый текст, а также поправки парламента, которые она не приняла, Совету.
Совет принимает предложение Комиссии, причем решение должно быть подтверждено
квалифицированным большинством голосов. Поправки парламента, не принятые
Комиссией, должны быть приняты единогласно.
Парламент
может принимать акты, которые относятся к так называемым “необязательным
актам”. Их содержание весьма разнообразно. Они подчас касаются проблем чисто
политических и не устанавливают какие-либо права и обязанности. Таковы,
например, резолюции, принимаемые Европейским парламентом по самым разным
проблемам: Афганистана, Ольстера, прав граждан и т.п. К необязательным актам
относятся также программы, например, ежегодная программа законодательной
деятельности Комиссии и парламента Сообщества, принимаемая ими после взаимных
консультаций.
Из сказанного
видно, что Европейскому парламенту в нормотворческой сфере отводится роль,
напоминающая вариант американской системы “сдержек и противовесов”. Самостоятельные
“законодательные” функции парламента пока еще довольно скромны. Вместе с тем
несомненно возрастает политическая роль Европарламента как органа, без участия
которого не принимаются важные решения.
|