В экономической и хозяйственной
практике нашей страны вопросы управления
трудовыми ресурсами в различных формах
решались всегда. Возникновение современной
биржы труда произошло на базе четкой
системы распределения трудовых ресурсов.
Основными ее видами являлись:
- распределение выпускников
средних специальных и высших учебных
заведений;
- организованный набор рабочих;
- сельскохозяйственное
переселение семей;
- общественные призывы;
- самостоятельный прием
предприятием работника;
- деятельность органов
трудоустройства населения.
Некоторые из этих форм
распределения и перераспределения рабочей
силы себя изжили, другие -
трансформировались и передали свои функции
биржам труда.
Система органов трудоустройства
населения начала формироваться во второй
половине 60х годов. Экономическая
потребность в создании этой службы
возникла по целому ряду причин. Во-первых,
такие традиционные формы комплектования
важнейших хозяйственных объектов кадрами,
как оргнабор, переселение и общественные
призывы, были ориентированы на
территориальные перемещения трудовых
ресурсов, а проблема комплектования
кадрами предприятия отдельного города
жителями этого города осталась без
внимания. Во-вторых, возросли потери
рабочего времени, связанные с поиском
работы, а также нерациональные перемещения
рабочей силы, связанные с текучестью кадров.
Население города не имело информации о
предложении рабочих мест в городе. Всеми
этими проблемами и должна была заняться
биржа труда.
Сначала подразделения биржы
назывались "Бюро по трудоустройству
населения" и имелись всего в нескольких
городах страны. Они занимались тем, что
выявляли потребность предприятий в кадрах,
публиковали объявления в местной печати и
давали направления на предприятия для
трудоустройства обратившимся к ним
гражданам. Такая служба носила, в основном,
информационный характер. Направления
граждан на предприятия не всегда
заканчивались трудоустройством -
предприятие не обязано было это делать.
Сами предприятия предоставляли в службу не
полные сведения о свободных местах - в
основном это были места для работников
низшей квалификации, с тяжелыми и вредными
условиями труда. Поэтому возникла
потребность преобразовать службу
организованного трудоустройства из
информационной в орган распределения
трудовых ресурсов. При этом значительно
расширились и права, и обязанности бирж труда, а ее подразделения
получили название "Государственное бюро
по трудоустройству и информации населения"
/ГБТИН/. Однако служба не смогла так
организовать свою работу, чтобы и
предприятия, и трудящиеся были
заинтересованы в ее услугах, чтобы
обращение в службу было не фиктивным и не
принудительным. Следующим шагом на пути
преобразования службы трудоустройства
было создание на базе существующих ГБТИН
центров /бюро/ по трудоустройству,
переобучению и профориентации граждан. Оно
было осуществлено в 1988 году. Центры
создавались как хозрасчетные региональные
организации, работающие под руководством
местных Советом народных депутатов по
договорам и в сотрудничестве с
предприятиями и учреждениями. Они
занимались учетом движения
трудоспособного населения, созданием
банков данных о потребностях и источников
рабочей силы, информированием населения о
вакансиях, проведением работы по
трудоустройству незанятого населения,
комплектованием необходимыми кадрами
предприятий, профориентационной работой и
консультацией всех групп населения по
подбору и перемене профессии, организации
переобучения и повышения квалификации работников. При
создании системы центров по трудоустройству, переобучению и
профориентации населения значительно
расширились функции и задачи существующей
ранее службы трудоустройства.
Принципиальным отличием явилось также и то,
что на смену относительно разрозненным
ГБТИН должна была быть создана
общегосударственная система
трудоустройства, охватывающая уровни,
начиная от союзного, республиканского
краевого, областного и заканчивая
городским. Именно эта общегосударственная
система трудоустройства явилась реальным
предшественником современной биржы труда.
Однако на современном этапе для
преодоления упрощенного подхода к решению
проблем занятости, осуществления глубокого
анализа тенденций на рынке труда, прогноза
на будущее, оценке реальных масштабов
безработицы и ее социально-политических
последствий необходимы новые структуры
управления занятостью, отвечающие
потребностям общества.
Принятые в январе 1991 года Основы
законодательства СССР и республик о
занятости населения, а затем в апреле 1991
года подобный документ Российской
Федерации определяют основные понятия в
области занятости, механизмы ее
обеспечения и проведения мер по социальной
поддержке граждан.
Список литеpатуpы:
1. "Экономика тpуда" под pедакцией
Г.Р.Погосяна и Л.И. Жукова M.: Экономика, 1991
2. И.Заславский "О пользе рынка
труда", "Вопросы экономики"N9 - 91г.
3. А.Карташева, Е.Кубишин "Ситуация
на рынке труда: направления развития",
"Экономист" N12-92г.
4. В.Колосов "Правовое
регулирование занятости", "Советские
профсоюзы" N2-92г
5. Г.Г. Руденко "Служба
занятости и ее функции", Москва, РЭА, 1992г.
6. Н.Матыцина "Обеспечение
занятости населения", "Экономист",N4-92г.
7. А.А.Дикаpева, М.И.Миpская "Социология
тpуда" M.: Высшая школа, 1989.
8. Поплавский В.Д. "Биржа -
атрибут рыночной экономики" "Деньги и кредит", N 2, 1991г.
|