On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. Форма и сущность государства при его антогонистической, эксплуататорской сущности

Сущность государства выявляется при анализе его функций. Под функциями государства понимаются основные направления его деятельности. Эти направления делятся на внутренние, то есть осуществляемые в пределах территории данного государства, и внешние, - осуществляемые за пределами его территории. Функ­ции эксплуататорского государства лучше всего представить в виде табл.).

Эксплуататорское государство

Внутренние функции

Внешние функции

1. Организация эксплуатации зависимого населения (рабов, крепостных крестьян, наемных рабочих и Др)

1. Ведение агрессивных захватнических войн

2. Удержание в повиновении зависимого населения, воспрепятствование его открытым выступлениям против существующего режима

2. Эксплуатация народов и природных богатств зависимых территорий и государств

3. Сбор налогов, податей и иных обязательных платежей в бюджет

3. Защита государственных границ, организация таможни и отпор вооруженной агрессии со стороны иных государств

4. Обеспечение политических и экономических интересов эксплуататорского (господствующего) класса

4. Дипломатические и торгово-экономические отношения с другими странами, участие в деятельности международных и межгосударственных организаций

5. Хозяйственно-организаторская функция

5. Культурный и информационный обмен с иными государствами

Одна из важнейших при­чин, вызывающих эти изменения, - появление на арене полити­ческой борьбы нового класса - промышленной буржуазии. Принципиальным отличием этого класса является обладание частной собственностью, являющейся следствием не бессовест­ного присвоения чужой собственности (как у феодала или рабо­владельца), а результатом совместного труда большого числа на­емных рабочих, также приобретающих в процессе своей деятель­ности часть созданного ими прибавочного продукта. Если в преж­нем виде эксплуатируемое население - рабы и крепостные крес­тьяне - могли существовать без эксплуатирующего их государст­ва, то наемный рабочий без капиталистического государства су­ществовать не может, ибо на смену карательно-репрессивных функций в нем на первый план выдвигается хозяйственно-орга­низаторская функция. К тому же на ранних стадиях капиталис­тического развития государство становится своеобразным ком­промиссом между неограниченной властью монарха и стремлени­ем к власти молодой буржуазии. Этот компромисс получает за­крепление в виде конституции, знаменующей собой вступление государства в демократическую фазу развития в виде конституци­онной монархии.

Будучи политическим компромиссом как между монархом и буржуазией, так и между буржуазией и организованным рабочим классом, государство постепенно становится институтом, служа­щим всем классам и социальным группам населения, средством решения споров и конфликтов между ними.

В свою очередь, с повышением производительности труда доля прибавочного продукта, взимаемого государством в виде налогов на содержание аппарата публичной власти, уменьшается в срав­нении с той его долей, которая остается в собственности труже­ника. Поэтому само государство постепенно утрачивает черты эксплуататорского. На смену им приходят помимо хозяйственно-организаторских защитные функции и черты.

Господствовавший до недавнего времени в отечественной на­учной и учебной литературе классовый подход проявлялся в де­лении современных государств на социалистические и буржуазные. Не отрицая в принципе правомерность классового подхода как одного из способов классификации эксплуататорских госу­дарств, необходимо отметить его неприемлемость для оценки современного государства.

В.А. Четвернин правильно указывает, что "классовый подход и учение о классовой борьбе неприменимы к обществу, в котором нет классов, но существует сложная социальная структура". Оче­видно, что деление государств на буржуазное - по имени класса, якобы находящегося у власти, - и социалистическое, будто бы построенное на социальном союзе дружественных классов, явно изжило себя. В основу такого деления положено противопостав­ление, которое уже не является признаком, отличающим одно государство от другого. Скорее можно было бы говорить о деле­нии на высокоразвитые, среднеразвитые и слаборазвитые (разви­вающиеся) государства, хотя и такое деление весьма условно в силу отсутствия единого критерия, позволяющего оценить уро­вень развития государства как политической организации.

Тем не менее вопрос о том, к какому типу отнести современ­ное государство, не праздный. Если учесть, что государство - категория историческая, меняющаяся в своем развитии, то тер­мин "современное" или "цивилизованное" с точки зрения после­дующего развития неприемлем.

Однако в современной литературе, как отечественной, так и зарубежной, появился термин "социальное государство" (иногда его называют "социально-демократическим"). Воспринят он и действующей Конституцией Российской Федерации (ст. 7).

Назад       Главная       Вперёд