Ориентиры государственного
управления, их смена непосредственным
образом влияют на его функции, методы и
формы. В свою очередь функции, методы и
формы государственного управления
указывают на его целевые установки,
характер и содержание.
Резкое сокращение сектора
государственной собственности и
ориентировка, даже форсирование общего
перехода к рыночным отношениям, местное
самоуправление получили свое отражение в
функциях, методах и формах
государственного управления.
Вырисовываются два аспекта
проблемы:
а) функции государственного
управления;
6) функции его субъектов.
Происшедшие преобразования в
обществе и государственном управлении не
обогатили представлений о сущности и видах
его функций в главном, принципиальном.
Появились лишь новые элементы в их
содержании и механизме реализации. Они
теперь проецируются с учетом наличия
государственных и негосударственных
секторов и различной степени влияния на них
государства.
В большей степени претерпевают
изменения функции органов государственного
управления. Сужены некоторые традиционные
для советского периода функции (планирования,
материально-технического снабжения и
другие). И появились новые, обусловленные
переходом к рыночной экономике (осуществление
антимонопольных мероприятий, функции,
связанные с появлением безработицы,
разгосударствлением предприятий и
учреждений в различных сферах и др.).
Среди функций на первый план
выступают прогнозирование, координация,
регулирование и контроль. Значение
планирования как функции управления
ослаблено и ограничивается как бы в
изолированном виде двумя сферами; с одной
стороны, централизованной, точнее
центральной, с другой, локальной. То есть
оно перестало быть ведущей формой и
стержнем директивного и адресного
централизованного управления.
Однако дискредитация
планирования при переходе к рыночным
отношениям, отказ от него беспочвенны;
отказ от планирования вообще - грубейшая
ошибка и планирование пробивает себе путь
как объективная необходимость нормальной
организации государственной работы.
Нередко, чаще всего
применительно к экономике, предлагается
заменить систему прямого государственного
управления системой государственного
регулирования, трансформировав в нее
необходимые элементы прямого управления.
И хотя государственное регулирование стало
уже обиходным термином, употребляемым
иногда как антипод государственному
управлению, содержание его до сих пор
остается недостаточно определенным.
Между тем государственное
регулирование может пониматься в широком и
узком смысле.
В широком смысле оно выражается в
установлении государством общих правил
поведения (деятельности) участников
общественных отношений и их корректировке
в зависимости от изменяющихся условий. Его
субъектами являются органы
законодательной (представительной) и
исполнительной власти. Известным образом
на поведение участников урегулированных
отношений влияют субъекты судебной власти.
Традиционными правовыми формами
государственного регулирования являются
законы и подзаконные акты, а также судебные
акты. Например, бесспорно, что закон -
основной регулятор общественных
отношений.
В узком смысле государственное
регулирование - одна из функций
государственного управления. Сейчас данная
функция является приоритетной не только в
управлении экономикой, но и социально-культурной
сферой.
Содержание и механизм
осуществления этой функции включает:
а) нормативное регулирование
путем установления общих правил);
б) его оперативную корректировку
в соответствии с реальными задачами,
которые надлежит решать управлению;
в) контроль за исполнением
правовых норм, регулирующих те или иные
отношения;
г) государственную защиту прав и
интересов участников общественных
отношений, урегулированных
соответствующими правилами;
д) координацию и общее
направление их деятельности;
е) содействие ее успешному
осуществлению;
ж) определение приоритетов в
структурной политике;
з) государственные контракты (договоры);
и) регистрацию;
к) лицензирование и др.
Традиционными инструментами
государственного регулирования являются
налоги, стандарты, государственные заказы,
таможенные тарифы и пошлины. Они облекаются
в те или иные правовые формы. В современных
условиях своеобразным выражением
государственного регулирования являются
приватизация, применение процедур несостоятельности
(банкротства) предприятий и т.д.
Многоплановое государственное
регулирование во всех сферах общества -
юридическая реальность. Отрицание его есть
политика, уводящая от государственно-правовой
проблематики, требующей своего разрешения
в целях обеспечения нормального социально-экономического
развития страны. Она неизбежно ведет к
хаосу в управлении.
Государственное регулирование
направлено на создание благоприятных
экономических, правовых и организационных
условий деятельности коммерческих и
некоммерческих организаций,
предпринимательства. Оно не предполагает
вмешательство государственных органов в
их производственную и хозяйственно-финансовую
деятельность кроме случаев, когда его
возможность прямо предусмотрена правовыми
актами. Отношения предприятий и учреждений
с органами государственного управления, в
том числе с вышестоящими отраслевыми, не
являются теперь приоритетным направлением
государственного регулирования. Такое
регулирование заключается преимущественно
в установлении и корректировке общего
правового режима их деятельности,
охватывает прежде всего экономические и
социально-культурные процессы в целом.
Например, государственное регулирование
земельных отношений, реализации
промышленной политики и т.п.
Не случайно поиск терминов,
выражающих изменившийся характер
отношений предприятий с вышестоящими
органами, привел к замене термина «управление»,
отчасти и термина «руководство» формулировкой
«органы, на которые возложены координация и
регулирование в соответствующей отрасли (сфере)
управления»
Конкретизация полномочий
вышестоящих органов касается отдельных
организационных и специальных вопросов,
обусловленных отраслевыми особенностями и
формами собственности (наем руководителей,
обеспечение общественной безопасности и т.д.).
