Для того, чтобы понять его
философские построения Вл. Соловьева, нам
необходимо обратиться к изучению личности
Соловьева, к его так сказать, внутренней
биографии. В данной курсовой работе мы
будем говорить о нескольких периодах в
жизни Соловьева; его биограф кн. Е.
Трубецкой насчитывает три периода в жизни
Соловьева (1-й-подготовительный, 2-й-утопический,
3-й связан с крушением идеи теократии) .
Это различение разных периодов в
жизни Вл. Соловьева очень важно, так как в
разные периоды его суждения по целому ряду
вопросов оказываются разными.
При исследовании творчества Вл.
Соловьева мы должны быть очень осторожными
в своих характеристиках его учения, -то есть
не связывать воедино идеи Соловьева из
разных периодов, не различая того, к какому
периоду они относятся. Правда, наиболее
существенные изменения во взглядах
Соловьева произошли лишь в области
историософии и оценок церковной
действительности: так, в первый период
Соловьев был очень близок к славянофилам,
во второй он резко и остро порвал с ними.
Однако, отходя от славянофилов в
оценке церковной жизни, Соловьев испытал
сильное влияние Тютчева в историософских
взглядах, что и определило коренное
изменение в идеях Соловьева относительно
католичества.
Здесь можно установить некоторую
непрерывность в развитии взглядов
Соловьева: внешние оценки действительно
изменились, но в основных идеях шла
непрерывная переработка их, т. е. подлинная
эволюция, а не резкая перемена.
«Поразительна
последовательность духовного развития
Соловьева, однотемность его философии»,-пишет
исследователь его творчества Мочульский.
Философское творчество Соловьева вообще
росло не из одного, а из нескольких корней,
но вместе с тем его уму с чрезвычайной силой
преподносилась всегда задача
органического синтеза. Способность к
философским конструкциям была присуща
Соловьеву в очень высокой степени, чему
чрезвычайно способствовал его вкус к
схемам. Надо прибавить к этому и огромный
литературный дар: Соловьев писал всегда с
поразительной ясностью, четкостью и
выразительностью. Ему была чужда всякая
расплывчатость, - и в этом своем свойстве
Соловьев чрезвычайно близок к французскому
философскому стилю. Можно сказать, что в
самой манере мыслить у Соловьева была
склонность к рационализму, к логическим
конструкциям, к диалектическому связыванию
разнородных идей. Все это создавало внешние
особенности творчества Соловьева, нередко
делало его пленником самой манеры мыслить и
писать, - но, конечно, у него были исходные и
определяющие идеи, в которых и надо искать
ключ к его философии. Единство надо искать
именно в этих исходных идеях, в их
изначальной внутренней связи.
|