On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. Фактор силы в решении проблем международной политики

Проблема взаимоотношений между странами и народами своими корнями уходит в глубь истории, к моменту образования первых социально-классовых общностей - государств. Осуществляя экономическое и политическое господство внутри страны, господствующий класс проявлял интерес и к тому, что творится за ее пределами. Но, вторгаясь со своими интересами в сферу деятельности другого государства, он неизбежно сталкивался с противодействием, вызванным несовпадением этих самых интересов. Поэтому решение спорных вопросов в области международных отношений, начиная с древнейших времен, было возможно двумя путями.

Первый путь - это достижение некоторого баланса интересов, позволяющего в определенной степени учитывать потребности различных государств. Баланс интересов лежал в основе формирования союзов, соглашений о торговле и способствовал развитию политических, дипломатических, экономических и культурных связей, обеспечивающих сближение народов, формирование стабильной системы международных отношений. Вместе с тем баланс интересов, как правило, носил конечные пространственные и временные рамки. Нарушение баланса интересов переводило отношения между государствами в другую плоскость: рушились договоры и на смену звону бокалов приходил звон мечей.

Стремление к достижению своих интересов в ущерб соседям толкало страны на разорительные войны, в ходе которых каждая сторона стремилась максимально подорвать военные, экономические и людские ресурсы своих противников, снижая тем самым вероятность ответных действий. При этом единственным средством реализация внешнеполитических интересов являлось наращивание собственной мощи, посредством которой решались все международные проблемы. Это и есть второй путь.

С древнейших времен сила становится не только постоянно действующим фактором международных отношений, но и находит теоретическое обоснование в трудах ее идеологов. Сила объявляется чуть ли не единственным средством, обеспечивающим развитие государств, основой международного права. Вполне приемлемым считается обеспечение своих интересов за счет других народов. В результате этого всемирная история стала не столько историей народов, сколько историей войн.

Системный подход к анализу международных отношений позволяет определить сущность и характер связей между государствами, а, следовательно, и закономерности функционирования государства в рамках этой системы. Будучи объективно включенным в систему международных отношений, которая, подобно любой системе, проявляет тенденцию к самосохранению и развитию, отдельное государство вынуждено так или иначе приспосабливать свои интересы и цели к ее состоянию. Следовательно, система международных отношений оказывает воздействие на внешнюю политику включенных в нее стран. То есть, внешнеполитическая деятельность государства является производной не только от интересов правящей элиты, но и от состояния системы международных отношений.

Основной закон функционирования системы международных отношений заложен в принципе гомеостазиса, свойственном любой системе, который проявляется в стремлении системы к самосохранению. Обеспечение самосохранения системы достигается путем поддержания в ней динамического равновесия между различными, зачастую противоположными устремлениями ее элементов - государств.

Система межгосударственных отношений принадлежит к числу систем со стихийным регуляционным механизмом, поскольку в ней отсутствует единый орган управления, позволяющий координировать и направлять действия отдельных структурных элементов. Состояние равновесия в системе международных отношений обеспечивается столкновением различных интересов и сопровождающих их действий государств на международной арене.

Стремясь максимально реализовать свои интересы, государство усиливает воздействие совокупной мощи на систему международных отношений или отдельные входящие в нее элементы и звенья. Степень и интенсивность этого воздействия определяется, с одной стороны, национально-государственными интересами, а с другой, объективным состоянием системы международных отношений. Иначе говоря, правомерно вести речь о внешнеполитической силе государства, которая представляет собой степень и интенсивность воздействия его совокупной мощи на систему международных отношений или ее отдельные элементы.*

Но сила государства в международных отношениях не эквивалентна его совокупной мощи, хотя от уровня ее непосредственно и зависит. В данном случае связь скорее генетическая - по своему происхождению внешнеполитическая сила вытекает из совокупной мощи государства, которая и определяет возможности силы. В то же время, с точки зрения функциональной, внешнеполитическая сила государства нацелена на решение экономических, политических, военных и других задач в системе международных отношений, тогда как совокупная мощь государства обеспечивает не только внешнеполитическое, но и прежде всего внутриполитическое развитие страны.

Необходимо также иметь в виду, что сила измеряется ее проявлением, т.е. способностью оказать определенное воздействие на систему международных отношений или отдельное государство, которое достигается не только привлечением в межгосударственные отношения определенной части совокупной мощи страны, но степенью и интенсивностью, с которой оно оперирует ею на международной арене. То есть внешнеполитическая сила зависит от уровня различия в интересах и готовности решительно действовать для их достижения.

Особенностью системы международных отношений является то, что она не только обеспечивает связь между государствами, но и является объектом их внешнеполитической деятельности. Каждое государство, преследуя свои специфические интересы на международной арене, оказывает на нее определеннное воздействие и является, тем самым, носителем, субъектом силы. Поэтому в системе международных имеется бесконечное количество перекрещивающихся сил, и из этого перекрещивания выходит один равнодействующий результат - историческое событие.

