Швейцария относится к числу
наиболее респектабельных финансовых
центров Европы. Традиционный статус
нейтрального государства, местоположение в
центре Европы, устоявшиеся демократические
институты обеспечили Швейцарии особое
положение на политической карте мира.
Швейцария - вне военных, политических и
расовых конфликтов. Потрясения двадцатого
столетия не затронули ее политический и
экономический суверенитет. Политическая
стабильность и экономическое процветание
обусловили привлекательность Швейцарии в
глазах состоятельных людей других стран.
Более 10% ее постоянных жителей - иностранцы.
Со всего мира сюда стекаются банковские
вклады. Швейцария является транзитным
пунктом международных финансовых потоков.
Швейцарский франк входит в число основных
резервных валют мира.
Швейцарская банковская система
находится на одном из первых мест в мире по
уровню конфиденциальности банковских
вкладов. Однако репутация Швейцарии в этой
области в последнее время приобрела
несколько двойственную окраску. Ее власти
подвергаются жесткой международной
критике за "спящие " вклады,
находящиеся в швейцарских банках со времен
Второй мировой войны. Швейцарские банки по-прежнему
хранят финансовые тайны этой эпохи. По
мнению многих, принцип тайны и незыблемости
банковских вкладов вступил в противоречие
с международными этическими нормами. Тем не
менее скандал со "спящими" вкладами нс
оказал существенного воздействия на статус
этой страны как международного центра
финансовых операций. Швейцарские фирмы
широко используются в разнообразных схемах
налогового и финансового планирования.
Налогообложение в Швейцарии в
целом соответствует международным
стандартам. Разумеется, ее нельзя
причислить к "оффшорным юрисдикциям" в
собственном смысле этого слова. Однако в
некоторых отношениях она может
рассматриваться как
льготная, особенно по сравнению с
такими странами, как ФРГ или Франция.
Федеральный налог в Швейцарии составляет
всего 9,8%, а местные в некоторых случаях
разрешается нс платить. Швейцарию относят к
юрисдикциям "промежуточного" типа с
"умеренной" налоговой системой. Это
связано с тем, что здесь предусмотрен ряд
льгот для некоторых видов фирм. Кроме того,
на территории Швейцарии (но не везде)
регистрируются компании оффшорного типа.
Начнем все по порядку. Швейцария -
конфедерация. Она состоит из 26 кантонов -
малых суверенных образований, в каждом из
которых свое налоговое законодательство.
Этим обстоятельством и объясняются
особенности налоговой системы
конфедерации в целом. Налоговая
ответственность распадается на три части -
федеральную, кантональную и местную. Это
усложняет знакомство с налоговой системой
Швейцарии, однако делает возможным ряд
перспективных международных налоговых
схем.
Федеральный налог взимается но
прогрессивной шкале и составляет от 3,63 до
9,8%. Кантональные налоги значительно выше.
Они составляют 20-30%. К этому следует
добавить муниципальные налоги. Например,
Женевская коммуна Женевского кантона
взимает налог в размере 45,5% кантонального
налога. В итоге эффективная ставка налога
на прибыль швейцарской компании нередко
достигает 40%. Существенным элементом
налоговой системы Швейцарии является налог
на имущество (net worth tax) -0.8%. Взимается он на
федеральном, а в ряде случаев и на местном
уровне. Налог "у источника" в Швейцарии
составляет 35%. Это означает, что будут
удержаны 35% всех дивидендов, распределенных
в адрес компании, с которой у Швейцарии нет
налогового соглашения.
Однако не все так мрачно.
Швейцария подписала 37 налоговых соглашений
об устранении двойного налогообложения (имеется
такое соглашение и с Российской Федерацией,
которая "унаследовала" ею от бывшего
СССР). Хотя сеть налоговых соглашений
Швейцарии и уступает Нидерландской, она
считается одной из самых благоприятных в
мире. Следует отметить, что в Швейцарии
налоговые льготы предоставляются для
производственных предприятий, имеются "отраслевые"
льготы и дополнительные налоговые градации
для предприятий отдельных типов. Особенно
это относится к предприятиям холдингового
и инвестиционного типа, торговым и "сервисным"
компаниям (обслуживающим основную фирму).
Именно благодаря благоприятным условиям,
существующим в Швейцарии для холдинговых
компаний. она рассматривается как
юрисдикция "промежуточного" типа.
Через нее осуществляется транзит капиталов
и доходов от них. Этому во многом
способствует развитая система налоговых
соглашений Швей) (арии, а также ее статус как
стабильного и респектабельного
государства мира.
Особенность Швейцарии как страны,
участвующей во многих оффшорных схемах,
заключается в том, что в большинстве
кантонов регистрируются так называемые "домицилированные"
компании, прибыль которых будет облагаться
только федеральным налогом по сниженной
ставке в 3,63-9,8%. Такая компания должна
подчиняться классическим оффшорным
принципам ( не быть резидентной, не вести
бизнес в Швейцарии, не иметь офиса,
персонала и недвижимости в Швейцарии). Как
можно видеть по статусу, такая фирма близка
к типичным оффшорным фирмам. Отличает ее
лишь наличие небольшого налога (впрочем,
вполне сравнимого, к примеру, с налогом на
кипрские оффшорные фир-мы(4,25%)). В то же время
швейцарская фирма имеет более
респектабельный имидж, чем любая иная
оффшорная компания.
