Одним из признаков современного
государства является утрата им жесткой
классовой организации. Различные классы
постепенно растворяются в общей социальной
организации гражданского общества,
возникает все больше возможностей для
перехода людей из одного класса в другой.
Государство перестает быть орудием
обеспечения классового господства, а
следовательно, утрачивает полностью свой
эксплуататорский характер. На смену
эксплуататорскому приходит социальное
государство.
Сущностью этого типа государства
является соединение всех социальных групп
населения, наций и народностей в единое
целое, объединенное в понятие "гражданское
общество". Принципиальное его отличие от
предшествующих типов эксплуататорского
государства состоит в том, что основной его
целью является обеспечение защиты и
обслуживание интересов всего общества в
целом, а не отдельной его части. Такое
государство построено на признании прав,
свобод и законных интересов человека в
качестве высшей ценности, приоритете прав
человека перед интересами иных участников
общественных отношений (хозяйствующих
субъектов, государственных органов,
должностных лиц и т.д.).
Неотъемлемым элементом
социального государства является
парламент, в котором равноправно
представлены все социальные группы
населения данного государства.
Одной из черт современного
государства является повышенная забота о
социально незащищенных категориях граждан:
детях, инвалидах, престарелых. В их
интересах устанавливаются государственные
пособия и субсидии, пенсии и дотации.
В свою очередь, проблема
поддержки социально незащищенных
категорий населения непосредственно
связана с участием государства в
управлении экономикой страны. Дело в том,
что современное государство - это рыночное
государство. Суть рыночной экономики
сводится к свободному товарообмену,
признанию незыблемости частной
собственности и законных интересов
собственника, свободе труда и частного
предпринимательства.
В условиях рыночной экономики
основным регулятором общественных
отношений выступают законы рынка, и главный
из них - закон соотношения спроса и
предложения. В соответствии с этим законом
формируются цены на товары и услуги, в
конечном счете - определяется уровень жизни
населения страны. Падение спроса на
отдельные товары заставляет
предпринимателя повышать качество
продукции, снижать затраты на ее
изготовление, поддерживать развитие науки
и техники путем создания новых, более
современных, пользующихся большим спросом
изделий и продукции. Примером такой погони
за удовлетворением потребительского
спроса в современном государстве служит,
например, развитие автомобильной
промышленности в ведущих странах мира (США,
Японии, ФРГ, Италии, Франции и др.).
Но парадокс современного
общества состоит в том, что рыночные
отношения развиваются тем лучше, чем меньше
государство ограничивает свободу
участников этих отношений. Однако в
рыночных отношениях (частном
предпринимательстве) участвуют далеко не
все члены общества. Значительная часть
населения страны продолжает работать в так
называемой бюджетной сфере экономики, то
есть в учреждениях и организациях,
содержащихся за счет государства. В разных
странах количество людей, занятых в этой
сфере, различно. Но есть такие сферы
общественной жизни, которые не могут быть
переданы в область частных интересов:
охрана общественного порядка и борьба с
преступностью (организация и содержание
полиции, судов, тюрем), оборона страны (комплектование
армии, производство отдельных видов
вооружения) и некоторые другие сферы
общественной жизни.
Есть также категории населения,
которые не могут быть участниками рыночных
отношений не по причине их занятости в
бюджетной сфере, а в связи с их общей
неспособностью к занятию производительным
трудом наряду с другими гражданами. Речь
идет о названных выше социально
незащищенных категориях населения: детях,
инвалидах, престарелых. В интересах этих
людей, а также в целях содержания бюджетной
сферы производства государство
вмешивается в рыночные отношения,
перераспределяя доходы от наиболее
состоятельных категорий населения к менее
состоятельным и изымая средства на
пополнение государственного бюджета. Таким
образом, в условиях современного
социального государства сохраняется
традиционная внутренняя функция
государства - сбор налогов и иных
обязательных платежей в бюджет.
Конечно, Российскую Федерацию
сегодня вряд ли можно в полной мере отнести
к такого типа государствам. Однако
тенденция к этому прослеживается хотя бы в
попытках конституционного закрепления
многих из перечисленных признаков
государства данного типа. Поэтому
представляется правомерным назвать Россию
страной, находящейся на переходной стадии к
социальному государству.
Выполняет социальное
государство и целый ряд традиционных
регулятивных и охранных функций:
поддержание общественного порядка,
наказание преступников, разрешение споров
и конфликтов, защита от внешней опасности и
др. Однако соотношение функций охранных (подавления)
и регулятивных по сравнению с
эксплуататорским государством меняется в
сторону прогресса.
Таким образом, современное
социальное государство - это институт,
направленный на организацию нормальной
жизни и развития всего общества в целом,
защиту прав, свобод и законных интересов
всех населяющих его граждан и народов,
орудие решения споров и конфликтов как
внутри государства, так и за его пределами.
Необходимо отметить, что государство не
утрачивает полностью своих карательно-репрессивных
функций, но применяет их лишь в крайнем
случае, в отношении узкого круга лиц,
нарушающих права и свободы граждан, а также
против государств-агрессоров и
деспотических режимов, нарушающих права и
свободы собственных народов.