Наличие значительного количества субъектов силы в системе международных отношений приводит к тому, что каждое государство, преследуя на международной арене вполне определенные цели и осуществляя с их позиций воздействие на систему отношений или ее объекты, в итоге получает совсем не те результаты, на которые оно рассчитывало, В данном случае как раз и проявляется активная роль системы международных отношений, которая обеспечивает поддержание своего устойчивого состояния путем равновесия, баланса сил. Поэтому основополагающим фактором, обеспечивающим функционирование и развитие системы международных отношений, является не столько внешнеполитическая сила государства, сколько равнодействующая сил государств, включенных в систему международных отношений и оказывающих воздействие на эту систему на ее различных уровнях.

Динамическое равновесия системы международных отношений основывается на сбалансированности двух противоречивых моментов. С одной стороны, на изменчивости ее отдельных элементов, то есть государств, которые находятся в процессе непрерывного экономического, политического, социального развития, определяющего эволюцию его внешнеполитических интересов, а следовательно, и характер внешнеполитической деятельности. С другой стороны, на относительной устойчивости связей между государствами, структуры системы.

На практике поддержание баланса сил в системе международных отношений реализуется отнюдь не вследствие стремления государств к сохранению динамического равновесия системы. Напротив, большинство стран преследуют прямо противоположные цели, что особенно характерно для наиболее крупных из них. Тяга к гегемонии, к особому положению в системе международных отношений является отличительной чертой их политики. Но здесь уже речь идет не о силе государства, а о политике силы, которая представляет собой совокупность идеологических и организационных мероприятий, направленных на достижение гегемонии в системе международных отношений на различных ее уровнях насильственными методами. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что попытки государства или группы государств нарушить равновесие сил в свою пользу неминуемо встречает противодействие со стороны оппонентов, которые используют любые средства для восстановления утраченного баланса сил.

Заметим, что принцип гомеостазиса системы международных отношений со свойственным ей балансом сил отражает процесс функционирования системы. Однако система отношений между государствами находится и в развитии, которое проходит различные этапы, характеризуемые нарушением равновесия сил и последующим его восстановлением но уже на основе качественно иного принципа дифференциации. При этом мы вправе говорить о развитии только тогда, когда за доминантами этого баланса стоят социальные образования, определяющие основные тенденции мирового развития. Таким образом, рассматривая внешнеполитическую силу государства с позиций развития системы международных отношений, необходимо выделить и ее социальную направленность, определить, насколько действие силы государства соответствует вызовам времени.

В тесной связи с социальной направленностью внешнеполитической силы государства находятся и методы ее действия. В качестве основных обычно выделяют: метод убеждения, метод принуждения, метод подавления. Критерий, позволяющий проводить их дифференциацию - степень, интенсивность и структура задействованных элементов совокупной мощи государства для решения международных проблем.

Метод убеждения - это комплекс мероприятий, проводимых государством в отношении другого государства или группы стран с целью создания благоприятных внешнеполитических условий на основе совпадающих или близких интересов путем их максимального сближения.

Метод принуждения предполагает использование силы с целью реализации внешнеполитических целей в ущерб интересам другого государства или группы стран и характеризуется активным задействованием всех элементов совокупной мощи страны. Наиболее решительным и интенсивным методом действия силы является метод подавления, предполагающий полное лишение противника возможности к сопротивлению либо уничтожение его как субъекта системы международных отношений. В случае использования методов принуждения и подавления сила выступает в качестве насилия, выступающего в одной из форм применения силы, точнее-ее крайней форме.

Для определения характера действия силы государства в системе международных отношений представляется необходимым установить основные структурные элементы, которые, в свою очередь, являются производным совокупной мощи государства.

Совокупная мощь государства состоит из экономической, научной, военной, социальной мощи и морального духа. * Однако нельзя думать, что эти структурные элементы в "чистом" виде найдут свое проявление на международной арене. Взаимопереплетаясь и трансформируясь, они могут получить и нетрадиционное воплощение. Даже оружие может стать товаром, а продовольствие - оружием.

В качестве структурных элементов внешнеполитической силы государства как правило выделяются: экономическая, политическая, научно-техническая, морально-идеологическая и военная силы. Рассмотрим их подробнее.

Экономическая сила государства представляет собой степень и интенсивность воздействия экономической мощи государства на систему межгосударственных отношений или отдельные страны. Основными каналами действия экономической силы являются: вывоз капитала, государственные внешние займы и кредиты, внешняя торговля, включая различного рода таможенные и нетаможенные ограничения и поощрения, эмбарго, помощь и т.д., различные виды управленческой и организационной помощи, привлечение или отказ в участии в работе экономических сообществ, межгосударственных технических системах или программах, допуск или недопуск судов в прибрежные экономические зоны и т.д.

Политическая сила государства как фактор международных отношений представляет собой степень и интенсивность воздействия совокупной мощи государства на систему международных отношений или ее субъекты в основном через дипломатические каналы. Политическая сила является величиной интегрированной, поскольку посредством ее действуют и проявляют себя все элементы совокупной мощи государства.

