Е. Ясин
Я представляю правительство,
которое потенциально является обвиняемым.
Этот мотив звучал в докладе Л. Абалкина,
таково, видимо, настроение данной
аудитории. Тем не менее я рассчитываю на
непредвзятое отношение, на способность
воспринимать аргументы.
Верно, правительство находится в
непростом положении, поскольку ситуация в
экономике предельно сложная, кризис
затягивается и любая критика в адрес
правительства представляется обоснованной.
Хотя, если подходить с научной точки зрения,
а мы вроде бы присутствуем на научной
конференции, то сама по себе сложность
положения в экономике недостаточна для
обвинений. Надо еще доказать, что она есть
результат только политики правительства, а
не следствие каких-либо иных факторов. При
этом проведение прямой причинной связи:
плохой результат - значит, плохая политика,
вывод, пригодный для обыденного сознания,
но не для науки.
Первая позиция, которую я хотел
бы обозначить, такова. Тема нашей
конференции - роль государства в экономике
и в процессе перехода к рыночной экономике
в особенности. Этой теме посвящен основной
доклад Л. Абалкина. Должен сказать, что
положения этого доклада, если не считать
некоторых неточностей и эмоциональных
оценок, не вызывают никаких возражений. Я
готов подписаться под любым из них, включая
и тезис о том, что намеченная
правительством жилищно-коммунальная
реформа не может быть сведена только к
изъятию у населения 100 трлн. руб. Полностью
согласен с этим и у правительства нет таких
замыслов. Более того, с самого начала оно
исходило и исходит из того, что ничего
подобного делать нельзя.
Но если правительство и
оппоненты во всем согласны друг с другом в
том, что касается общих положений о роли
государства в экономике в переходный
период, то в чем же тогда предмет дискуссии?
Полагаю все же, что предмет дискуссии есть и
он только как-то завуалирован докладчиком,
поэтому хочу обострить постановку проблемы.
Бессмысленно отрицать роль
государства в рыночной экономике. Реально,
явно или не явно, "стрелы" критики
направлены на то, что, начав реформы в 1992 г.,
правительство резко ослабило роль
государства. Именно это обстоятельство, то
есть политика либерализации, называется в
качестве причины сегодняшней кризисной
ситуации. Именно либеральную политику и
особенно резкий переход к ней, обозначаемый
термином "шоковая терапия",
предлагается считать ошибкой, повлекшей за
собой многие наши нынешние беды. С этим
тезисом я решительно не согласен.
Не стану при этом утверждать, что
ослабление роли государства не происходило
и не оказывало никакого негативного
влияния. Вопрос в том, можно ли было в
сложившемся историческом контексте не
делать этого? И если не делать, то не было бы
негативное влияние от этого "неделания"
еще больше?
Исторический контекст событий
заключался в том, что на предыдущем этапе
существовала командная экономика:
государственные цены, государственные
заказы, фонды и наряды на материальные
ресурсы, то есть директивное планирование
со всеми своими основными институтами.
Особенность этой экономической системы
состоит в том, что она не может длительно
сосуществовать с институтами рыночной
экономики: либо побеждает командная
экономика, так было в начале 30-х годов, либо
побеждает рыночная, но совместное их
существование ослабляет экономику.
Подчеркну: речь идет о тех формах
государственного регулирования, которые
присущи именно командной экономике.
В период до 1992 г. командная
экономика была уже значительно ослаблена.
Предшествующие реформы, особенно законы о
предприятии, о кооперации, об аренде, ввели
ряд рыночных отношений, которые оказывали
свое разлагающее влияние вместе с крупными
"прорехами" финансовой политики того
времени и иными факторами нарастающего
кризиса. Как раз межеумочность политики,
стремление сделать переход как можно более
плавным, не считаясь с обстановкой, тогда
как основные рычаги централизованного
планирования уже были практически утрачены
властью, и вели к неуклонному ухудшению
ситуации.
В тот период стало уже
бессмысленно и вредно говорить об усилении
роли государства, которое однозначно
понималось в прежних терминах.
Либерализация представлялась и реально
была тогда единственным разумным выходом.
Она означала прежде всего отказ от контроля
за ценами и хозяйственными связями, то есть
демонтаж основ плановораспределительной
системы.
