Актуальность, цели и задачи
настоящего реферата будут определены
следующими положениями. Окончание холодной
войны стало завершением одной мировой
трагедии и, увы, началом новых испытаний
человечества, 50-летнее мировое
противостояние по социально-идеологическому
признаку, казавшееся всепоглощающей осью
мировой политики, на самом деле было
гигантской ширмой, за которой скрывались
подлинные конфликты человечества.
Виделось, что крушение
берлинской и прочих стен вызовет огромный
прилив центростремительных сил. Но
крушение двухполюсного мира вызвало,
неожиданно для многих, не невольное
магнетическое стремление к единому центру (разумеется,
Западу), а как раз противоположное движение
- к собственной цивилизации. Именно эти
цивилизации стали сборными лагерями
народов, а не ООН, не западная
технологическая крыша. И то, что казалось
универсализмом Западу, воспринималось
империализмом другими.
"Неизбежной ценой
универсалистских претензий стал двойной
стандарт, - метко подметил американский
политолог С.Хантингтон. - Демократия
поощряется, но не в том случае, когда она
приводит к власти исламских
фундаменталистов; нераспространение
ядерного оружия обязательно для Ирана и
Ирака, но не для Израиля; свободная торговля
подается эликсиром экономического роста,
но не в случае торговли
сельскохозяйственными товарами;
гражданские права являются проблемой в
отношениях с Китаем, но не с Саудовской
Аравией; агрессия против богатого нефтью
Кувейта встречает массированный отпор, но
не агрессия против не имеющих нефти
боснийцев". Возможно, Запад частично
перенапрягся в ходе холодной войны,
частично он следовал курсу, о котором ныне
сожалеет. В частности, он необычайно помог
"чемпиону Азии" Японии и создал центры
современной технологии в других азиатских
странах, представляющих почти
противоположный по отношению к Западу
цивили-зационный полюс. Помощь получили
исламские страны и афганские моджахеды.
Запад способствовал укреплению сил,
которые за фасадом противостояния
коммунизму укрепили собственные устои.
Шанс другим цивилизациям Запад
фактически дал сам, изобретя конвейерное
производство, убивающее как раз то, в чем он
сам был так силен: самостоятельность,
инициативность, индивидуализм, творческое
начало в труде, поиски оригинального
решения. Оказалось, что конфуциански
воспитанная молодежь где-нибудь на Тайване
не менее, а более приспособлена к новым
обстоятельствам упорного труда. Шанс,
данный Генри Фордом в Детройте, подхватила
Восточная Азия, иная цивилизация, иной
религиозный мир.
Вглядываясь в новый для себя
посткоммунистический мир, Запад видит, что
такие цивилизации, как восточноевропейская,
латиноамериканская, индуистская, хотя и
проходят определенную фазу
самоутверждения, не проявляют очевидной
враждебности по отношению к западной
цивилизации и не пытаются демонстрировать
своего превосходства над западной
культурой. Но азиатские цивилизации -
китайская, японская, буддийская и
движущийся в этом смысле параллельно с
Азией мир ислама - занимают все более
жесткую позицию в отношении Запада. Как
азиаты, так и мусульмане ныне, в конце 90-х
годов, открыто утверждают свое
превосходство над западной цивилизацией.
На микроуровне основная линия спора
пролегает между исламом и его
православными, индуистскими, африканскими
и западно-христианскими соседями. На
макроуровне же главенствующая линия
пролегает между мусульманским и азиатским
обществами, с одной стороны, и Западом - с
другой. Опасные схватки будущего возникнут,
скорее всего, из взаимодействия западного
высокомерия, исламской нетерпимости и
китайского самоутверждения.
|