Л. ВОРОХАЛИНА старший преподаватель МГГУ имени Н.Э. Баумана
Финансирование малых
предприятий в странах с развитой рыночной
экономикой осуществляется за счет как
внутренних, так и внешних источников.
Согласно российскому законодательству, в
качестве внешних источников
финансирования могут использоваться
целевые банковские вклады, паи, акции,
технологии, машины, кредиты, товарные знаки,
интеллектуальные ценности. Основными внутренними
источниками привлечения средств
являются финансовые ресурсы и
внутрихозяйственные резервы
предпринимателя-инвестора, то есть прибыль,
а также амортизационные отчисления,
денежные накопления и сбережения
предпринимателей, средства от страхования
деятельности, денежные суммы, получаемые в
качестве неустоек, штрафов и т.п. К
неформальному рынку ссудных капиталов (внутренний
источник финансирования) относится заем
денег у родных и знакомых. Этим источником
пользуются свыше '/^ предпринимателей в
нашей стране.
Согласно Федеральной программе
поддержки предпринимательства, принятой в
апреле 1994 г., финансирование и развитие
инфраструктуры малого бизнеса должны
осуществляться через Фонд поддержки
предпринимательства и развития
конкуренции при Государственном комитете
РФ по антимонопольной политике и поддержке
новых экономических структур. Участие
Фонда в финансировании -долевое. Один из
главных принципов его деятельности -
условие возвратности средств. Фонду дано
право выступать залогодателем, поручителем,
гарантом по обязательствам предприятий.
Кратко опишем механизм
кредитования малых предприятий. Вначале
производится отбор представленных в Фонд
проектов и программ. На этом этапе главная
задача - выявить проекты, которые отвечают
государственным экономическим приоритетам.
В дальнейшем операции непосредственно по
кредитованию и контроль за их
использованием осуществляются Фондом
совместно с Межэконом-сбербанком и его
банками-агентами на местах.
Межэкономсбербанк взял на себя
определенные обязательства, позволяющие:
предоставлять банковские гарантии малым
предприятиям для получения кредитов в
коммерческих банках; увеличивать ресурсы
для кредитования малого бизнеса за счет
средств генерального банка; управлять
банковской системой поддержки
предпринимательства; получать дивиденды на
вложенный капитал.
Банк-агент выделяет кредитные
ресурсы строго в соответствии с перечнем
проектов, утвержденным в установленном
порядке Фондом, и в пределах средств
кредитной линии, открытой Межэконом-сбербанком.
Размер маржи, взимаемой банком-агентом,
устанавливается в межбанковском договоре с
Межэкономсбербанком и не может превышать.
Временное положение от 25 ноября
1993 г. содержит основные требования, которые
будут предъявляться при рассмотрении
заявок на получение кредита. В частности,
предусмотрено, что удельный вес кредита в
общей сумме финансирования проекта должен,
как правило, составлять 50°о (но не более 70%).
Остальную часть средств изыскивает
предприниматель за счет других источников,
в первую очередь собственных. Чем больше
доля инвестора в финансировании проекта,
тем ниже процентная ставка по кредиту.
Максимальный срок реализации проекта и
погашения кредита - 1,5 года (для отдельных
проектов - до 2 лет).
Заключая договоры с банками-агентами
на предоставление кредитных ресурсов.
Межэкономсбербанк в целях обеспечения
своевременного возврата кредита и уплаты
процентов запрещает использовать
полученные банком-агентом кредитные
ресурсы для зачисления на депозитные счета,
осуществления операций по межбанковскому
кредитованию, покупки свободно
конвертируемой валюты, а также отвлекать
средства на другие цели, не предусмотренные
договором. Для получения кредита субъекты
малого предпринимательства предоставляют
соответствующие документы в региональные
органы, которые в месячный срок, проведя
независимую экспертизу проекта, выносят
заключение о целесообразности выделения на
него средств. Затем на их основе
формируется региональная программа,
которая направляется в исполнительную
дирекцию Фонда.
Недостатком системы
предоставления кредитов через Фонд
является ее громоздкость. Целесообразно, на
наш взгляд, создать при Фонде совещательно-рекомендательный
совет из представителей общественных
объединений малых предприятий в лице
Торгово-промышленной палаты РФ, банковских
структур, заинтересованных министерств и
ведомств.
