On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru






 

Государственный строй Древнего Китая

История великого народа Азии ведет свое начало со II тыс. до н. э. Первые раннеклассовые общества возникли в бассейне р. Хуанхэ, здесь появилась иероглифическая письменность - основной источник наших знаний о Древнем Китае. Первым раннеклассовым обществом с признаками государственности считается Шань (Инь). Оно погибло в начале XII в. до н.э. Следующие царства обозначались по династиям: Шань, Чжоу, Цинь, Хань и др.

Китайцы издревле свою страну называли Чжунго -«Срединным государством», «Поднебесной империей». Китайский народ окончательно сформировался в династию Цинь.

Древний Китай в эпоху династий Чжоу, Цинь и Хань по форме правления являлся типичной дальневосточной монархией. Границы Цинь простирались от верховий рек Хуанхэ до Желтого моря.

При переходе от родового строя к классовому обществу (Шань-Инъ) правители мелких княжеств являлись одновременно военачальниками и верховными жрецами. Их власть опиралась на сородичей, священнослужителей, войско. Как и во всех дальневосточных деспотиях, ван (царь) считался верховным собственником земли. По религиозным канонам он объявлялся «сыном неба». Трон передавался по наследству, если тому не мешали чрезвычайные обстоятельства. Во время династии Чжоу власть царей стала обожествляться.

Погребение деспота сопровождалось жестокими обычаями. Вместе с ним хоронили заживо его рабов, приближенных. Этот обряд был отменен только в начале новой эры.

Власть правителя считалась абсолютной, особенно во время военных действий. За невыполнение его приказа ослушнику отрубали голову, казнили его жену и детей. Ваны вели почти постоянные войны с соседними кочевыми племенами.

Традиция требовала регулярных жертвоприношений путем заклания не только животных (быков, свиней, ягнят), но и людей. Они проводились: ежедневные - в память отца правителя, ежемесячные -- в память деда, годовые - в честь Неба и Земли. Такие же обряды исполнялись во время трапезы в честь умершего правителя. Подобные обряды совершались во время просьбы об урожае, в честь рождения детей, в честь Солнца) Гор и т. д. Жреческий обычай требовал «невесты» ддя Покровителя реки. Религия внушала, что неисполнение такого обряда может вызвать гнев Покровителя, что приведет к всеобщему потопу. Жрецы выискивали самую красивую девушку, «сватали» ее, ухаживали за нею, наряжали в шелковые одежды. Для нее сооружали шатер из желтого и пурпурного шелка. Последние 10 дней ее кормили мясом буйвола, рисом, давали вино. Затем сажали в кресло, вывозили на фарватер реки, где она тонула. Подобные жертвоприношения существовали у народов доколумбовой Америки, только там отбирали самого красивого юношу,

Царь-ван имел советников из числа знати. Цзай был высшим вельможей, затем шел нэйши. В состав близких совегников входили: полководец, судья, главный жрец, великий гадатель. В штате вана состояли писцы: старшие, или т. н. «левые», которые записывали речи монарха, младшие -" «правые»- записывали его указы, решения по судебным делам. Чиновники делились по рангам, имели свою иерархическую структуру. Должность чиновников считалась наследственной. На местах находились управители округов, часть своих доходов они отдавали вану. В эпоху Чжоу и Цинь еще сохранялись остатки общинного самоуправления. В особых, чрезвычайных случаях созывались народные собрания. Они принимали решение об изгнании царя (842 г. до н.э.), поддерживали правителя, потерпевшего поражения (494, 474 гг. до н. э.). Община имела совет старейшин, торговцы, ремесленники - своих старост.

Традиция утверждала, что верхи всегда управляли ничами. 1аков всеобщий закон Поднебесной. «Одни напрягают свой ум, другие - свою силу. Тот, кто управляет людьми, кормится за их счет». Вану подчинялись гуны, или дафу, а те, в свою очередь, имели своих подвластных - ши. Гуны кормились подношениями (вероятно, за счет казны), дфу кормились селениями (землей за службу?), ши - пялями, цзао и лч - за счет выполнения работ. В механизме государства имелись полиция, тюрьмы.

