В США все 50 штатов
формально наделены автономными правами в области финансов. Они самостоятельно
составляют, утверждают и исполняют свои бюджеты, которые ни по доходам, ни по
расходам не входят в федеральный бюджет страны. В известной мере они
самостоятельны в определении объема бюджетов, структуры расходов и доходов.
Федеральные власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. Власти
штатов не отчитываются перед федерацией о состоянии финансов и бюджета.
В большинстве штатов
составление бюджета находится в ведении главы исполнительной власти и
осуществляется подчиненным ему финансовым органом. При этом смету расходов
разрабатывают бюджетные и финансовые бюро, а смету доходов – налоговые и другие
органы. Проект бюджета направляется в местные законодательные органы.
Наиболее крупными в
составе расходов бюджетов штатов являются затраты на просвещение (»35%
от расходной части бюджетов), социальное обеспечение (»13%), здравоохранение (»9%),
дорожное строительство и содержание дорог, охрану окружающей среды, жилищное
строительство и коммунальное хозяйство. Более подробно о расходах бюджетов
штатов в приложении В “Состав расходов бюджетов штатов в США в 90-е годы”.
Основным источником
доходов бюджетов штатов, как и федерального бюджета, являются налоговые
поступления. В послевоенные годы в составе налоговых доходов заметно возросла
роль подоходного налога с населения и обязательного взноса в фонды социального
страхования(доля этих налогов увеличилась с 20% в 1979/60г. до 32% в 1979/80г.
). Сегодня основным источником доходов бюджетов штатов является налог на
продажу – 29% от доходной части. А индивидуальный подоходный налог составляет
17%. Недостаток собственных средств штатов порывается за счет финансовой
поддержки из федерального бюджета (23% от доходной части) и поступлений из
бюджетов местных органов власти(»1,5%). См. приложение Г “Состав доходов бюджетов штатов
США в 90-е годы по их источникам”.
Что касается местных
административных единиц и местных функциональных органов и учреждений, то они
также располагают определенной степенью автономии по составлению, утверждению и
исполнению своих бюджетов, которые не входят ни в федеральный бюджет, ни в
бюджеты штатов США. Функции по составлению местных бюджетов возложены на глав
исполнительной власти, функции по утверждению бюджетов – на представителей
местной законодательной власти.
В состав расходов местных
бюджетов более половины их общей суммы приходится на долю затрат, связанных с
финансированием государственной налоговой школы. Кроме того, значительная доля
средств ежегодно выделяется на финансирование содержания дорог, коммунального и
городского хозяйства, противопожарной охраны, лечебных и других учреждений.
К источникам
финансирования расходов местных бюджетов относятся: местные налоги, доходы от
услуг коммунального хозяйства и другие не налоговые доходы, дотации из
федерального бюджета и бюджетов штатов, поступления от выпуска местных займов и
лотерей. Основным источником доходов являются местные поимущественные налоги
(на их долю приходится около 29% налоговых доходов). Подробнее о доходах
бюджетов местных органов власти в приложении Д “Доходы бюджетов местных органов
власти в США по основным источникам”.
Таким образом, важно
выделить, что при единстве налоговой системы США каждая административная
единица выбирает свою структуру налогов с учетом разнообразия местных условий и
уровня жизни населения.
|