10 сентября 1952 г. состоялось заседание Ассамблеи Европейского
объединения угля и стали, в которой страны-участницы представляли 78 членов.
Римский договор 1957 г. установил, что общая для трех объединений Ассамблея
(Европейский парламент) “осуществляет полномочия
по обсуждению и контролю”, одновременно указал, что она состоит из
“представителей народов государств-членов, объединившихся в Сообщество”.
Хотя Римский
договор в принципе предусматривал, что парламент должен избираться на основе “прямого
всеобщего голосования по единой для всех государств-членов процедуре”, до 1979
г. формирование Европейского парламента производилось в соответствии с
положением, гласившем, что Ассамблея формируется из “делегатов, которые
назначаются соответствующими парламентами из числа их членов и согласно
процедуре, установленной каждым государством-членом”. Именно так была
образована первая Ассамблея, собравшаяся на свое первое заседание 19 марта
1958 г. Такой порядок должен был сохраняться до издания органами Сообщества
акта, устанавливающего единую избирательную систему.
Еще в мае 1960
г. Ассамблея приняла первый проект конвенции, предусматривавшей прямые выборы
в высший представительный орган Сообщества. Однако до реализации этого
проекта прошло более 15 лет.
В сентябре
1976 г. Совет наконец принял Акт “Об избрании Европейской парламентской
ассамблеи всеобщими прямыми выборами”. Он установил лишь небольшое число правил,
отдав остальное на усмотрение государств-членов.
В СТ.1 Акта
констатировалось, что население государств, объединенных в Сообщество, избирает
своих представителей в Европейский парламент прямыми всеобщими выборами.
Акт установил
также число представителей, избираемых от каждого государства. Оно было
определено с учетом, хотя и приблизительным, численности населения каждой
страны.
Наибольшее
число депутатов — 81 избирается от ФРГ (61 млн жителей), Франции (56 млн),
Италии (57 млн) и Великобритании (55 млн), Испания (39 млн) избирает 60 депутатов,
Нидерланды (14,7 млн) — 25 депутатов, Бельгия (9,9 млн), Греция (10 млн),
Португалия (9,8 млн) — по 24 депутата, Дания (5,2 млн) — 16 депутатов,
Ирландия (3,5 млн) — 15 депутатов и Люксембург (372 тыс.) — 6 депутатов. Таким
образом, всего избирается 518 депутатов, то есть в среднем один депутат от
приблизительно 622 тыс. жителей. Но это только в среднем. В Люксембурге один
депутат избирается от 62 тыс. жителей, а в ФРГ — от 755 тыс. Неравенство в
пользу малых стран теоретически рассматривается как способ обеспечения прав
народов в условиях политической и экономической гегемонии крупных держав.
Депутаты
избираются в Европейский парламент сроком на пять лет. Они не вправе следовать
каким-либо инструкциям. Императивный мандат запрещен.
Согласно ст.6
Акта, деятельность члена Европейского парламента признана несовместимой с
деятельностью члена правительства государства-члена. Этот перечень несовместимости
мог быть дополнен каждым государством-членом. Вместе с тем допускается двойной
мандат, то есть совмещение мандата депутата национального парламента и
депутата Европейского парламента. Несовместимость распространена также на ряд
должностных лиц Сообщества.
Акт оговорил
также, что никто не может голосовать на выборах более одного раза, а также что
голосование должно происходить во всех государствах-членах с четверга по воскресенье
одной и той же недели.
Наиболее
важное положение содержалось в ст.7 Акта, в которой указывалось, что до
принятия Сообществом норм, устанавливающих единую для всех стран избирательную
систему и процедуру, выборы в каждой стране должны производиться в
соответствии с принятыми в ней избирательными законами, поэтому следует в
принципе говорить не об избирательном праве Сообщества, а об избирательном
праве отдельных государств по выборам депутатов Европейского парламента.
Это
национальное законодательство имеет много общего. Избирательная система во всех
государствах-членах — пропорциональная. Исключение составляет Великобритания,
в которой повсеместно, за исключением Северной Ирландии, сохраняется
мажоритарная система. Существенным препятствием в создании единого
избирательного закона Сообщества явилась позиция Великобритании, которая не
соглашается на введение пропорциональной системы при выборах Европейского
парламента, опасаясь, что это могло бы способствовать введению пропорциональной
системы и при избрании палаты общин.