Можно спорить о том, нужно ли было
снимать контроль сразу над всеми ценами или
делать это поэтапно, как, скажем, было предусмотрено
в программе "500 дней". Я готов признать
собственные ошибки, поскольку долго
настаивал на поэтапности. Правильной была
тогда возможно более широкая либерализация,
потому что, во-первых, неформально она уже
спонтанно шла и пора было признавать факты,
и во-вторых, общеизвестно, что поэтапная
либерализация цен только усиливает ценовые
диспропорции и подталкивает инфляцию. Наш
опыт лишь подтвердил этот вывод.
Таким образом, либерализм,
который сегодня осуждается едва ли не
больше, чем коммунизм, в то время был
абсолютно правильной и единственно
возможной разумной политикой.
Я убежден, что нынешний кризис
обусловлен далеко не только и не столько
ошибками реформаторов, которые, несомненно,
были, но в гораздо большей степени
наследием прошлого, прежде всего накопленными
проблемами командной экономики, затяжкой с
реформами, что придало кризису глубокий и
системный характер.
Вторая позиция. Какой мне
видится роль государства в рыночной
экономике с учетом наших условий? Конечно,
сильной. Во-первых государство инициализатор
реформ, субъект, ответственный за их
направленность и конкретную реализацию.
Во-вторых, обязанность
государства - проводить достаточно жесткую
макроэкономическую политику, не допускать
инфляцию в таких размерах, когда она
становится разрушительной. Можно спорить о
том, что такое "достаточно жесткая", но
с тем, что государство должно осуществлять
контроль за денежной сферой, за количеством
денег в обращении, я думаю, не будут
спорить ни либералы, ни государственники.
Одно из главных обвинений в адрес
правительства - чрезмерно жесткая
макроэкономическая политика, следствием
которой являются нехватка средств у
предприятий, неплатежи и спад производства,
невыплаты пенсий и заработной платы. В
докладе Л. Абалкина в который раз прозвучал
тезис о том, что инфляция подавлена
искусственно, что, если бы всем заплатили
все долги, то инфляция была бы выше. А кто
должен заплатить? Государство? Причем в
общественном мнении этот предрассудок
воспринимается как аксиома.
На самом деле все наоборот.
Конечно, можно напечатать деньги и
направить их на покрытие бюджетного
дефицита. Результатом, причем неизбежным,
будет рост цен, снижение реальных доходов
населения и в первую очередь тех их слоев,
долги которым по зарплате и пенсиям надо
погасить. И одновременно еще большая нехватка
оборотных средств, еще глубже спад
производства, в лучшем случае после
кратковременной стабилизации. Самое
интересное, что все это мы уже проходили за
последние пять лет и можно было бы всем
сделать выводы.
Говорят, в стране не хватает
денег, отношение денежной массы к ВВП очень
низкое, ниже, чем в США, Германии и других
странах. Да, это так. Но давайте разберемся,
почему и как.
В России 1992-1995 годы были периодом
высокой инфляции. Для него характерно
снижение этого отношения: денег печатают
много, но цены растут быстрее, а с ними
быстро увеличивается номинальный размер
ВВП. Главный двигатель - высокие
инфляционные ожидания.
Когда инфляция снижается, в
первую очередь из-за ограничения роста
денежной массы, то инфляционные ожидания
меняются с запаздыванием. Отношение
денежной массы к ВВП достигает в этот
момент минимума. Если его пройти, не
прибегая к печатному станку, набраться
терпения и воли, то процесс качественно
меняется, денежная масса может расти
быстрее цен, не вызывая усиления инфляции,
ее прирост идет на удовлетворение спроса на
рубли. Этот процесс уже начался в 1996 г.: при
росте цен на 22,8% денежная масса М2
выросла на 30%. В 1997 г. он продолжается:
годовая инфляция ожидается не выше 12-15%, а
прирост М2 - около 30%.
Таким образом, происходит
насыщение экономики деньгами, ее
монетизация. Но надо помнить - в основе
лежат достигнутые прежде низкие
инфляционные ожидания. Стоит эмитировать
денег больше, чем на них есть спрос, больше,
чем требует рынок, и "стоп-кран" будет
сорван.
Странно вообще обсуждать
денежную эмиссию в целях выплаты зарплаты и
пенсий в контексте укрепления роли
государства, поскольку при этом роль
государства только ослабляется,
утрачивается сила воздействия одного из
важнейших инструментов государственного
регулирования - снижения уровня инфляции и
стабилизации национальной валюты.
