(1803—1873)
Наследие Ф.И.Тютчева невелико:
оно насчитывает немногим более трехсот
стихотворений. Но значение их для русской и
мировой поэзии безмерно. Как сказол А. Фет в
своей надписи на сборнике стихов Тютчева:
Муза. правду соблюдая, Глядит, и
на весах у ней Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.
Еще при жизни поэзия Тютчева была
высокооценена Жуковским, Пушкиным,
Некрасовым, Тургеневым, Л. Толстым, Фетом, но
известности в широких читательских кругах
не получила. Отчасти это связано с тем, что
сам Тютчев относился к своему творчеству
как занятию сугубо личному и потому не
прилагал усилий для публикаций своих
стихотворений. Всесторонняя оценка его
поэзии была дана в .эпоху серебряного века:
в статьях В. Соловьева, Д. Мережковского, А.
Белого, В. Брюсова. При анализе поэзии
Тютчева пользуются обычно такими
определениями, как "поэзия мысли", "философская
поэзия", поэзия "космического сознания".
Поэт и философ В. Соловьев выделял в этом
смысле поэзию Тютчева из всей мировой
поэзии: "Но и сам Гете не зах-ватывал, быть
может, так глубоко, как наш поэт, . темный
корень мирового бытия, не чувствовал так
сильно и не сознавал так ясно ту
таинственную основу всякой жизни, -
природной и человеческой,- основу, на
которой зиждется и смысл космического
процесса, и судьба человеческой души, и вся
история человечества".
"Полдень" (1829), "Весенниеводы"
(1830), "Осеннвивечер" (1830). Природа -
это основная стихия творчества Ф.И, Тютчева.
В понимании и изображении природы
проявлялся романтизм поэТа. Тютчев был
убежден в идее общей одушевленности
природы, он верил в ее таинственную жизнь.
Поэтому Тютчев изображает природу как
некое одушевленное целое. Она предстает в
его лирике в борьбе противоборствующих сил,
в круговороте времен года, в беспрерывной
смене дня и ночи, в многообразии звуков,
красок, запахов. Тютчевская природа - это не
столько пейзаж, в котором действуют
конкретные лица, а космос, где выступают
самостоятельные силы мироздания. Еще Н.А.
Некрасов видел главное достоинство
стихотворений Тютчева в "живом,
грациозном, пластически верном изображении
природы". Он же отмечал умение поэта "уловить
именно те черты, по которым в воображении
читателя может возникнуть и дориейваться
сама собою данная картина".
Тютчевское изображение утра Не
похоже на картину полдня, а полдень не будет
похож на вечер. В стихотворении "Полдень"
поражает прежде всего меткость,
полновесность. умение выразить оттенки в
изображении полдня. Тютчев дает необычайно
точные и меткие эпитеты, улавливает самую
существенную черту явления ("лениводышит
полдень мглистый", "лениво тают облака").
Само сочетание "лениво тают" способно
заменить длинное подробное-описание.
В тютчевской лирике главным
становится прием одушевления природы -
олицетворение. Но это не просто частный
прием, свойственный вообще поэзии. Это было
связано с представлениями Тютчева об
одухотворенности, одушевленности природы.
Поэтому в стихотворении "полдень дышит",
река "лениво-катится". Тютчев
пользуется и готовыми мифологическими
образами (Пан - в греческой мифологии
божество стад, лесов и полей; нимфы ••-
божества природы, живительных, плодоносных
сил):
И сам теперь великий Пан В пещере
нимф покойно дремлет.
Иногда Тютчев прибегает к
олицетворениям, переходящим в своего рода
мифологизацию образов и явлений природы.
Так построено стихотворение "Весенние
воды" - поэтическое описание пробуждения
природы. Тютчев дает не просто весенний
пейзаж, а представляет некую живую сценку:
явление природы (весенние воды) все более
одушевляется, обретая голос: Они гласят во
все концы: "Весна идет, весна идет! . Мы
молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперед!"
Тютчев в этих строках вместе с
тем сумел передать чувство весны, молодое,
веселое; "Читая их, чувствуешь весну,
когда сам не знаешь, почему делается весело
и легко на душе, как будто несколько лет
свалилось с плеч, - ког*да любуешься и едва
показавшейся травкой, и только что
распускающимся деревом, и бежишь, бежишь,
как ребенок, полной грудью впивая
живительный воздух и забывая, что бежать
совсем неприлично, не по летам" (Некрасов).
Тютчева особенно привлекали
переходные, промежуточные моменты жизни
природы. Так, он интересовался круговоротом
времени в сутках, тонкими смещениями и
переходами от дня к ночи. В стихотворении
"Осенний вечер" дается картина
вечерних сумерек, полная красок и звуков:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!.. .
Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных
листьев томный, легкий шелест
Тютчев оставил немало прекрасных
поэтических картин осени. Например, в
стихотворении "Есть в осени первоначальной..."
он дал удивительно точное описание ранней
осени. Никогда яе забыть образ "тонкого
волоса паутины", который "блестит на.