Учитывая общее состояние
российской экономики и значительный
дефицит государственного бюджета,
единственным реальным внешним источником
финансирования малого бизнеса в настоящее
время является банковский кредит. Для
объектов малого предпринимательства из-за
высоких рисков, связанных с
предоставлением кредита, кредитные сделки
следует оформлять под какой-либо залог:
недвижимости, товаров, ценных бумаг.
Нужно более широко использовать
и нетрадиционные виды финансовых услуг.
Приблизительная схема финансирования
малого предприятия при помощи лизингового
кредита заключается в следующем:
предприятие хочет приобрести новое
оборудование; банк оплачивает эту услугу,
то есть 100% стоимости оборудования;
предприятие либо берет его у банка в аренду,
либо использует лизинговый кредит с
последующим выкупом. Срок подобного
кредита составляет от 2 до 6 лет. Существует
также лизинг недвижимости:
строительство здания банком и сдача его в
аренду предприятию с условием его
последующего выкупа. При факторинговых
операциях при неоплате требований
плательщиком они переуступаются
факторинговому отделу банка, и последний
платит определенный в договоре процент от
суммы требований. Таким образом, в данном
случае происходит переуступка
просроченной задолженности.
Функционирование малых
предприятий и кредитных учреждений в
рыночной экономике, с одной стороны,
требует решения проблемы выработки
критериев платежеспособности заемщика, а с
другой -проведения анализа условий
предоставления кредитов и принципов их
использования. Кредитное учреждение должно
быть уверено в наличии у кредитуемого
предприятия средств для расчетов, в его
способности к своевременному погашению
кредита. На основании данных
бухгалтерского баланса можно оценить,
насколько прибыльна деятельность
предприятия и каков размер риска,
принимаемого на себя банком.
При расчете кредитоспособности
предприятия используются следующие
показатели его финансово-хозяйственной
деятельности: коэффициент финансового
покрытия - он характеризует общую
кредитоспособность предприятия - отношение
текущих активов к текущим обязательствам;
коэффициент текущей ликвидности -
отношение денежных средств, средств в
расчетах и оборотных активов предприятия к
текущим обязательствам; коэффициент
абсолютной ликвидности - отношение
денежных средств предприятия к текущим
обязательствам; коэффициент соотношения
собственных средств и привлеченного
капитала - он характеризует финансовую
устойчивость предприятия; коэффициент
оборотных средств - отношение собственных
средств к итогу баланса.
Класс кредитоспособности
клиентов определяется путем сопоставления
значений финансовых коэффициентов,
полученных на основе показателей баланса, с
критериальным уровнем, характерным для
данного класса их рейтинга. В качестве
показателей таких уровней должны
использоваться среднеотраслевые значения
финансовых коэффициентов.
На основании представленных
досье клиентов и их гарантий коммерческим
банкам последним необходимо разрабатывать
собственные планы финансирования мелких и
средних предприятий, устанавливая объем и
сроки их кредитования. Возможен следующий
порядок предоставления им кредитов:
- составление досье клиента;
- разработка плана
финансирования;
- сопоставление кредита с
результатами деятельности предприятия,
если ссудой покрывается 50-80% его расходов;
- определение класса
кредитоспособности предприятия;
- выбор ставки процента за кредит
(она может быть постоянной или переменной);
- расчет срока окупаемости
кредита;
- принятие решения о сроке
кредитования;
- определение регулярности
возмещения кредита;
- составление контракта (договора
о возврате);
- проверка и контроль различных
этапов выполнения контракта;
- в случае задержки выполнения
или невыполнения условий контракта -
совместные действия по исправлению
ситуации.
Создание специальной сети
коммерческих банковских структур для
финансирования малых предприятий - одна из
насущных проблем. Для повышения
заинтересованности банков в такой
деятельности необходимо предусмотреть,
помимо общих (уменьшение ставки процента в
1,5 раза согласно указу президента РФ от 22
декабря 1993 г.), дополнительную систему льгот
и приоритетов, например, рекомендовать
полное или частичное освобождение от
налогов прибыли банков, полученной от
вложения средств в малый бизнес, а также
определить совместно с Центральным банком
России порядок компенсации коммерческим
банкам льгот по целевым кредитам для
предприятий малого бизнеса.
Стимулировать коммерческие
банки к посредничеству и предоставлению
кредитов малому бизнесу будет появление
организации по переучету займов. Программы
такого переучета привлекательны тем, что
они приводят к росту портфеля займов без
излишней нагрузки на собственные ресурсы
банков.