Для решения проблемы
своевременной выплаты зарплаты и пенсий
необходимо использовать иные инструменты,
более трудоемкие, требующие больших
организационных усилий, но действительно
способные решить проблему. Решение
сложных проблем не дается легковесными
методами. Нельзя симптомы болезни
принимать за ее причины.
Любое государство должно жить по
средствам. Это значит, что оно обязано
обеспечивать сбалансированность своего
бюджета. Если оно прибегает к
заимствованиям, то они должны направляться
не на пенсии и выплаты зарплаты в бюджетной
сфере, а на нужды развития, на поддержку
высокоэффективных инвестиций, отдача от
которых гарантирует погашение долга.
Если же это не получается, если
бюджетный дефицит велик и источники его
покрытия привлекаются для финансирования
текущих расходов, значит, в экономике
существуют проблемы, которые нельзя решить
путем эмиссии или заимствований. В любом
случае использование этих методов, как
доза наркотика, давая временное облегчение,
только усугубляет реальные проблемы.
Третья позиция. Чтобы
правильно понять эти проблемы, а вместе с
тем найти пути к сбалансированию бюджета,
следует оценить роль государства в
нынешний период не только в плоскости "укрепление
- ослабление". Ситуация сложнее.
Суть дела в том, что ныне роль
государства в российской экономике, если
судить по формальным показателям,
достаточно велика. Возьмем некоторые из
этих показателей. Доля государственной
собственности-треть всех активов, не считая
земли. Доля государственных расходов по
отношению к ВВП в 1996 г. составила 38% (если
учитывать бюджет расширенного
правительства- федеральный и региональные
бюджеты плюс внебюджетные социальные фонды).
На 1997 г. по бюджету до секвестра этот
показатель достиг 45%. Если учесть все виды
льгот, иные формы поддержки населения и
предприятий, применяемые
административные ограничения на
федеральном и местном уровнях, то окажется,
что государство присутствует едва ли не
всюду. По рейтингу экономической свободы,
определяемому 47 исследовательскими
институтами во всем мире для 115 стран, в 1995 г.
Россия оказалась в конце списка с 3,5
баллами из 10- рядом с Сирией, Ираном и
Центрально-Африканской Республикой (Известия,
27.05.97).
Беда в том, что обязательства
государства перед различными социальными
слоями населения и обществом в целом,
принимавшиеся в течение десятилетий, но
никогда не сокращавшиеся, как и ожидания
граждан (то, что, как они считают,
государство должно для них делать), еще
существенно выше по отношению к реально
высокой роли государства.
А большего оно сегодня делать не
может. При нынешнем состоянии экономики и
38%, и тем более 45% государственных расходов'
по отношению к ВВП - ноша непосильная. Ведь
эти деньги государство вынуждено отнимать
у экономики, лишая ее капиталов, необходимых
для пополнения оборотных средств и
инвестиций.
Таким образом, должно быть ясно,
что повышение роли государства за счет
дальнейшего роста доли государственных
расходов невозможно. Напротив, они должны
снижаться по меньшей мере до 30-32% ВВП, иначе
экономического роста не будет. А это значит,
что придется сокращать многие виды льгот,
дотаций, скрытых субсидий.
Четвертая позиция. В своем
докладе Л. Абалкин правильно говорил о том,
что истинное влияние государства на
национальную экономику далеко не всегда
можно оценивать по формальным показателям
вроде названных выше.
Действительно, возьмем такую
страну, как Япония: доля государственной
собственности - не более 10°о.
Государственные расходы по отношению к ВВП
в разы меньше, чем у нас. Тем не менее обще-признано
сильное влияние государства на экономику,
правда, по весьма специфическим,
характерным для Японии правилам.
Отталкиваясь от этого примера, можно
говорить об эффективности государственного
влияния на экономику.
С данной точки зрения
действительно следует признать слабость !
российского государства. Причина этого - не
в макроэкономической 1 политике, не в
излишней либерализации, но в институциональной
сфере. Важнейшая функция государства - разработка
законодательства и обеспечение выполнения
законов. Это каркас всей роли государства
в рыночной экономике.
Развал СССР и становление новой
демократической российской
государственности- сложнейший и
противоречивый процесс. Разрушение или
трансформация старых союзных институтов
власти - безусловный фактор ослабления
государства, но фактор во многом неизбежный.
