Современная система
государственных финансов состоит из:
·
Финансовой
системы федерации;
·
Финансовых систем
50 штатов;
·
Финансовых систем
12,7 тыс. административных, хозяйственно - предпринимательских,
культурно-просветительных и других местных подразделений (графств,
муниципалитетов, таун-шипов, сельских, школьных, специальных округов и т.п.);
·
специальных
фондов;
Такая система организации
государственных финансов характеризуется отсутствием единства. Это означает,
что каждое подразделение государственного управления (федерация, штаты, местные
органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и
осуществляет налоговую политику, управляет долгом. Бюджеты штатов не входят в
федеральный бюджет, а местные бюджеты - в бюджет штатов.
Бюджетный год федерального
правительства начинается с 1 октября и завершается 30 сентября следующего года,
а большинства штатов - начинается 1 июля и заканчивается 30 июня следующего
года. При этом свыше половины штатов практикуют составление бюджета на два года.
В большей части местных административных единиц бюджетный год совпадает с
календарным.
Центральное место в
системе государственных финансов США занимает финансовая система федерации и
федеральный бюджет. О чем свидетельствуют сложившиеся в последние три
десятилетия параметры распределения и перераспределения средств между бюджетами
трех уровней: около 65% совокупных
расходов консолидированного бюджета прооходят через федеральный бюджет и 35% -
доля остальных двух уровней, которая делится между штатами и местными органами
власти в пропорции 2/1.
За федеральными органами
закреплены расходы общенационального значения (на военные цели, международные
дела; на финансовую поддержку каких-либо отраслей и секторов национального
хозяйства; на содержание федерального государственного аппарата; на управление
федеральным государственным долгом и т.п.). На долю властей штатов и местных
органов приходится значительная часть государственных расходов, связанных с
финансированием социальных нужд местного хозяйства, административного аппарата.
Что касается доходов, то основным источником доходной части бюджета являются
налоговые поступления. Причем, в доходах федерального бюджета преобладают
прямые налоги, в доходах штатов – косвенные, а в доходах местных органов власти
– поимущественные налоги (об их процентном соотношении см. далее).
В США бюджеты регулируются
через систему дотаций и отчислений. Движение ресурсов происходит одновременно
по четырем каналам (см. приложение А “4 канала движения ресурсов”): из
федерального бюджета – в бюджеты штатов и местные бюджеты; из бюджетов штатов –
в местные бюджеты; из местных бюджетов – в бюджеты штатов; между местными
бюджетами.
В базе собственных доходов
властей штатов и местных властей наблюдается неуклонно растущая зависимость от
федеральных дотаций. Федеральная помощь штатам (»23%) и местным властям (»6%)
носит ярко-выраженный програмно -
целевой характер. Дотации и субсидии в США распределяются неравномерно. С их
помощью на уровне штатов реализуется более 500 целевых программ. Такая растущая
зависимость от федеральных дотаций дает основание утверждать, что “федеральная
помощь” (»29%
общей суммы доходов штатов и месных органов) превратилось в средство прямого
контроля федерации за финансовой политикой штатов и местных органов власти.
|