Политическая сила государства в системе международных отношений действует главным образом двумя путями. Первый -это прямое наращивание собственных политических возможностей, которое возникает в результате умножения собственной мощи, образования каолиций, союзов, как следствие привлечения на свою сторону по тому или иному вопросу значительного числа государств, искусного использования в интересах проводимой политики существующих противоречий либо кризисных ситуаций в системе международных отношений. Второй путь - это ослабление политических возможностей своего соперника, которое достигается созданием невыгодного для него соотношения сил, разъединением и ослаблением его союзов и коалиций, подрывом его престижа в мире, втягиванием его в заведомо проигрышные или невыгодные ситуации и т.д. Как правило, правящая в стране группировка использует оба эти способа в попытках создать на своей стороне ситуацию, политической силы и, как следствие, добиться выгодного соотношения сил в системе международных отношений.

Одним из важнейших инструментов политической силы государства является дипломатия. При этом используются дипломатические каналы, возможности международных организаций, правительственных и общественных, правительственные заявления, официальные доктрины и внешнеполитические концепции. Заметим, что политическая сила государства в системе международных отношений не является простой проекцией его совокупной мощи. Она является производной от социально-политической мощи страны, социальной направленности ее политики, а также умения ими пользоваться во взаимоотношениях между государствами.

Развернувшаяся во второй половине нынешнего столетия научно-техническая революция не могла не оказать серьезного влияния на систему международных отношений. В условиях НТР особенность действий научно-технической силы государства как фактора международных отношений определяется тем, что значительно возросла доля наукоемких производств, увеличчлись затраты на НИОКР. Поэтому в мировой практике широкое распространение получил экспорт технологий, способствующий увеличению зависимости не только экономической, но и политической от государств - экспортеров технологии.

Однажды вступив на путь массированного импортирования технологии, государство должно приложить ччезвычайные усилия для того, чтобы сойти с него, поскольку этот путь исподволь, сначала не очень заметно, ведет к серьезным диспропорциям в отечественной экономической структуре (сначала в системе подготовки кадров, затем в развитии собственной материальной базы, в системе управления научными исследованиями и разработками и т.д.), даже если речь идет о развитой стране, не говоря уже о развивающейся. Ослабление перекоса в соотношении внутренних и внешних факторов научно-техниччского прогресса требует больших усилий, форсированных затрат. В силу этих обстоятельств научно-техническая ориентация на страну, занимающую лидирующие позиции, обладает большой и труднопреодолимой инерцией, чем и пользуютсяяразвитые страны для оказания давления на политику государств-импортеров.

Механизм действия морально-идеологической силы достаточно широко освещен в отечественной литературе. Однако подходы в духе психологической войны вряд ли могут удовлетворить. Бесспорно, что каждое государство через СМИ и другие источники пропаганды пытается навязать свою идеологию, систему ценностных ориентиров, мораль. Причем национальные СМИ нередко им в этом подыгрывают, пропагандируя нетипичную для своей страны идеологию. Но при этом следует иметь в виду, что эффективность этой пропаганды основывается не только на объеме эфирного времени и размерах тиражей печатных изданий, но и на реальных достижениях в обеспечении достойного образа жизни, выдержанных в традиционном стиле ценностных ориентирах, общечеловеческой морали. Иначе говоря, морально-идеологическая сила государства представляет собой обобщенную характеристику, раскрывающую степень и характер влияния доминирующей в нем идеологии, морали, образа жизни в целом на другие страны. И хотя эффективность ее действия невозможно замерить количественно, качественные показатели явно просматриваются в стремлении других стран, отдельных людей следовать привнесенным извне идеалам.

Военная сила государства представляет собой степень и интенсивность реального воздействия его военной мощи на другое государство, группу стран или систему международных отношений в целом. При этом степень и интенсивность применения военной силы, объекты ее приложения определяются, в первую очередь, характером и направленностью внешнеполитических целей, то есть военная сила - это средство политики, точнее, исторически специализировавшейся ее части - военной политики государства.

Политика страны, наряду с военной силой, располагает и другими средствами, о которых речь шла ранее; для военной же политики военная сила представляет собой основное средство реализации поставленных целей. При этом во всех формах своего проявления военная сила оказывает воздействие на другие страны в форме вооруженного насилия.

Основная форма действия военной силы - война, агрессия, демонстрация силы и т.п. В данном случае военная сила выступает в своем явном виде. Однако существует целый ряд каналов, посредством которых военная сила способна оказать воздействие на другие государства или систему международных отношений в закамуфлированном виде. К ним можно отнести продажу оружия, оказание помощи в подготовке личного состава армии и помощь специалистами, развитие инфраструктуры и строительство предприятий военного назначения, формирование коллективных систем иди организаций обороны и др. Но при всем многообразии форм действия военной силы их отличительной особенностью является насильственный характер.

В заключении отметим, что, врываясь в систему международных отношений и оказывая самое активное влияние на процесс ее функционирования и развития, сила всегда выступает в единстве своих компонентов и способна привести к таким результатам, о которых даже не могли предлагать ее субъекты.

Назад       Главная       Вперёд