В старой системе сила государства
зиждилась в основном не на законности, а на
политической и социальной субординации (начальник
как источник права). И для командной
экономики это было естественно.
Сейчас приходится выстраивать
принципиально новую структуру
институциональных отношений, причем из
прежних элементов, в старой среде,
пропитанной сложившимися за десятилетия
установками и стереотипами поведения.
В том, что касается
законодательной базы, то за последние 5-6 лет
можно констатировать существенное
продвижение вперед. Достаточно упомянуть
новую Конституцию, Гражданский кодекс,
многие другие важнейшие законодательные
акты, соответствующие в основном
международным стандартам. В то же время
законодательная работа остается полем
напряженной политической борьбы,
вследствие чего важные законы либо не
принимаются, либо принимаются в форме
дурных компромиссов, снижающих их
действенность. Напомню в этой связи о
Земельном кодексе, Законе об ипотеке,
Законе об иностранных инвестициях, Законе о
соглашениях о разделе продукции. В целом
качество законодательной базы нельзя
признать удовлетворительным, а это,
несомненно, означает ослабление
государства.
Но нельзя не отметить большой
объем работы, выполненный за последние годы,
и едва ли не блестящее состояние
законодательства по сравнению с
исполнением законов, с правоприменительной
практикой. Здесь, на мой взгляд, -главный
источник слабости государства, его
неспособности приучить подданных бывшей
советской империи к законопослушанию, к
роли гражданина демократического
государства.
Говорят, чтобы навести порядок,
нужна только политическая воля. Не буду
настаивать на том, что президент и
правительство проявляли в последние годы
достаточную политическую волю к тому, чтобы
добиться уважения к закону от граждан, да и
от самих себя, от приближенных к ним лиц и
групп интересов.
Не буду утверждать, что власти
удалось добиться заметных успехов в
борьбе с преступностью и взяточничеством.
Наоборот, объективно идущий в стране
процесс распределения и перераспределения
бывшей государственной собственности,
распространения экономической свободы в
обстановке глубокого экономического
кризиса создает благоприятную почву для
расцвета произвола и беззакония, насилия и
коррупции. Бороться с этими явлениями
крайне трудно, если борьбу ведут
малооплачиваемые, с недостаточно
укоренившимися у большинства нормами долга
и чести чиновники, судьи, милиционеры.
Но, понимая это, мы должны
согласиться и с тем, что в борьбе, а лучше - в
тяжелой работе по наведению порядка и
законности одной политической воли мало.
Применив ее сверх уровня, так сказать,
необходимой обороны, сравнительно легко
добиться быстрых результатов. Диктатура
не раз доказывала свои преимущества в
решении подобных задач.
Однако применение властью
незаконных, репрессивных методов,
привычных и легко воспринимаемых в нашей
стране, еще раз лишило бы Россию шансов на
демократическое, цивилизованное развитие.
Мы уже столько раз жертвовали законностью и
демократией ради порядка, ради целостности
и величия державы, что больше не можем себе
этого позволить.
Процесс формирования
гражданского общества и демократического
правового государства длителен, с большим
числом препятствий и опасностей в пути. Но
сходить с этого пути мы уже не имеем права.
Итак, главный источник слабости
государства- слабость в исполнении законов,
в защите прав граждан, включая и сферу
экономики, в гарантии прав собственности,
выполнения договоров, в воспитании
обязательности и взаимной
требовательности партнеров, еще только
начатом рыночными отношениями. Это главный
фронт борьбы за укрепление государства, а
не увеличение эмиссии или прямое вмешательство
тех или иных государственных органов в
работу предприятий.
Пятая позиции. Безусловно,
государство обязано выполнять определенные
социальные функции, прежде всего в
сфере образования, здравоохранения, в
защите социально уязвимых слоев населения.
Здесь, конечно, можно обвинить
правительство, что оно плохо справляется с
этими функциями, что оно допускает слишком
большой разрыв между богатством и
бедностью и т.п. Полагаю, что большая часть
подобных упреков будет справедлива.
Но, как я уже отмечал выше,
накопленный объем обязательств
государства перед гражданами превзошел его
экономические возможности. Если вспомнить
все обязательства - социальные, военные и
иные, принятые в советское время Горбачевым
и Ельциным, то сегодня нужно было бы
мобилизовать в бюджет расширенного
правительства для государственных
расходов всех видов не менее 60- 65°о ВВП.
