Сущность государства выявляется
при анализе его функций. Под функциями
государства понимаются основные
направления его деятельности. Эти
направления делятся на внутренние, то есть
осуществляемые в пределах территории
данного государства, и внешние, -
осуществляемые за пределами его территории.
Функции эксплуататорского государства
лучше всего представить в виде табл.).
Эксплуататорское государство |
Внутренние функции |
Внешние функции |
1. Организация эксплуата ции
зависимого населения (рабов, крепостных
крестьян, наемных рабочих и
Др) |
1. Ведение агрессивных за хватнических
войн |
2. Удержание в повиновении зависимого
населения, воспрепятствование его открытым
выступлениям против существующего
режима |
2. Эксплуатация народов и природных
богатств зависимых территорий и
государств |
3. Сбор налогов, податей и иных
обязательных платежей в бюджет |
3. Защита государственных границ,
организация таможни и отпор вооруженной
агрессии со стороны иных государств |
4. Обеспечение политических и
экономических интересов
эксплуататорского (господствующего)
класса |
4. Дипломатические и торгово-экономические
отношения с другими странами, участие в
деятельности международных и
межгосударственных организаций |
5. Хозяйственно-организаторская
функция |
5. Культурный и информационный обмен с
иными государствами |
Одна из важнейших причин,
вызывающих эти изменения, - появление на
арене политической борьбы нового класса -
промышленной буржуазии. Принципиальным
отличием этого класса является обладание
частной собственностью, являющейся
следствием не бессовестного присвоения
чужой собственности (как у феодала или рабовладельца),
а результатом совместного труда большого
числа наемных рабочих, также
приобретающих в процессе своей деятельности
часть созданного ими прибавочного продукта.
Если в прежнем виде эксплуатируемое
население - рабы и крепостные крестьяне -
могли существовать без эксплуатирующего их
государства, то наемный рабочий без
капиталистического государства существовать
не может, ибо на смену карательно-репрессивных
функций в нем на первый план выдвигается
хозяйственно-организаторская функция. К
тому же на ранних стадиях капиталистического
развития государство становится
своеобразным компромиссом между
неограниченной властью монарха и стремлением
к власти молодой буржуазии. Этот компромисс
получает закрепление в виде конституции,
знаменующей собой вступление государства в
демократическую фазу развития в виде
конституционной монархии.
Будучи политическим
компромиссом как между монархом и
буржуазией, так и между буржуазией и
организованным рабочим классом,
государство постепенно становится
институтом, служащим всем классам и
социальным группам населения, средством
решения споров и конфликтов между ними.
В свою очередь, с повышением
производительности труда доля
прибавочного продукта, взимаемого
государством в виде налогов на содержание
аппарата публичной власти, уменьшается в
сравнении с той его долей, которая
остается в собственности труженика.
Поэтому само государство постепенно
утрачивает черты эксплуататорского. На
смену им приходят помимо хозяйственно-организаторских
защитные функции и черты.
Господствовавший до недавнего
времени в отечественной научной и учебной
литературе классовый подход проявлялся в
делении современных государств на
социалистические и буржуазные. Не отрицая в
принципе правомерность классового подхода
как одного из способов классификации
эксплуататорских государств, необходимо
отметить его неприемлемость для оценки
современного государства.
В.А. Четвернин правильно
указывает, что "классовый подход и учение
о классовой борьбе неприменимы к обществу,
в котором нет классов, но существует
сложная социальная структура". Очевидно,
что деление государств на буржуазное - по
имени класса, якобы находящегося у власти, -
и социалистическое, будто бы построенное на
социальном союзе дружественных классов,
явно изжило себя. В основу такого деления
положено противопоставление, которое уже
не является признаком, отличающим одно
государство от другого. Скорее можно было
бы говорить о делении на высокоразвитые,
среднеразвитые и слаборазвитые (развивающиеся)
государства, хотя и такое деление весьма
условно в силу отсутствия единого критерия,
позволяющего оценить уровень развития
государства как политической организации.
Тем не менее вопрос о том, к
какому типу отнести современное
государство, не праздный. Если учесть, что
государство - категория историческая,
меняющаяся в своем развитии, то термин "современное"
или "цивилизованное" с точки зрения
последующего развития неприемлем.
Однако в современной литературе,
как отечественной, так и зарубежной,
появился термин "социальное государство"
(иногда его называют "социально-демократическим").
Воспринят он и действующей Конституцией
Российской Федерации (ст. 7).
|