Однако возможности швейцарской
юрисдикции в области оффшорного бизнеса
этим не ограничиваются. В некоторых случаях
домицилированная компания имеет право
содержать реальный офис и персонал. Центр
управления и контроля вполне официально (хотя
необязательно реально) будет находиться в
этой стране. Такая возможность существует в
швейцарском кантоне Фрибург. Резидентный
статус дает возможность воспользоваться
широкой сетью налоговых соглашений,
которой располагает Швейцария. К числу
льготных кантонов в Швейцарии относится
также Цуг и Нешатель.
Вопросы налогообложения
домицилированных фирм в разных кантонах
решаются по-разному. В ряде кантонов такая
компания может проводить часть операций в
самой Швейцарии при сохранении льготного
статуса. Однако доля таких операций
ограничена. Так, в некоторых кантонах
предоставляются налоговые льготы при
условии, что как минимум 80% операций торгово-закупочной
фирмы должно проводиться за пределами
страны. В противном случае происходит
повышение ставки налога до 20%.
Торговые компании. В этой
стране существуют весьма благоприятные
условия для торговых операций, требующих
одновременно резидентного статуса и
льготного налогообложения. Главной
особенностью швейцарской торговой
компании является то, что при низком налоге
на прибыль управление фирмой этого типа
может осуществляться в Швейцарии, т.е. она
имеет реальный резидентный статус. Вместе с
тем, как и "оффшорные" фирмы в других
юрисдикциях, коммерческие операции
швейцарская компания должна проводить за
пределами страны. Кроме того, она имеет
благоприятное для торговых операций на
Европейском континенте географическое
положение, поскольку находится в центре
Европы. Таможенная граница Швейцарии "прозрачна"
для торговых операций с Европейским Союзом.
Швейцарскую торгово-посредническую
компанию можно использовать для оптовой
закупки товаров в различных странах Европы
с целью последующего ввоза в Россию. Нс
следует упускать из виду налоговые льготы
для бизнеса промышленного характера и
производственных инвестиций, которые
предоставляются в некоторых кантонах
Швейцарии. Опираясь на налоговые льготы,
домицилированная торговая фирма в
Швейцарии может приобрести инфраструктуру
и постепенно перерасти в европейскую
промышленно-торговую компанию.
Холдинги. Швейцария является
второй по значению "холдинговой"
юрисдикцией мира (после Нидерландов).
Специальные льготы для холдинговых
компаний основываются на следующих
положениях. Холдинговая компания получает
льготы в том случае, если она владеет
пакетом акций стоимостью, превышающей 2 млн.
швейцарских франков. Федеральные налоги в
этом случае сокращаются пропорционально
удельному весу дивидендов в общем доходе
компании.
Холдинговые льготы
подкрепляются на региональном уровне.
Доходы от инвестиций во многих кантонах
выводятся из налогооблагаемой базы. Однако
в соглашениях Швейцарии об устранении
двойного налогообложения для холдинговых
компаний содержится ряд ограничений. Они
сводятся к требованию, чтобы определенная
часть льготных доходов "оставалась" на
территории Швейцарии. Не более 50% должны
вывозиться за пределы страны в форме затрат,
платежей роялти и процентов. Не менее 25%
процентов дохода должны выплачиваться в
форме дивиденда. Собственный капитал
компании не должен быть меньше 8% уровня ее
задолженности. В целом условия швейцарской
холдинговой юрисдикции считаются менее
благоприятными, чем те, которые существуют
в Нидерландах.
Сервисные фирмы. В Швейцарии
регистрируется особый тип компаний,
которые используются для регистрации штаб-квартир
от зарубежных офисов международных
компаний. Такого рода "сервисные"
компании обслуживают операции материнской
фирмы. Налогооблагаемая прибыль
определяется на основе ставки в 10% от
офисных расходов и является чисто
расчетным показателем.
Компания в Швейцарии-это атрибут
серьезного бизнеса, одно из идеальных мест
для создания зарубежного офиса материнской
фирмы. Помимо соображений престижа, такое
решение имеет и ряд чисто экономическях
выгод. Ведь налогообложение се может
находиться па уровне, близком к оффшорным
фирмам. В то же время она будет пользоваться
льготами налоговых соглашений, которые им
недоступны. Хотя налоговое соглашение с
Россией не предоставляет особых выгод,
существует возможность воспользоваться
обходными маршрутами, например, через
Нидерланды. Кроме того она сможет
осуществлять функции "промежуточного"
холдинга материнской компании,
координировать инвестиции в Европе и за
рубежом. Такой набор преимуществ не
предоставляет ни одна юрисдикция мира. В
заключение следует обратить внимание на то,
что наличие собственной компании или
недвижимости не обеспечивает каких-либо
иммиграционных привилегий. Однако можно
получить полугодовую визу для проживания в
Конфедерации.
|