Это невозможно, экономика России
просто погибнет. Швеция -единственная
страна, характеризующаяся примерно такими
же показателями, и уже признано, что даже
она по причине столь крупных масштабов
перераспределения ВВП имеет депрессивную
экономику и вынуждена пойти на болезненные
либеральные реформы.
В подобных обстоятельствах роль
государства состоит не в том, чтобы
продолжать губительный популизм, сохранять
гипертрофированные функции всеобщего "собеса",
но в том, чтобы решиться на непопулярные,
болезненные реформы, найти нужные
компенсационные меры, но все же освободить
экономику от непосильного бремени, дать ей
возможность встать на ноги и в то же время
добиться повышения эффективности
социальных расходов, чтобы необходимый уровень
социальных функций государства все же
обеспечивался.
Вернемся вновь к коммунальной
реформе. Легко брошенное слово о том, что
государство намерено забрать из карманов
бедного населения еще сто триллионов -
больше, чем неправда, это попытка возбудить
инстинкты толпы против дела, абсолютно
необходимого для укрепления нашего
государства.
Когда в 1992-1993 гг. началась
приватизация жилья, никто и не возражал, но
никто также не вспоминал о том, что новый
хозяин обязан сам содержать свою
собственность. Приватизация получилась
более чем своеобразная, так как расходов
по оплате коммунальных услуг и
эксплуатации городского жилого фонда
продолжали нести местные бюджеты,
подкрепляемые из бюджета федерального.
Приватизация привела к тому, что участие
населения в целом, особенно его
состоятельной части, в содержании жилищно-коммунального
хозяйства (ЖКХ) уменьшилось даже по
сравнению с советскими временами.
Кто же в конечном счете несет
расходы? Прежде всего это предприятия.
Процесс передачи социальной сферы от
предприятий к муниципалитетам идет крайне
медленно и во многих случаях, очевидно,
нецелесообразен: дороже и хуже всюду, где не
возникает конкуренция за оказание
соответствующих услуг. Если даже
социальная сфера передана местным органам
власти, то, чтобы ее содержать,
муниципалитеты и регионы вынуждены
повышать налоги и сборы с предприятий. Не с
населения, ибо, как мы считаем, у него нет
денег, оно бедное.
Но, во-первых, не все бедные. Во-вторых,
прямо или косвенно неся огромные издержки
по содержанию ЖКХ, предприятия не могут
платить зарплату своим работникам, тем
более делать инвестиции и создавать новые
рабочие места. Поэтому оказывается, что
рабочие и служащие не имеют заработков и не
в состоянии в полном объеме оплачивать
коммунальные услуги.
Надо сделать предприятия
конкурентоспособными по крайней мере за
счет того, чтобы возложенное на них
социальное бремя не было больше, чем у их
конкурентов. Без глубокой жилищно-коммунальной
реформы этого не добиться. Решиться на нее
может и должно сильное государство,
готовое исполнять свою ответственную роль.
Оно же планирует за счет сокращения дотаций
на ЖКХ, прямо питающих местные
минимонополии типа прежних жэков и дэзов,
поднять зарплату работникам бюджетной
сферы и выплачивать жилищные субсидии
малоимущим семьям.
Речь, таким образом, идет о
перераспределении средств вовсе не в ущерб
населению, а с целью повышения
эффективности их использования. Добавим к
этому планируемые меры по контролю за издержками:
снижение их в жилищной сфере при
минимальных инвестициях возможно на 30-40%.
Да, есть опасность, что при плохой
подготовке размер субсидий окажется больше,
чем снизятся дотации. Есть опасность, что с
повышением тарифов уменьшатся
поступления от коммунальных платежей. Об
этих опасностях говорит Ю. Лужков, опираясь
на московский опыт. Но отсюда следует
только одно: реформу все равно проводить
надо, но с учетом местной специфики, с
тщательнейшей подготовкой. Все равно
проводить ее будут регионы и города.
Государство же выдвинуло инициативу,
важную для общества в целом, что оно обязано
делать в соответствии с его ролью.
Та же картина на многих других
участках социальной сферы - в образовании,
здравоохранении, в пенсионном обеспечении.
И всюду проблемы связаны с чрезмерными
обязательствами государства, с
неспособностью его чиновников лучшим
образом организовать дело. И вместе с тем
попытки правительства изменить ситуацию,
осуществить реформы наталкиваются на
сопротивление прежде всего тех, кто считает
себя государственниками.
