On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Государство и налоговая политика. Этатизм, налоговый произвол и политизация налога

1. Любое государство, концентрированно выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и реализует соответствующую политику - экономическую, военную, социальную, международную и др. Одними из основных в процессе государственного регулирования используются финансовые механизмы, которые непосредственно воплощаются в финансовой и налоговой политике государства.

В этой связи необходимо отметить, что налоговая политика государства есть система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.

2. Несмотря на экономические, политические, национальные и иные различия, налоговая политика любого государства определяется в первую очередь тем, что государство само выступает в качестве активного участника процесса общественного воспроизводства. Кроме того, одной из целей существования государства является решение экономических и социальных задач, стоящих перед обществом, что также накладывает свой отпечаток на формирование налоговой политики.

Определив цели и задачи налоговой политики, государство выбирает метолы и инструменты ее осуществления. Использование того или иного метода зависит от конкретной обстановки, а также от традиций. Как правило, государство применяет комплексный подход. Так, в настоящий момент стимулирование развития российского автомобилестроения достигается двояко: путем предоставления налоговых льгот АвтоВАЗу, ЗИЛу и другим автопредприятиям, а также путем усиления таможенного обложения ввоза импортных автомобилей.

Обычно цели и задачи налоговой политики определяются в зависимости от конкретной экономической конъюнктуры. Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год через принятие государственного бюджета. Проведение же самой налоговой политики оформляется путем принятия соответствующих нормативных актов: Федеральных законов. Указов Президента России, Постановлений Правительства России и иных подзаконных актов.

3. Необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации (ст. 114, ч. 1, п. «б») закрепила принцип единой финансовой политики, а поскольку налоговая политика - это составная часть финансовой политики государства, ей также присуще внутреннее единство.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. «О проверке конституционности положений абзаца второго п. 2 ст. 18 и ст. 20 Закона от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» отмечается тенденция российской налоговой политики к унификации налоговых изъятий'.

4. Рассматривая направления налоговой политики государства, Л. Окунева выделяет три ее типа. Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». При этом государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов. Второй тип - политика разумных налогов, которая способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Третай тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим^.

5. В плане изучения взаимодействия государства и налоговой политики необходимо обозначить одну из характеристик государственной налоговой политики, которая была особенно сильна в советский период и в измененном виде сохраняется и в настоящий момент, - это этатизм.

Характерными признаками этатизма являются' во-первых, приоритет интересов государства; во-вторых, приоритет обязанностей субъектов перед их правами: в-третьих, налоговый произвол государства. Налоговый произвол государства с неизбежностью следует из монополии государства на правовое регулирование отношений в области финансов^.

В то же время государство не может абсолютно произвольно и неограниченно вторгаться в налоговую сферу, поскольку налогообложение обусловлено объективно существующими экономическими возможностями, общественными взглядами, политической обстановкой и другими факторами.

Именно поэтому налоги можно рассматривать не только как способ содержания государства, ко и как способ его контроля, как неотъемлемый элемент демократии. В идеале налоги должны стать средством ограничения произвола государства от. неоправданного изъятия имущества и доходов собственников.

Однако в ряде случаев государство допускает так называемый итоговый произвол, который означает нарушение государством им же установленных принципов и правил налогообложения. Нарушение государством «правил игры» оправдывается тем, что государство обладает фискальным суверенитетом, который может проявляться в осуществлении налоговой политики, прямо противоречащей соответствующим нормативным актам.

Защитой прав налогоплательщиков в этой ситуации могут служить абсолютное соблюдение режима законности, основным содержанием которого является верховенство закона, и полная независимость правосудия. Другой гарантией против налогового произвола следует считать упрочение статуса налогоплательщика. Положительным примером для российских законодателей может служить принятая во Франции «Хартия прав и обязанностей налогоплательщика». В настоящее время в России права налогоплательщиков не гарантированы даже формально, путем закрепления в законодательстве.

4. С давних времен государство использовало механизмы налогообложения не только в экономических, но и в политических целях (политизация налога). Не является исключением и современный период, а по словам А. Козырина, в последнее время практика использования налогов в политических целях даже участилась. Так, при обсуждении в Польском парламенте проекта бюджета на 1 квартал 1992 года маршал Сейма предложил обложить специальным налогом бывших коммунистов в порядке компенсации за несправедливое пользование в прошлом многочисленными льготами и привилегиями. Своеобразная вытеснительная (рассчитанная на вынужденную эмиграцию палестинцев) налоговая политика осуществляется в Израиле, где необлагаемый минимум по подоходному налогу для еврея-израильтянина почти в пять раз выше, чем для палестинца.

Принятие решений о придании Республике Ингушетия статуса зоны экономического благоприятствования. Калининградской области - статуса особой экономической зоны и других подобных решений, в результате которых отдельным территориям страны были предоставлены широкие налоговые льготы, также было обусловлено в первую очередь политическими причинами




Литература - Общие темы - Налогообложение