Конкуренция как неотъемлемое
качество рыночных отношений, занимающая
сегодня господствующее положение в мире, в
ближайшее время с новой силой проявится во
всех сферах (экономической, политической,
технологической, духовной, а также военной)
жизни и деятельности мирового сообщества.
Следует отметить, что исчезновение с
исторической арены Советского Союза нельзя
не рассматривать в отрыве от жесткой
конкурентной борьбы, которая происходила в
прошлом.
Развал СССР имеет не только
внутренние, но и внешние причины. О чем
убедительно рассказал Швейцер П. в своей
книге «Победа. Роль тайной стратегии
администрации США в распаде Советского
Союза и социалистического лагеря».
На глобальном уровне конкуренция
найдет свое выражение в гонке за мировое
лидерство, где США, воодушевленные победой
над своим давним и сильным конкурентом СССР,
будут стремиться не допустить ни одно
государство в разряд достойного их
соперника. Они будут ревностно следить за
такими государствами как Китай, Германия,
Япония и Россия.
В мае 1996 года Президент США Б.Клинтон,
характеризуя политику США в Азиатско-Тихоокеанском
регионе, отметил, что конец «холодной войны»
уменьшил угрозу конфликта между великими
державами в Азии и Европе. Однако он
подчеркнул следующее: «Наша стратегия
содержит четыре главных приоритета:
сохраняющиеся американские обязательства
в регионе, поддержка более прочного
сотрудничества между азиатскими странами
в области безопасности, руководящая роль в
борьбе против самих серьезных угроз и
поддержка демократии».
Учитывая то, что у США есть свое
понимание демократии и безопасности,
пронизанное исключительно собственными
интересами, то высока вероятность
применения ими принципа «разделяй и
властвуй» по отношению к разным странам, в
том числе и по отношению к России. Не
исключено, что они постараются столкнуть
лбами «неугодные страны» или «режимы»,
создать управляемые конфликты между ними в
своих целях, заручившись международным
правом миротворца.
Геополитическое пространство в
ближайшее время будет также ареной острых
противоречий между развитыми странами и
развивающимися государствами.
Сохранится конкуренция между США,
Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского
региона, обострится борьба ведущих
государств за сферы влияния в Европе, Азии,
Африке, Латинской Америке.
В силу угрозы истощения
природных богатств, сырья и энергоресурсов
в ближайшее время обострится конкуренция
за богатства мирового океана и начнется
соперничество за владение Арктикой и Антарктидой.
Конкурентоспособность отдельных
стран характеризуют следующие данные. По
сообщению ИТАР-ТАСС от 7 сентября 1995 года, в
Париже опубликован ежегодный доклад
ведущих экономистов институтов
менеджмента и развития (ИМД) и Всемирного
экономического Форума (ВЭФ), в котором
отмечается, что пальму первенства в
конкурентоспособности стран мира второй
год подряд удерживают США. За ними следует
Сингапур и Гонконг. Лидировавшая с 1986 по 1993
год Япония отступила на четвертую позицию.
Впервые эксперты
проанализировали экономическую ситуацию в
России. В докладе отмечается крайне
болезненный переход от плановой к
рыночной экономике, который сопровождается
многочисленными проблемами. Россия
занимает сейчас последнее - 48-е место в списке
наиболее конкурентоспособных стран мира.
Вместе с тем указывается на наличие
огромного потенциала российской экономики.
Первенство США во многом
объясняется достижениями в области новых
технологий. В десятку ведущих
экономических держав мира на сегодняшний
день входят четыре азиатские страны -
Сингапур, Гонконг, Япония и Тайвань.
Экономическая и политическая
практика наиболее развитых стран мира
приобрела еще один вектор приложения своих
усилий. Пространство, ранее занимаемое
странами Варшавского Договора и
республиками бывшего Советского Союза,
становится сегодня новым полем конкуренции
как геополитического (глобального), так и
регионального масштаба. Естественно,
Россия в этой структуре новых международных
отношений не является исключением и
периодически испытывает на себе
бесцеремонное вмешательство во внутренние
дела и различные формы давления.
Показательно в этой связи такое сообщение
«Вашингтон пост»:
«В ответ на решение Москвы
поставить Ирану четыре атомных реактора
конгресс США готовится принять решение о
свертывании большинства программ оказания
экономической помощи России. Председатель
подкомитета по операциям за границей
сенатского комитета по ассигнованиям М.
Макконнелл намерен уже в ближайший вторник
блокировать бюджетный запрос
администрации о выделении около 250 млн. долл.