Функция государственного
регулирования реализуется различными
методами и в различных формах. Многие из них
являются традиционными, органично
присущими государственному управлению. В
современном механизме государственного
регулирования своеобразными и
получающими более широкое использование,
становятся метод государственного заказа,
а формами - программы, государственный
контракт (договор), государственная
лицензирование.
Государственный контроль -
функция, тесно связанная не только с
обеспечением дисциплины и законности, но и
с государственным регулированием. Контроль,
свойственными ему методами и в присущих ему
формах, способствует соблюдению режима
деятельности субъектов управленческих
отношений, коммерческих организаций
государственного и негосударственного
типа.
Формы, виды и методы контроля,
суть которых в общем виде рассмотрена в
пятом разделе, на практике реализуются в
различных отраслях и сферах. Не
представляет собой чего-либо
специфического в зависимости от
особенностей отраслей и сфер управления
контроль представительных органов,
полномочных представителей и аппарата
Президента Российской Федерации, органов
исполнительной власти общей компетенции,
государственный контроль через своих представителей
в органах управления акционерных обществ,
создаваемых на базе государственной
собственности или при наличии ее доли.
Много сходного также в ведомственном
контроле, осуществляемом по однотипным
вопросам в отношении подведомственных
объектов. При этом важно иметь в виду, что
теперь государственный контроль
организуется и осуществляется с учетом
особенностей правового положения
предприятий, учреждений и организаций
государственного и негосударственного
секторов в экономике и других сферах. В
отдельных областях, особенно затрагивающих
коренные интересы всего общества и
государства, он не имеет специфики,
обусловленной формами собственности (например,
надзор за соблюдением противопожарных,
санитарно-эпидемиологических правил,
контроль за соблюдением законодательства
о налогах и т.д.). Но в общем его сфера в
негосударственном секторе более
ограничена, чем в государственном. Так, в
задачи государственного контроля не входит
проверка производственно-хозяйственной,
финансовой деятельности с точки зрения ее
эффективности и т.д.
Больше разнообразия среди
специализированных форм и видов контроля и
надзора. Именно они обуславливаются
особенностями отраслей и сфер, функций
управления ими.
Такой контроль сформирован либо
в виде самостоятельных в организационном и
юридическом отношениях (Государственная
налоговая служба) или в составе других
органов государственного управления (Государственный
ветеринарный надзор Министерства
сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации).
Он функционирует в качестве
вневедомственного, то есть общего для всех
отраслей и сфер управления (Государственный
земельный контроль), либо в области
экономики, или социально-культурной или
административно-политической деятельности
областей имеются вневедомственные и
ведомственные виды специализированного
контроля.
Вневедомственный контроль имеет
две разновидности:
а) внеотраслевого профиля;
б) отраслевого профиля.
К первой разновидности относится
контроль финансово-кредитных и налоговых
органов, контроль и надзор за соблюдением
правил дорожного движения, противопожарных
правил и т.д.
Характерным для этой
разновидности контроля и надзора является
то, что он распространяется на организации
и физических лиц, а также на
государственные и негосударственные
организации.
Вневедомственный контроль и
надзор отраслевого профиля осуществляется
за соблюдением нормативно-правовых актов,
регулирующих отношения в данной отрасли.
Его объектами могут быть как государственные,
так и негосударственные организации, а
также физические лица. Примерами его
являются санитарно-эпидемиологический
контроль и надзор, который осуществляется
в области здравоохранения в отношении
организаций, а также физических лиц;
государственный контроль в области высшего
образования, осуществляемый подразделениями
Государственного комитета Российской
Федерации по высшему образованию;
контроль за соблюдением правил пользования
транспортом и т.д.
Специфические виды
ведомственного контроля распространяются
главным образом на объекты той или иной
отрасли. Его цели и конкретные формы
определяются особенностями основной
деятельности поднадзорных объектов. На
железнодорожном транспорте действуют подразделения
по надзору за обеспечением безопасности
движения, на морском - безопасности
мореплавания, в атомной промышленности -
атомнадзор за ядерной безопасностью и т.д.
Специфика вневедомственного и
ведомственного специализированного
контроля и надзора, во-первых, в том, что он
не может вторгаться в производственно-хозяйственную
и финансовую деятельность подконтрольных
объектов, во-вторых, в том, что его субъекты
наделены определенными административными
полномочиями.
Субъекты отдельных видов данного
контроля и надзора активно участвуют в
правотворчестве в сфере их контрольно-надзорной
деятельности. В одних случаях
правотворчество заключается в установлении
норм и правил, обязательных для
подконтрольных и поднадзорных объектов, в
других- в участии в разработке такого рода
правил, подготовке и внесении на
утверждение проектов правовых актов.
Для специализированного
ведомственного контроля и надзора нехарактерны
полномочия по применению мер
административного принуждения в узком
смысле. Ибо он тесно сопряжен с
возможностью использования дисциплинарной
власти вышестоящих органов по отношению к
конкретному кругу работников
подконтрольных или поднадзорных объектов.
|