праздной борозде". Здесь же - другая
сторона осейи. Но эта картина является
одновременно и предвестием зимы: И, как
предчувствие сходящих бурь, Порывистый,
холодный ветр порою.
Вместе с тем Тютчев передает
ощущение осеннего. вечера. Стихотворение
построено на параллелизме между жизнью
природы и жизнью души человеческой. Это
отражается в двухчастной композиции:
постижение природы - это для поэта
созерцание самого себя в природе. Стихотво -
рение завершает прекрасный образ "стыдливости
страданья".
"Silentium" (1830). Это
стихотворение относится к тем
произведениям Тютчева, в которых
преобладает философская мысль. Лирический
герой поэзии Тютчева предстает здесь как
мыслитель (герой философской поэзии). Но не
в том смысле, что Тютчев иллюстрируетте или
иные философские идеи, хотя. как многие
поэты 30 - 40-х годов XIX в., он испытал сильное
влияние немецкой философской культуры.
Философские мысли, идеи являются у Тютчева
частью целостного художественного образа.
Это воплощение в поэзии духа человека -
мыслителя. В стихотворении "SilenUum" с
особой остротой выражена коренная
романтическая проблема - бесконечного
одиночества человека, призрач - ности
культуры, цивилизации, самого человека,
обреченных на уничтожение и гибель. Перед
всемогуществом природы человек
оказывается бессилен. Исходя из этого,
Тютчев приходит к мысли о недостаточности
всякого человеческого знания. Отсюда
вытекает трагическая коллизия - невозможности
человека выразить свою душу, рассказать
свои мысли другому. Стремление к
самовыражению наталкивается на
непонимание.
Стихотворение строится как
своего род? советы, призы - вы, обращения к
читателю, к "ты". Первое шестистишие
начинается советом - "молчи" - и
завершается тем же. Срединное шестистишие -
самое интимное, задушевное. Первые три
строки, состоящие из вопросов, вместе с
обращением к "ты" подразумевают и "я".
' 105
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять Тебя? Поймет Ли он, чем ты
живешь?
Но и эта строфа завершается
повтором "молчи". Тютчев выражает
мысль, что и человеческое слово в принципе
бессильно. Поэтому он приходит к своему
знаменитому парадоксу - признанию:
Мысль изреченная есть ложь.
Завершается стихотворение
призывом - собственной души:
Лишь жить в себе самом умей - Есть
целый мир в душе твоей...
Это стихотворение особенно
ценило поколение поэтов - символистов (А.
Блок, А..Велый, В. Брюсов, Вяч. Иванов): они
видели вТютчеве Духовно близкого им
человека, обнажившего главное противоречие
символической поэзии - потребности и
невозможности "высказать себя".
жить в мире
"О чем ты воешь, ветр ночной?.."
(1830), "Тени сизые смесились" (1835).
Важнейшая тема, которую Тютчев ввел в
русскую поэзию, - это хаос, заключенный в
мироздании, это непостижимая тайна, которую
природа скрывает от человека. Тютчев
воспринимал мир как древний хаос, некую
темную первозданную стихию. А все видимое,
сущее - это лишь временное порождение этого
хаоса. С этим связано обращение поэта к "ночной"
теме. Именно ночью, полагал поэт, наступают
минуты, когда человек остается один на один
перед вечным миром. В эти минуты он остро
чувствует себя на краю бездны и особенно
напряженно переживает трагедию своего
существования.
В первом стихотворении Тютчев
обращается к одной из форм проявления "хаоса"
- к ночному ветру. Он вслушивается в этот "хаос",
в пучину мировой ночи:
О чем ты воешь, ветр ночной? О чем
так сетуешь безумно?.. Что значит странный
голос твой: То глухо-жалобный, то шумно?
Лирический герой желает
прикоснуться к этой таинственной жизни
хаоса: ^
Онсбеспредельнымжаждетслиться!..
Но в то же время "страшные" песни
ужасают его:
бурь заснувших не буди - Под ними
хаос шевелится!..
Другой постоянный мотив
тютчевской поэзии "иллюстрируется"
стихотворением "Тени сизые смесились..."
Как и предыдущее, оно имеет поистине
космический размах. Нов нем особенно сильно
выражается мотив, лишь намеченный в
предыдущем стихотворении ("Он с
беспредельным жаждет слиться!..").
Тютчев с огромной поэтической
силой воплощает здесь желание единения с
природой, растворения в ней. В стихотворении
появляется знаменитая поэтическая формула:
"Все во мне и я во всем1" В нем
отражается другая сторона романтического
мироощущения - преодоление индивидуализма
и желание обретения гармонии с миром, природой.
Стихотворение имеетдвухчастную композицию.
Первая часть представляет гармоничную
картину .ночной стихии. Тютчев максимально
пользуется приемом звукописи, пронизывает
строки аллитерацией и ассонансом. Вот
наиболее яркий пример: Сумрак тихий, сумрак
сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий,
темный, благовонный...
Вторая часть стихотворения - это
своеобразное обращение к ночному сумраку.