Администрация вана располагала штатом соглядатаев, доносчиков, шпионов разных профилей. Они делились по своим функциональным обязанностям: шпионы местные, внутренние, обратные (двойные), смерти и жизни. «Пользование шпионами - самое существенное на войне^,--говорилось в древней надписи.

Имеется упоминание о школах, в которых учились дети знати. Плата учетелям была мизерной -10 кусков сушеного мяса.

Ван, его аппарат чиновничества выполняли три важные функции: заботу об орошении и ирригации, сбор налогов и ведение войн (оборонительных и захватнических). В Книге преданий (II в. до н. э..) имеется надпись вана: «Я проложил русла девяти рек до четырех морей, углубил канавы». Правители Поднебесной империи вели длительные войны за утверждение власти над соседними племенами. Период борющихся царств длился с 481 по 221 г. до н.э.

Прочность, стабильность власти ванов зависела от многих факторов: разорение общинников, длительные войны с соседними кочевыми племенами, междоусобицы ослабляли монархию. Многое зависело и от личности правителя. Гибель Западного Чжоу в конце IX в. ускорил сам бездарный ван, особенно в последние годы своего правления. «Царь осуществлял тиранию, деспотизм, предавался пиршествам. Люди государства поносили его. Главный советник пытался увещевать царя: народ не в состоянии выполнить ваших повелений». По приказу вана хулители его правления были схвачены, казнены. Люди замолчали. Но судьба правителя уже решилась. Вскоре восставшие свергли его с престола, а соседние племена, кочевники усилили натиск на империю. Начался распад Поднебесной.

Из эпохи распада Западного Чжоу, конкуренции «пяти гегемонов» (VII-VI вв.) важный след в реорганизации управления сыграли реформаторы царства Ци. Налог стал взиматься с учетом качества земли, была проведена перепись населения по сословиям: земледельцы, ремесленники, торговцы, ученые. Вводилась монополия государства на соль, железо, была реорганизована армия, поощрялись торговля, ремесло. Реформы ванов Ци укрепили его прочность и сделали ведущим государством империи.

Право Древнего Китая

Право знало понятия собственности, владения и распоряжения. Земля, в принципе, считалась государственной собственностью, но владела ею община. Знать получала землю вместе с покоренным населением. Однако письменные свидетельства о сделках с куплей-продажей земли в частную собственность не сохранились. Общинное владение землей являлось основой хозяйственной жизни.

В начале династии Чжоу проводилась важная земельная реформа. Царь в своих интересах ввел т. н. систему колодезных полей, каждая община имела девять полей, участков, квадратов. Восемь полей находились в частном пользовании крестьян. Девятое, в центре, обрабатывалось совместно всеми общинниками. Урожай с него шел вану. Реформа обеспечила своевременное и регулярное поступление в казну основной части натуральной подати с общины. Она была не столь обременительной для крестьян и меньше, чем десятина. Позднее, в эпоху Чжоу, положение крестьян ухудшилось, так как крупные собственники стали делить пожалованные земли на участки и сдавать их па кабальных условиях аренды.

Система т. н. «колодезных полей», по которой подать взималась натурой, со временем перестала удовлетворять власти. Вместо нее постепенно ста/т вводиться денежный налог с единицы площади земли. Позднее его стали взимать с каждой семьи. Новое обложение вводилось не сразу, на это потребовалось несколько столетий (с VI до III вв. до н.э.). Оно подорвало основы общинного землевладения. Положение крестьян ухудшилось. Появление денег, ростовщичества, продажи земли означало вступление китайского общества в новый этап его развития.