Как известно,
на результаты выборов по пропорциональной системе определенное влияние может
оказывать деление страны на избирательные округа. В шести странах — в Дании,
Греции, Франции, Нидерландах, Португалии и Люксембурге создается единый
избирательный округ. В остальных странах, где выборы осуществляются по
пропорциональной системе, образуется по нескольку избирательных округов,
причем, как правило, границы округов определяются
административно-территориальным делением.
Своеобразно
решается проблема округов в Бельгии, поскольку в этой стране остро стоит
проблема национальных отношений между фламандцами и валлонами. Законом 1984 г.
установлено, что из 24 избираемых в стране депутатов Европейского парламента
II избираются от валлонского региона (официальный язык французский) и 13— от
фламандского региона (официальный язык фламандский). В то же время в стране
созданы три избирательные коллегии для франко-немецкого населения, фламандского
населения и населения Брюсселя, который считается говорящим на обоих языках.
Подсчет голосов проводится по регионам, причем каждый избиратель Брюсселя
самостоятельно определяет, к какому лингвистическому региону должен быть
отнесен его голос.
Интересно
отметить, что активное избирательное право предоставляется в II странах
гражданам, достигшим 18-летнего возраста, и лишь в одной стране, а именно в
Греции — гражданам, достигшим 20 лет. Как правило, активным избирательным
правом пользуются не только граждане данной страны, но и проживающие в ней
граждане других стран Сообщества, находящиеся на момент выборов на территории
данной страны. В Бельгии, однако, граждане других государств-членов могут
голосовать только в том случае, если они постоянно проживают в Бельгии, и не
могут реализовать свое право голоса в странах их происхождения. Бельгийцы,
проживающие за границей, могут голосовать по почте, право голоса может
передаваться также по доверенности. В Дании в выборах депутатов Европейского
парламента не участвуют жители Фарерских островов. Греческие граждане, проживающие
в других государствах — членах Сообщества, могут голосовать в греческих
консульствах, если же они постоянно проживают в странах, не входящих в
Сообщество, для участия в голосовании они должны вернуться в Грецию. В то же
время испанские граждане, проживающие за границей, могут голосовать в
консульствах как в странах Сообщества, так и вне их. Члены палаты лордов
Великобритании не участвуют в выборах в палату общин, но они могут участвовать
в выборах Европейского парламента.
Пассивное
избирательное право также не отличается единообразием. В пяти странах
(Бельгия, Греция, Ирландия, Люксембург и Великобритания) право быть избранным
принадлежит гражданам, достигшим 21 года. В четырех странах (Дания, ФРГ,
Испания и Португалия) низший предел установлен в 18 лет. Во Франции быть
избранным может человек не моложе 23 лет, а в Италии и Нидерландах — не моложе
25 лет.
В ряде стран
приняты меры против выдвижения кандидатур партиями и лицами, не имеющими для
того серьезных оснований. В ФРГ список кандидатов в депутаты, собравший менее
5% голосов избирателей, не принимается во внимание при распределении мандатов.
Во Франции при представлении списка кандидатов в депутаты вносится залог 100
тыс. франков, который не возвращается, если список на выборах не соберет по
крайней мере 5% голосов. В Ирландии при выдвижении каждой кандидатуры вносится
залог 1 тыс. ирландских фунтов. Он возвращается, если кандидат соберет не
менее одной трети голосов, необходимых для избрания депутатов. В Нидерландах
залог 18 тыс. гульденов вносится только тогда, когда партия не представлена во
второй палате парламента. Наконец, в Великобритании при выдвижении кандидатуры
вносится залог в сумме 1 тыс. фунтов, который не возвращается, если кандидат не
получил одной восьмой части поданных голосов.
Многие из
указанных ограничений весьма действенны. Во время последних всеобщих выборов в
Европейский парламент в июне 1989
г. во Франции из 15 общенациональных списков девять не смогли перешагнуть
5-процентный рубеж.
Выборы в
Европейский парламент вызывают меньший интерес населения по сравнению с
выборами в национальные парламенты. Процент участвующих в выборах в
Европарламент избирателей ниже, чем на национальных выборах. Если в 1984 г. в
выборах в Европейский парламент участвовало 63% всех избирателей, то в июне
1989 г. — всего лишь 58,4%. В отдельных странах активность избирателей была
еще ниже. В июне 1989 г. во Франции приняло участие в голосовании менее 49,4%,
а в Нидерландах и того меньше — 47,2% избирателей.
Хотя полномочия Европейского
парламента не столь уж значительны, политические деятели стран, входящих в
Сообщество, далеко не безразличны к результатам выборов как показателю влияния
политических партий в стране, а также одобрения или неодобрения населением
политики, проводимой правительством в отношении “Общего рынка”.
|