Здесь важной оказывается сама мысль. очень
весомая, поражающая своей неожиданностью:
Дай вкусить уничтоженья, С
миромдрсмлющим смешай!
"О. как убийственно мы любим..."
(1851), "Весь день она лежала в забытьи"
(1864). Стихотворения -входят в так называемый
"денисьевский цикл" (1850 - 1864) - одну из
вершин любовной лирики русской и мировой
поэзии.
Ф.И. Тютчев познакомился с 24-летней
Еленой Александровной Денисьевой,
воспитанницей Смольного института, в
конце 1840-х годов. В этих отношениях было все:
и глубокая взаимная любовь, и чувство вины
перед любимой женщиной, и трагический конец
(смерть Денисьевой в 1864 г.). В глазах высшего
петербургского общества их отношения,
продолжавшиеся в течение четырнадцати лет,
были "беззаконными", вызывающе
скандальными, причем вся тяжесть осуждения
и отвержения пала на плечи Денисьевой
Тютчев винит прежде йсего самого себя в
страданиях, причиненных Денисьевой
двусмысленным ее положением в обществе. Он
был потрясен ее смертью, обращал горячие
упреки к самому себе.
"Денисьевский цикл" стал
художественным выражением этой душевной
драмы. В нем любовь предстает в различных
ипостасях: как возвышающее
человекадуховное чувство, как могучая,
слепая страсть, как тайное чувство, некая
ночная стихия, напоминающая о древнем хаосе.
Поэтому тема любви звучит у Тютчева то как
"союз души с душой родной", то как
тревога, то как предостережение, то как
горестное признание.
Тютчев пошел в поэзии дальше
трагических романтиков (Жуковского,
Баратынского, Лермонтова), назвав любовь
"поединком роковым". Называя так
любовь. Тютчев тем самым видит в ней
испытание, данное человеку судьбой в ряду
других испытаний. Любовь в представлении
поэта не может быть обоюдно счастливой.
Одно сердце торжествует, другое, более
слабое, погибает. "Он" и "она" в
стихотворении "О, как убийственно Мы
любим" находятся в неравноправном
положении: . Давно ль. гордясь своей победой,
Ты. говорил; она моя... Год не прошел-спросиисведай,»
Что уцелело от нея?
Тютчев говорит с бесстрашием и
прямотой, что "его" любовь отмечена
эгоизмом, хотя теперь к себе он обращает
упрек. Трагизм судьбы любящей женщины
определяется и тем, что пошлая толпа, "нахлынув,
в грязь втоптала/ То, что в душе ее цвело".
Тютчев видит в любви трагическое
неотвратимое испытание судьбы:
Судьбы ужасным приговором Твоя
любовь для ней была...
В стихотворении выражается
ощущение хрупкости, мимолетности
человеческой жизни:
И что ж от долгого мученья, Как
пепл, сберечь ей удалось?
Начинает и завершает
стихотворение афористичная и
парадоксальная мысль:
О. как убийственно мы любим, . Как
в буйной слепоте страстей Мы то всего
вернее губим, Что сердцу нашему милей. ,,
В то же время Тютчев не
утверждает бесплодности любви: .без этой
внутренней борьбы нет человеческой жизни, в
ней утверждается человек.
Стихотворение "Весь день она
лежала в забытьи" посвящено
воспоминаниям о последних часах жизни Е.А.
Денисьевой. Тютчев видел, как тяжелой
мучительно она болела. Это и в нем самом
вызывало невыносимые муки. В одном из писем
другу через два месяца после смерти
Денисьевой он писал: "Не живется...
Гноится рана, не заживает. Будь это
малодушие, будь это бессилие, мне все равно.
Только при ней и для нее я был личностью,
только в ее любви, в ее беспредельной ко мне
любви я сознавал себя... Теперь я что-то
бессмыслен но живущее, какое-то живое,
мучительное ничтожество,.."
Стихотворение отличает
замедленность темпа, драма- тическое
величие. В результате многочисленных
повторов - анафор союза "и"оноприобретастособую
выразительность. Неоднократные умолчания
передают недоговоренность, внутреннюю
глубину, моменты погружения героини, а
потом и героя а "сознательную думу".
Взволнованность переживания .героя
передана через "перебой" ритма. В
третьей строфе ритм перебивается "уточняющим"
предложением: . . . .-
И вот, как бы беседуя с собйй,
Сознательно она проговорила ,' (Я был при ней,
убитый, но живой): - "О. как все это я любила!"
'' Теплый летний дождь, весело
звучащие его струи (как примета жизни)
пробуждают спящую женщину и вызывают в ос
душе воспоминания. Даже в смертный час она
чувствует радость и красоту жизни:
И медленно опомнилась она. И
начала прислушиваться к шуму...
Последняя с-трофа представляет
"сознание" город -это стон, невыразимое
сожаление, восхищение такойлюб^выо;
Любила ты, и так, как ты, - любить -
Нот, никому еще не удавалось) О господи)..и
это пережить... И сердце на клочки не
разорвалось...
"Денисьевский цикл" стал
великим памятником и гимном, этой "последней
любии" поэта.
|