на помощь России в 1996 финансовом году. Его
законопроект предусматривает прекращение
финансирования программ технической
помощи России в приватизации,
реформировании рынков капитала, поддержке
малого и среднего бизнеса, становлении
современных юридических и контрольных
институтов, формировании профсоюзных и
других общественных организаций, не
затрагивает инициатива сенатора лишь
американского содействия в демонтаже
ядерных вооружений бывшего СССР».
Еще одни пример очень
заинтересованного отношения ряда стран к
разделу трофеев «холодной войны» и первым
результатам суверенизации. Осенью 1995 года
активно дискутировалась тема
транспортировки азербайджанской нефти из
Каспия. В результате бурных дебатов были
утверждены два маршрута: российский и
грузинский. Российский стоит в 5 раз дешевле
грузинского. На Каспии 3 месторождения. 10%
акций принадлежит России, 10% - Азербайджану,
5%- Турции, 5%- США. Первоначально 20%
принадлежало Азербайджану, но он не смог их
освоить и передал США и Турции. Запасы
исчисляются 500 млн. тонн. Это больше, чем
добыто за последние 45 лет.
Складывается впечатление что за
внешне непонятной суетой и рутинной
работой ряда стран и организаций над
частными проблемами скрываются процессы
общего характера, которые можно сформулировать
тезисно следующим образом:
- происходит вытеснение России из
Каспия и добровольная сдача ее интересов
бывшим «братом» Азербайджаном;
- осуществляется энергичное
проникновение в геополитическое
пространство России традиционных ее
соперников США и Турции;
- создаются материальные
предпосылки для мотивированного
вмешательства, в том числе и военного, США,
Турции и других стран в район, находящийся в
непосредственной близости к России;
- любой конфликт, по типу
чеченского, вблизи месторождений и
транспортных магистралей может быть
использован для военного вмешательства на
территорию России.
Кроме того, не следует забывать,
что в Каспийском море находится 90 процентов
запасов осетровых рыб нашей планеты.
Воспроизводство этой ценной породы
сосредоточено в России на территории
Астраханской области.
Поскольку рыночные отношения в
постсоциалистических странах находятся в
еще не развитом состоянии, и следовательно,
соперничать с отлаженным механизмом
экономики традиционных рыночных
государств они объективно не могут,
вероятность различных видов экспансии со
стороны сильных государств в ближайшее
время останется высокой. От иностранных
наблюдателей не скрылся факт трудного
становления рыночных отношений. Так,
японская «Асахи» констатировала: «Экономическое
положение в России все более ухудшается...
Особенно серьезно обстоят дела в сфере
промышленности, к которой относятся
многие приватизированные предприятия».
Следствием конкуренции на
глобальном и региональном уровнях, а также
в различных сферах жизни общества (экономической,
политической, духовной) станут
столкновения интересов различных
государств и конфликты малой и средней
интенсивности в различных регионах мира, в
том числе как в непосредственной близости,
так и на самой территории России.
Поскольку геополитический
периметр России имеет большую
протяженность (16 тыс. км - сухопутные и 32 тыс.
км - морские границы) и площадь
соприкосновения с другими государствами
достаточно велика, возможность обострения
отношений России с другими странами и
центрами силы в ближайшее время остается
реальной.
Исследования содержания и
характера происходящих вооруженных
конфликтов вблизи России и на ее территории
позволяют обнаружить уже сегодня скрытую
форму конкурентной борьбы различных
государств и центров сил как за бывших «братьев»
России по Советскому Союзу, так и за влияние
в ближнем и дальнем зарубежье.
В этой связи представляется
проблематичной безопасность всей
территории, занимаемой сегодня Российской
Федерацией. В силу тяжелого внутреннего
положения высока вероятность превращения
России в арену противоборства различных
сил и государств. Она становится
пространством, где сходятся все без
исключения глобальные противоречия
энергетического, демографического,
экологического, продовольственно-сырьевого,
технологического и духовно-идеологического
характера.
Исходя из логики конкурентной
борьбы, Россия одинаково неудобна ряду
государств как сильная, процветающая
держава, составляющая конкуренцию нынешним
геополитическим лидерам, так же как и
раздираемая противоречиями, ослабленная и
непрогнозируемая страна, обладающая
ядерным оружием.
Характерным для современного
развития мира является то, что не только
геополитическая ниша, занимаемая Россией, и
не только ее сегодняшний день являются
объектом конкурентной борьбы между
странами и влиятельными силами
современности. Объектом острейшей борьбы
становится будущее Российской Федерации.
Конкуренция, как один из главных
факторов развития мировой цивилизации,
тесно связана с использованием силы, и
прежде всего, военной.
|