1. Любое государство,
концентрированно выражая интересы
общества в различных сферах
жизнедеятельности, вырабатывает и
реализует соответствующую политику -
экономическую, военную, социальную,
международную и др. Одними из основных в
процессе государственного регулирования
используются финансовые механизмы, которые
непосредственно воплощаются в финансовой и
налоговой политике государства.
В этой связи необходимо отметить,
что налоговая политика государства есть
система актов и мероприятий, проводимых
государством в области налогов и
направленных на реализацию тех или иных
задач, стоящих перед обществом.
2. Несмотря на экономические,
политические, национальные и иные различия,
налоговая политика любого государства
определяется в первую очередь тем, что
государство само выступает в качестве
активного участника процесса
общественного воспроизводства. Кроме того,
одной из целей существования государства
является решение экономических и
социальных задач, стоящих перед обществом,
что также накладывает свой отпечаток на
формирование налоговой политики.
Определив цели и задачи
налоговой политики, государство выбирает
метолы и инструменты ее осуществления.
Использование того или иного метода
зависит от конкретной обстановки, а также
от традиций. Как правило, государство
применяет комплексный подход. Так, в
настоящий момент стимулирование развития
российского автомобилестроения
достигается двояко: путем предоставления
налоговых льгот АвтоВАЗу, ЗИЛу и другим
автопредприятиям, а также путем усиления
таможенного обложения ввоза импортных
автомобилей.
Обычно цели и задачи налоговой
политики определяются в зависимости от
конкретной экономической конъюнктуры.
Основы налоговой политики закладываются на
каждый финансовый год через принятие
государственного бюджета. Проведение же
самой налоговой политики оформляется путем
принятия соответствующих нормативных
актов: Федеральных законов. Указов
Президента России, Постановлений
Правительства России и иных подзаконных
актов.
3. Необходимо отметить, что
Конституция Российской Федерации (ст. 114, ч.
1, п. «б») закрепила принцип единой
финансовой политики, а поскольку налоговая
политика - это составная часть финансовой
политики государства, ей также присуще
внутреннее единство.
В Постановлении
Конституционного Суда Российской
Федерации от 21 марта 1997 г. «О проверке
конституционности положений абзаца
второго п. 2 ст. 18 и ст. 20 Закона от 27 декабря
1991 г. «Об основах налоговой системы в
Российской Федерации» отмечается
тенденция российской налоговой политики к
унификации налоговых изъятий'.
4. Рассматривая направления
налоговой политики государства, Л. Окунева
выделяет три ее типа. Первый тип - политика
максимальных налогов, характеризующаяся
принципом «взять все, что можно». При этом
государству уготована «налоговая ловушка»,
когда повышение налогов не сопровождается
ростом государственных доходов. Второй тип
- политика разумных налогов, которая
способствует развитию предпринимательства,
обеспечивая ему благоприятный налоговый
климат. Третай тип - налоговая политика,
предусматривающая достаточно высокий
уровень обложения, но при значительной
социальной защите.
При сильной экономике все
указанные типы налоговой политики успешно
сочетаются. Для России характерен первый
тип налоговой политики в сочетании с
третьим^.
5. В плане изучения
взаимодействия государства и налоговой
политики необходимо обозначить одну из
характеристик государственной налоговой
политики, которая была особенно сильна в
советский период и в измененном виде
сохраняется и в настоящий момент, - это
этатизм.
Характерными признаками
этатизма являются' во-первых, приоритет
интересов государства; во-вторых, приоритет
обязанностей субъектов перед их правами: в-третьих,
налоговый произвол государства. Налоговый
произвол государства с неизбежностью
следует из монополии государства на
правовое регулирование отношений в области
финансов^.
В то же время государство не
может абсолютно произвольно и
неограниченно вторгаться в налоговую сферу,
поскольку налогообложение обусловлено
объективно существующими экономическими
возможностями, общественными взглядами,
политической обстановкой и другими
факторами.
Именно поэтому налоги можно
рассматривать не только как способ
содержания государства, ко и как способ его
контроля, как неотъемлемый элемент
демократии. В идеале налоги должны стать
средством ограничения произвола
государства от. неоправданного изъятия
имущества и доходов собственников.
Однако в ряде случаев
государство допускает так называемый
итоговый произвол, который означает
нарушение государством им же установленных
принципов и правил налогообложения.
Нарушение государством «правил игры»
оправдывается тем, что государство
обладает фискальным суверенитетом, который
может проявляться в осуществлении
налоговой политики, прямо противоречащей
соответствующим нормативным актам.
Защитой прав налогоплательщиков
в этой ситуации могут служить абсолютное
соблюдение режима законности, основным
содержанием которого является
верховенство закона, и полная
независимость правосудия. Другой гарантией
против налогового произвола следует
считать упрочение статуса
налогоплательщика. Положительным примером
для российских законодателей может служить
принятая во Франции «Хартия прав и
обязанностей налогоплательщика». В
настоящее время в России права
налогоплательщиков не гарантированы даже
формально, путем закрепления в
законодательстве.
4. С давних времен государство
использовало механизмы налогообложения не
только в экономических, но и в политических
целях (политизация налога). Не является
исключением и современный период, а по
словам А. Козырина, в последнее время
практика использования налогов в
политических целях даже участилась. Так,
при обсуждении в Польском парламенте
проекта бюджета на 1 квартал 1992 года маршал
Сейма предложил обложить специальным
налогом бывших коммунистов в порядке
компенсации за несправедливое пользование
в прошлом многочисленными льготами и
привилегиями. Своеобразная вытеснительная
(рассчитанная на вынужденную эмиграцию
палестинцев) налоговая политика
осуществляется в Израиле, где необлагаемый
минимум по подоходному налогу для еврея-израильтянина
почти в пять раз выше, чем для палестинца.
Принятие решений о придании
Республике Ингушетия статуса зоны
экономического благоприятствования.
Калининградской области - статуса особой
экономической зоны и других подобных
решений, в результате которых отдельным
территориям страны были предоставлены
широкие налоговые льготы, также было
обусловлено в первую очередь политическими
причинами
|