а) Меркантелисты.
История государственного
регулирования восходит к концу
средневековья. В то время основной
экономической школой была школа
меркантелистов. Она провозглашала активное
вмешательство государства в экономику.
Меркантелисты утверждали, что главный
показатель богатства страны-количество
золота. В связи с этим они призывали
поощрять экспорт и сдерживать импорт.
б) Классическая теория.
Следующей ступенью развития
представлений о роли государства стала
работа А.Смита "Исследование о природе и
причинах богатства народов", в которой он
утверждал, что "свободная игра рыночных
сил"(принцип"laissez faire") создает
гармоничное устройство" .
В соответствии с классическим
подходом государство должно обеспечивать
безопасность жизни человека и его
собственность, разрешать споры, иными
словами, делать то, что индивидуум либо не в
состоянии выполнить самостоятельно, либо
делает это неэф- фективно. В своем описании
системы рыночной экономики Адам Смит
доказывал, что именно стремление
предпринимателя к дости-жению своих
частных интересов является главной
движущей силой экономического развития,
увеличивая в конечном итоге бла-
госостояние как его самого, так и общества в
целом.
Главное заключалось в том, что
для всех субъектов хозяйственной
деятельности должны быть гарантированы
основные экономические свободы, а именно
свобода выбора сферы деятель-
в) Кейнсианская теория.
В 30-е года нашего века, после
глубочайшего спада экономики США, Дж.Кейнс
выдвинул свою теорию, в которой он опроверг
взгляды классиков на роль государства.
Теорию Кейнса можно назвать "кризисной"
так как он рассматривает экономику в
состоянии депрессии. По его теории,
государство должно активно вмешиваться в
экономику по причине отсутствия у
свободного рынка механизмов, которые по-настоящему
обеспечивали бы выход экономики из кризиса.
Кейнс считал, что государство должно
воздействовать на рынок в целях увеличения
спроса, так как причина капиталистических
кризисов - перепроизводство товаров. Он
предлагал несколько инструментов. Это
гибкая кредитно-денежная политика, новая
бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая
кредитно-денежная политика позволяет
перешагнуть через один из серьезнейших
барьеров - неэластичность заработной платы.
Это достигается, считал Кейнс, путем
изменения количества денег в обращении. При
увеличении денежной массы реальная
зарплата уменьшится, что будет
стимулировать инвестиционный спрос и рост
занятости. С помощью бюджетно-финансовой
политики Кейнс рекомендовал государству
увеличить налоговые ставки и за счет этих
средств финансировать нерентабельные
предприятия. Это не только уменьшит
безработицу, но и снимет социальную
напряженность.
Главными чертами кейнсианской
модели регулирования являются:
- высокая доля национального
дохода, перераспределяемая через госбюджет;
- создание обширной зоны
государственного предпринима-тельства на
основе образования государственных и
смешанных предприятий;
- широкое использование бюджетно-финансовых
и кредитно-финансовых регуляторов для
стабилизации экономической конъюнктуры,
сглаживания циклических колебаний,
поддержания высоких темпов роста и
высокого уровня занятости.
Модель государственного
регулирования, предложенная Кейнсом,
позволила ослабить циклические колебания в
течение более чем двух послевоенных
десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг.
стало проявляться несоответствие между
возможностями государственного
регулирования и объективными
экономическими условиями. Кейнсианская
модель могла быть устойчивой только в
условиях высоких темпов роста. Высокие
темпы роста национального дохода создавали
возможность перераспределения без ущерба
накоплению капитала. Однако в 70-е года
условия воспроизводства резко ухудшились.
Был опровергнут закон Филлипса, согласно
которому безработица и инфляция не могут
расти одновременно. Кейнсианские пути
выхода из кризиса только раскручивали
инфляционную спираль. Под воздействием
этого кризиса произошла кардинальная
перестройка системы государственного
регулирования и сложилась новая,
неоконсервативная модель регулирования.
г) Неоклассическая теория.
Теоретической основой
неоконсервативной модели послужили
концепции неоклассического направления
экономической мысли. Трансформация модели
государственного регулирования заключа-
лась в отказе от воздействия на
воспроизводство через спрос, а вместо этого
- использование косвенных мер воздействия
на предложение. Сторонники экономики
предложения считают необходимым
воссоздать классический механизм
накопления и возродить свободу частного
предпринимательства. Экономический пост
рассматривается как функция от накопления
капитала, которое осуществляется из двух
источников: за счет собственных средств, т.е.
капитализации части прибыли и за счет
заемных средств (кредитов). Поэтому в
соответствии с этой теорией государство
должно обеспечить условия для процесса
накопления капитала и повышения
производительности производства.
Главные преграды на этом пути -
высокие налоги и инфляция. Высокие налоги
ограничивают рост капиталовложений, а
инфляция удорожает кредит и тем самым
затрудняет использование заемных средств
для накопления. Поэтому неоконсерваторы
предложили осуществление антиинфляционных
мероприятий на базе ре-комендаций
монетаристов и предоставление налоговых
льгот предпринимателям.
Сокращение налоговых ставок
сократит и доходы госбюджета и увеличит его
дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией.
Следовательно, следующим шагом станет
сокращение государственных расходов, отказ
от использования бюджета для поддержания
спроса и осуществления широкомасштабных
социальных программ.
Сюда можно отнести и политику
приватизации государственной
собственности.
Следующий комплекс мер -
реализация политики дерегулирования. Это
означает ликвидацию регламентаций по ценам
и заработной плате, либерализацию (смягчение)
антитрестовского законодательства,
дерегулирование рынка рабочей силы и др.
Таким образом, в
неоконсервативной модели государство
может лишь косвенно влиять на экономику.
Главная же роль в реализации
экономического развития страны отводится
рыночным силам.
|