В чем все же заключается
важнейшая роль государства: инициировать
необходимые для общества изменения, даже
если они не всем нравятся, преодолевать
корыстные групповые интересы ради общества
в целом или стремиться влезать в конкретные
дела, замещая самодеятельность граждан
деятельностью чиновников?
Конечно, в каждом конкретном
случае есть свои тонкости, и противопоставление
самодеятельности населения и работы
квалифицированного бюрократического
аппарата не всегда уместно. Но в данном
случае важен принцип: что приоритетнее для
страны?
Шестая позиция. Выбор
либеральной или дирижистской концепции - во
многом вопрос индивидуальных пристрастий,
мировоззрения. На этом поле научные
обоснования в какой-то момент могут терять
силу. Но есть определенные фазы в развитии
общества, когда преимущества той или иной
модели становятся достаточно
определенными и очевидными.
По личным убеждениям я склоняюсь
к либеральной политике, полагаю, что ее
минусы в большинстве случаев уступают ее
плюсам. Но в еще большей степени я убежден,
что модель политики должна выбираться с
учетом конкретных обстоятельств.
Уверен, что для демонтажа
командной экономики радикальный
либерализм был полезен и неизбежен, даже
если дело сопровождалось какими-то
перехлестами.
Сейчас, если ставится вопрос об
укреплении роли государства, скажем, за
счет установления государственного
контроля за ценами (кроме естественных
монополий), посредством усиления поддержки
предприятий независимо от их
эффективности или прямого регулирования
производства, увеличения государственных
расходов, национализации приватизированных
предприятий и т.п., то я считаю, что это не
только не нужно, это вредно, это движение
вспять, которое приведет не к усилению, а к
реальному ослаблению государства. Данный
вывод опирается не на либеральные
постулаты, но исходит из здравого смысла.
Вместе с тем ныне начинается
второй этап преобразований российской
экономики, когда на первый план выходят
задачи экономического роста и структурной
перестройки. И на этом этапе, как показывает
конкретный анализ, в области структурной и
социальной политики нужно усиление
вмешательства государства в экономику, разумeeтcя,
нa ocнoвe рыночных принципов.
Я полагаю, что, поскольку на этом
этапе начинает формироваться облик
будущей российской экономики, государство
методами структурной и промышленной
политики обязано всемерно содействовать
развитию такой структуры экономики,
которая соответствовала бы критериям
развитой индустриальной страны.
Близорукостью было бы не видеть, что
стихийные рыночные тенденции толкают
Россию к топливно-сырьевой специализации, к
утрате накопленного научно-технического
потенциала и позиций в отраслях высоких
технологий. Поэтому на данном этапе
государство должно увеличить объем государственных
капитальных вложений примерно до 10% ВВП, что
отнюдь не так много даже по либеральным
меркам, чтобы использовать их для
стимулирования частных инвестиций (как
своего рода стартер), для прямой поддержки
производств высоких технологий, потенциально
способных занять позиции на мировых рынках
(авиастроение, космос, атомная
промышленность, энергомашиностроение,
тяжелые станки), для развития
инфраструктуры.
Кроме того, потребуются усилия и
средства для сохранения значительной доли
внутреннего рынка за отечественными
производителями (автомобильная
промышленность, трактора и сельхозмашины,
пищевая, легкая, текстильная
промышленность, сельское хозяйство).
Делаться это должно в целом на принципах
открытости экономики, большего
стимулирования экспорта, чем
импортозамещения. Тем не менее в
переговорах с МВФ правительство добилось
снятия условия о снижении импортных
тарифов в ближайшие годы.
Как же это сделать, если бюджет
непрерывно сокращается и инвестиции в нем
вот уже три года являются первой жертвой?
Между тем именно для инвестиций более
всего важен жесткий, но реальный бюджет.
Если бы удалось добиться
сбалансированности бюджета по текущим
расходам и свести размер дефицита до
величины расходов по обслуживанию
госдолга, то открылась бы возможность прибегать
к заимствованиям внутри страны и за рубежом
исключительно на инвестиции,
обеспечивающие отдачу. В этом состоит
главная идея бюджета развития, еще не до
конца реализованная в 1997 г., но шаг за шагом
она должна будет воплощаться в жизнь.
|