Федеральный бюджет в США –
это весьма сложный финансовый механизм управления и контроля за деятельностью
всех федеральных министерств и ведомств, полностью определяющий экономические
основы государственного строительства и оказывающий мощное воздействие на
состояние экономики в целом. По форме он представляет собой регулярно
утверждаемую подробную смету всех правительственных расходов и доходов,
распределяемых по источникам поступлений, основным направлениям и программам
расходования средств. Под бюджетными доходами в США обычно понимается денежная
сумма налоговых поступлений и других платежей, собранная с населения и
предприятий федеральным правительством через федеральные или местные власти.
Бюджетные доходы включают также различного рода подарки и вклады. В доходы не
включаются суммы от распродаж федерального имущества, доходы по процентам, выплаты
по займам и внутренним денежным переводам между правительственными счетами.
Структура расходной и
доходной частей федерального бюджета претерпевает ежегодные изменения. И
поэтому рассмотрение вопроса о доходах и расходах федерального бюджета интересно
с точки зрения динамики этих изменений.
Таким образом, рассмотрим
структуру доходов и расходов бюджета федерации США не на какой-то отдельный
год, а сравним федеральный бюджет 80-х и 90-х годов. Следует отметить, что на
структуру федерального бюджета США в большей степени влияют политические
события, происходящие в этой стране. Так, например, федеральный бюджет был
полем битвы в многомесячном противоречии Б. Клинтона и республиканского
конгресса перед президентскими выборами 1996 г. в США.
Перед администрацией
Клинтона стояла не только проблема переизбрания в 1996 г., но и необходимость
укрепления политической базы демократов. А это означало такую конфигурацию
бюджетных приоритетов, при которой должно постепенно происходить замещение
военных расходов на социальные. Так, в 1992 г. прямые военные расходы составили
21,6% всех федеральных расходов (298,4 млрд. долл.), а на долю основного блока
социальных программ – 55,9% бюджетных
расходов (772,5 млрд.).
Структура основных
источников поступлений в федеральный бюджет, особенно после рейгановских
налоговых революций, характеризовалась следующей динамикой и показателями.
Основными источниками поступлений были подоходные налоги – 43,6% в 1992 фин. г.
(при понижающейся тенденции – в соответствии с бюджетной стратегией
республиканцев – в 1982 фин. г. доля того вида поступлений, к примеру,
составляла 48,2% всех федеральных доходов). На втором месте – налоги на
социальное обеспечение - 37,9% всех
федеральных налогов на фоне повышения тенденции-опять-таки в соответствии с
политикой консервативных сил Америки (в 1981 фин.г. на них падало не более
30,5% доходов федерального бюджета).Единая доля налогов на прибыли корпораций и
акцизных налогов, понимая как сумма прямых и косвенных налогов на бизнес, в
1992 фин.г. не превышала 13,4% всех федеральных налогов - при их уменьшающейся
роли как источника доходов федерального правительства на протяжении предыдущих
10 лет (в 1981 фин.г. она равнялась 17% доходной части федерального
бюджета).Общий объем поступлений в федеральный бюджет в 1992 фин.г. составил
порядка 1,1 трлн. дол., в 1997 фин.г.-1,355 трлн. дол..
В феврале 1994 г.
администрация Б.Клинтона представила конгрессу бюджетную стратегию и свою
систему бюджетных приоритетов, просчитанных вплоть до 1999 фин.года. Долю
федеральных расходов в ВВП предполагалось сократить до 21,5%, а совокупное
налоговое бремя увеличить до 19,2% или на 1% ВВП. В 1993 г. администрация с
огромным трудом добилась у конгресса некоторого повышения подоходных и акцизных
налогов. В целом она предполагала несколько увеличить доли подоходных налогов в
совокупных доходах федерального бюджета (до 44%) и налогов на прибыли
корпораций и косвенных налогов на бизнес (до 15%) и понизить долю налогов на
социальное обеспечение (до 36,5%). Но основные изменения должны были коснуться
расходной части бюджета. Военные расходы предполагалось сократить до 250
млрд.дол., понизив их долю в федеральном бюджете до 14% к концу 90 годов.
Главным приоритетом администрации объявлялась социальная сфера-расходы на
здравоохранение, образование, переподготовку рабочей силы, государственное вспомоществование. К концу 90 годов
социальные расходы федерального правительства должны были бы увеличиться
примерно в 1,5 раза и составить 1,24 трлн.долл., или примерно две трети всех
федеральных расходов.
Каковы же реальные
достижения клинтоновской администрации в бюджетной сфере.
Можно констатировать, что
статья Расходы на национальную
оборону при Клинтоне превратилась в одну
из наиболее динамично сокращающихся позиций в федеральном бюджете - в 1997 фин.г. они были уменьшены почти в 10
млрд. долл., до 272,1 млрд. долл., или 17,8% всех федеральных расходов. В то же
время статья Выплаты процентов по
государственному долгу стала, наоборот,
наиболее динамично растущей - на нее в 1997 фин.г. ассигновано 232,2 млрд.
долл., или 15,2% всех федеральных расходов (рост более, чем на 30 млрд. долл.)
На социальные нужды, по
бюджету 1997 фин.г., выделяются более 60% федеральных ассигнований (примерно
936 млрд. долл.)
Самыми быстро растущими
статьями в социальном бюджете при Клинтоне стали расходы на здравоохранение и
социальное обеспечение. Ч то касается экономических программ, то администрация
практически заморозила расходы на сельское хозяйство, транспорт, энергетику,
охрану окружающей среды, науку и технику.
Доходы в 1997 фин.г. росли
опережающими темпами по отношению к расходам - 7,1 по сравнению с 5,3%, что
составило разницу в 10 млрд. долл. в абсолютном выражении.
Таким образом, сделаем
следующие выводы
-
структура расходов и доходов непосредственно зависит от
того, что находится у “руля власти” –
республиканцы или демократы, т.к. они имеют различные бюджетные приоритеты,
которые и определяют статьи расходов и доходов федерального бюджета в США;
-
приведенную выше сравнительную характеристику доходов
федеральных бюджетов США 80х и 90х
годов оформим наглядно в форме таблицы. (см. приложение Б “Доходы федерального
бюджета США по основным источникам в 1997 и 1980 фин. годах).
-
структура расходов федерального бюджета США существенно
изменилась, и в 1997 фин.г она характеризуется следующими показателями (см.
приложение В “ Расходы федерального бюджета США по основным направлениям в 1997
фин. году).
|