Историю бюджетного
процесса в США можно разделить на три основные этапа:
-
до 1921 года;
-
с 1921 по 1976 год;
-
с 1976 года;
До 1921 года все органы
исполнительной власти США подавали свои отдельные бюджетные запросы
непосредственно в конгресс. Вплоть до до этого времени в США, строго говоря, не
было единого федерального бюджета в виде продуманного и тщательно
разработанного общего финансового плана, который бы основывался на
скоординированных расходных потребностях федерального правительства, с учетом
размеров имеющихся финансовых поступлений.
Лишь в 1921 г., когда
впервые был принят сводный американский закон “О бюджете и отчетности” (Budget
and Accounting Act of 1921), определивший направление бюджетной реформы,
конгресс впервые поручил президенту представлять бюджетный проект, который бы
полностью отражал государственные приоритеты и служил отправным пунктом для
последующего принятия и утверждения федерального бюджета. Американский
президент, будучи главой исполнительной власти, по закону – основное
юридическое лицо, ответственное перед законодательной властью за разработку и
исполнение федерального бюджета. С этой целью ему придано в 1921 г. Бюджетное
бюро (в будущем –
Аднинистративно–бюджетное управление или АБУ ) – как самостоятельный
отдел в министерстве финансов. Конгресс сохранил право контроля за финансовой
деятельностью исполнительной власти и упрочил его: тем же законом было
учреждено Главное контрольно – финансовое управление (ГКФУ), названное вскоре
“сторожевым псом конгресса”. Однако американская администрация фактически
получила возможность инициативы и контроля в бюджетно – налоговых вопросах и в
распределении финансовых средств, чего до этих пор у нее не было.
После второй мировой
войны, особенно в 60-е годы, резко возросли масштабы федерального бюджета,
усилились тенденции долгосрочного программирования финансовой стороны
правительственной деятельности. Возникла нужда в новом уровне координации,
взаимной увязки и оценки эффективности программ бюджетного финансирования.
Результатом стало создание в 1970 г. АБУ, поглотившего Бюджетное бюро и
добавившего к прежним его функциям еще и управленческие, а также получившего
полномочия оценивать эффективность федеральных программ, расширять
межведомственное согласование правительственных действий как на уровне
федеральной администрации, так и в штатах. Усилилась централизация бюджетного
процесса, концепция очередного бюджета теперь готовилась после серии совещаний
президента с директором АБУ при участии министра финансов, председателей
Экономического совета и Совета управляющих Федеральной резервной системы, т.е.
всех главных экономических советников президента и руководителей основных
органов, формирующих экономическую политику страны.
Американский конгресс не
раз резко реагировал на любую попытку усиления централизации бюджетного
процесса и влияния исполнительной власти в финансовых делах. Вскоре после
правительственной реорганизации 1970 г. в каждой из палат были созданы
бюджетные комитеты – для предварительного анализа представляемых конгрессу
президентских вариантов бюджета; для информационно – аналитической помощи при
конгрессе организовали Бюджетное управление.
|