В связи с анализом сущности
социального государства представляется
необходимым обратиться к рассмотрению
государства социалистического, до
недавнего врмени существовавшего в нашей
стране. Несмотря на этимологическую
близость названий этих государств, их
сущность представляет собой яркую
противоположность, хотя исторические корни
их происхождения имеют некоторую близость.
Одним из признаков вступления
человечества в эпоху цивилизованного
развития явились попытки сознательного
преобразования общественного и
государственного устройства в
соответствии с определенными
теоретическими концепциями, созданными
учеными-философами, юристами, теологами и
др. Начиная осознавать пороки и недостатки
эксплуататорского государства, отдельные
выдающиеся представители науки пытались
создать концепции, направленные на
совершенствование человеческой жизни,
устранение недостатков в развитии основных
ее институтов.
Одной из концепций такого
развития стало социалистическое учение.
Зародившись почти одновременно в различных
странах (Франции, Италии, Германии,
Великобритании), это учение имеет множество
школ, оттенков, самостоятельных ветвей и
направлений развития. Одной из наиболее
своеобразных моделей общественного
развития в рамках этого учения в
современных условиях является так
называемая шведская модель социализма.
Значительным своеобразием отличалась так
называемая советская модель, длительное
время существовавшая в СССР и странах
Восточной Европы.
Теоретическая модель
социалистического государства
восточноевропейского типа была заложена
работами К. Маркса и Ф. Энгельса,
отстаивавшими идею построения единого
общепланетарного государства трудящихся,
первыми шагами которого были установление
диктатуры пролетариата, свержение власти
буржуазии, отмена частной собственности на
орудия и средства производства, замена ее
общественной собственностью, исключение
эксплуатации человека человеком,
уравнительное распределение средств,
коллективизм в организации производства и
общественной жизни. Конечной целью
общественного развития, по К. Марксу, было
построение коммунизма, то есть такого
общественного строя, основой которого
явилась бы высочайшая производительность
труда, обеспечивающая распределение
жизненных благ между людьми в соответствии
с их потребностями.
Одним из фундаментальных
недостатков данной теории было то, что, дав
блестящую критику современного им
домонополистического капиталистического
общества и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс
лишь в общем плане наметили прообраз
будущего общественного устройства, не
показав путей его реального достижения. Их
теория страдала и целым рядом существенных
недостатков принципиального характера. Так,
причиной эксплуатации человека человеком
эти философы считали наличие частной
собственности. Они отрицательно относились
к федеративному устройству государства,
проповедовали идею отмирания ("засыпания",
по образному выражению Ф. Энгельса)
государства и т.д. Причиной этих ошибок
явилось чрезмерное их увлечение теорией
классовой борьбы, интересам которой были
подчинены все помыслы этих, безусловно,
выдающихся мыслителей XIX в.
Существенный вклад в развитие
учения К. Маркса и Ф. Энгельса внес В. И.
Ленин, на практике воплотивший целый ряд
идей социалистического учения,
относящегося к крайне левым взглядам
политического спектра. В частности, исходя
из возможности победы социализма в одной,
отдельно взятой стране, В. И. Ленин создал
теорию государства диктатуры пролетариата,
блестяще воплотив ее в результате
Октябрьского (1917 г.) вооруженного восстания
в России " стране, слабо подготовленной
не только к социалистическим, но и даже к
буржуазным преобразованиям. Построение
социализма в СССР сопровождалось подменой
диктатуры пролетариата диктатурой
партийно-государственной номенклатуры,
введением уравнительного распределения
доходов, созданием командно-административной
системы управления экономикой,
огосударствлением собственности,
введением моноидеологии, ограничением
демократии и т.д. Дальнейшее развитие
страны шло по пути усиления авторитарного
режима, вульгаризации социалистических и
коммунистических идей, усиления фискальных
и карательных функций государства,
вооруженного противостояния "идеологическим"
противникам в лице "капиталистических"
стран, превращения государства в
авторитарно-эксплуататорское.
В то же время большинство стран
мира идет по пути реализации
социалистических идей, но не левацкого, а
либерально-демократического толка (лат. libere
- свободный). Сама по себе
социалистическая идея привлекает к себе
все больше сторонников, о чем можно судить
по расширению политического
представительства социалистических партий
в парламентах и правительствах развитых
стран мира. Однако существенное отличие
описанного выше социального государства от
социалистического, особенно "советского"
типа, состоит именно в наличии либерально-демократической
модели развития.
Либерально-демократическое
общество основано на невмешательстве
государства в жизнь человека и всего
гражданского общества в целом. Одним из его
принципов является идейный и политический
плюрализм, в соответствии с которым
граждане вправе самостоятельно
осуществить демократический выбор того
политического режима и типа общественного
устройства, который им в наибольшей степени
по душе. Возможность подобного выбора
позволяет скорректировать недостатки,
имеющиеся в любой (не только в
социалистической) модели общественного и
государственного развития, подчинить
государство через институты
непосредственной и представительной
демократии интересам всего общества, всего
народа.
Естественно, что чем более
демократическим и свободным является
общество, тем более сильным, устойчивым и
стабильным должно быть государство,
обеспечивающее нормальное его
существование и защиту. Однако такое
государство не может не быть социальным,
демократическим, правовым .
|