Внешним внебюджетным источником
финансирования малого бизнеса, помимо
коммерческих банков, является частное или
спон-сорское финансирование. На Западе
нередко за малой фирмой стоит крупная
частная корпорация, заинтересованная в
результатах работы тех или иных
предприятий, например, венчурных компаний,
которые берут на себя риск конструкторской,
технологической и проектной разработки
принципиально новых технологий, опытного и
промышленного их освоения.
Главный стимул венчурного
инвестирования - прибыль от прироста
стоимости акций компании. Кредитор
рассчитывает на то, что последняя, быстро
достигнув стадии серийного производства
новой оригинальной продукции, станет
приносить повышенную прибыль. В этом случае
финансист, предоставивший кредит в обмен на
акции новой фирмы, сможет с большой выгодой
реализовать свою долю ее ценных бумаг.
Несмотря на то что многие венчурные фирмы
терпят неудачу (и соответственно средства,
предоставленные им, приходится списывать в
убытки), прибыль, полученная от успешных
проектов, с лихвой оправдывает риск.
Использование венчурного капитала пока не
получило широкого распространения в
российской предпринимательской практике,
хотя отечественное законодательство
предусматривает возможность участия в
инвестиционной деятельности как частных
лиц, так и предприятий различных
организационно-правовых форм.
Еще одним внешним внебюджетным
источником финансирования малых
предприятий может служить совместное
инвестирование. Например, в ФРГ банками и
страховыми компаниями создаются
специальные фирмы, участвующие в капитале
мелких и средних предприятий. Совместное
инвестирование в нашей стране возможно
через договоры-подряды по финансированию
какой-либо разработки. В зависимости от
характера выполняемых работ и достигнутых
между сторонами договоренностей
финансирование производится путем
частичной предварительной оплаты (авансирования)
или предоплаты.
Особый интерес представляет
такой внешний источник финансирования, как
привлечение капиталов с помощью выпуска и
размещения акций и иных ценных бумаг при
посредничестве инвестиционных институтов.
Существенным недостатком акционирования в
качестве способа привлечения
дополнительных средств является
возможность частичной или полной утраты
финансируемым предприятием-эмитентом
самостоятельности.
Коммерческие банки могли бы
организовывать сотрудничество между
отечественными финансово-промышленными
группами и малым и средним бизнесом с
помощью контрактных, субподрядных,
арендных отношений. Это позволило бы
соединить мобильность, гибкость,
инициативу малого производства и мощь и
влияние крупных предприятий. В результате
возрастет конкуренция в сфере малого и
среднего бизнеса за контракты с
корпорациями.
Финансированию малого бизнеса
могут содействовать кредитные программы и
многочисленные региональные, городские,
целевые фонды. Поскольку деятельность
самих малых предприятий ориентирована
главным образом на местный рынок, многие
финансовые вопросы необходимо решать с
участием местных органов власти. Последние
должны определить основные направления
поддержки предпринимательства,
разработать комплекс необходимых
мероприятий, изыскать материально-технические
и финансовые ресурсы для их реализации за
счет региональных источников.
Согласно Федеральной программе
государственной поддержки малого
предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг. (утвержденной
правительством РФ 18 декабря 1995 г.) и Закону
РФ "О государственной поддержке малых
предприятий" от 14 июня 1995 г., доходы от
деятельности Федерального фонда поддержки
малого предпринимательства,
преобразованного из Фонда поддержки
предпринимательства и развития
конкуренции и находящегося в ведении
Государственного комитета РФ по поддержке
и развитию малого предпринимательства (создан
в соответствии с указом президента РФ от 6
июня 1995 г.), государственных и муниципальных
фондов остаются в их распоряжении, не
подлежат налогообложению и направляются на
реализацию целей и задач, предусмотренных
федеральным законом.
Большую роль в организации
финансирования малого бизнеса в регионах
могли бы сыграть общества взаимного
кредита и торгово-промышленные палаты,
выступающие в качестве гарантов кредита.
Общество взаимного кредита - объединение
страховой организации и банка для
финансирования малых предприятий. Ему
предоставляется право производить все
краткосрочные банковские операции, кроме
выдачи целевых кредитов, прежде всего
товарно-комиссионные, учет и обеспечение
векселей. Названные общественные структуры
должны также давать коммерческим банкам
или городским фондам свои рекомендации по
кредитованию отдельных предприятий после
соответствующей проверки их финансового
состояния. В этих случаях кредит может
выдаваться без залога.
|