За преступления осужденных приговаривали к различным видам наказания, включая смертную казнь. Существовал выкуп за наказание. Избежать клеймения можно было, уплатив вану сто хуаней (примерно 2 килограмма меди) за ногу, за нос -200 хуаней, за оскорбление -600, за смертную казнь - одну тысячу. Такой откуп за наказание был в интересах богатых подданных. Смертная казнь была простая (обезглавливание) и квалифицированная. Ко второй относились сожжение, повешение, четвертование, закапывание живьем в землю. Виды наказаний: отрезание носа, отсечение ног, рук, ушей, выкалывание глаз. Такие наказания множили число инвалидов, но, судя по всему, преступность не исчезала. Система наказания знала укрывательство и недоносительство. Виновного рубили пополам. Жестокие и мучительные наказания соответствовали правовым понятиям всех древних народов: Китай не был исключением.

Община отвечала за правонарушения своих членов, действовало правило круговой поруки. Мелкие проступки, споры об имуществе рассматривали органы общины (суд еще не был отделен от администрации).

Новые взгляды на роль права распространяли Конфуций (V в. до н. э.) и его единомышленники. По их мнению, деление людей на правителей и управляемых заложено в самой природе человека, оно извечно и неизменно. Лучше всего управлять народом не через посредство закона, а через систему исторически сложившихся норм поведения людей. Конфуцианство проповедовало сохранение древних традиций: подчинение подданных властям, младших - старшим, осуждало чрезмерное обогащение, требовало от властей заботиться о бедных.

Реформы Шан-Яна

Крупным реформатором Китая эпохи династии Цинь являлся Шан-Ян (390-338 гг. до н. э.). Его преобразования были следствием социально-экономического развития страны. Изготовление железных орудий в широких масштабах повысило производительность труда, все чаще стал применяться наемный труд, частная собственность стала ведущей. Вместе с тем рабский труд по-прежнему занимал видное место. Сложная обстановка требовала создания более централизованной власти.

Реформы Шан-Яна коснулись многих сторон жизни общества: экономической, социально-политической, государственно-правовой.

Ядром его преобразований была аграрная реформа. Земля стала объектом купли-продажи, заклада. Размер земельных участков не ограничивался. Земли больших семей подлежали разделу. «Если в семье было двое сыновей, не разделивших имущество, то с них взыскивался двойной налог». Эти меры окончательно разрушили прежнюю родовую общину.

Те, кто давали казне больше зерна, ткани, превосходили других в трудолюбии, могли освобождаться от повинностей. Те, кто «стремился к выгоде посредством второстепенных занятий», лентяи, бездельники могли быть обращены в государственных рабов. Вероятно, речь шла об изгоях, потерявших источник существования. Народ получил общее, универсальное звание -«черноголовые».

Налог стал взиматься с учетом количества земли, а не с семьи, как раньше,-1/10 часть урожая. Казна получала регулярный доход, потери от засухи, наводнений ложились на плечи владельца земли. Налог был фиксирован, независим от урожая. Вместо прежнего ополчения было сформировано постоянное войско - главная опора государства.

Важное значение имело введение общегосударственной системы веса, длины, объема. Жители объединялись в десятки и пятерки семей, связанных круговой порукой. Они отвечали за проступки своих членов. Вводилась табель наказаний. Недоносительство, укрытие преступника каралось смертной казнью. Доносчику полагалось вознаграждение.

Прежнее деление жителей по племенам, родам отменялось, вводился территориальный принцип строения государства. Остатки общинного самоуправления исчезли. Во главе уездов ставились царские чиновники: воеводы, инспектора. Раздробленность страны, сепаратизм заменялись более централизованным управлением во главе с императором. Чиновникам предписывалось чтить не только волю монарха, но и законы. Вместо прежних родовых обычаев стал господствовать закон.

Шан-Ян напоминал, что существуют разные источники права: обычаи, законы, указы царя. Он не скрывал скептического взгляда на обычаи, которые могли толковаться по-разному в каждой местности каждым чиновником для своей выгоды и корысти.

«Законы предназначены для наставления народа, для преодоления ошибочного и ложного, для искоренения вредных обычаев, чтобы поощрить людей к добру». Он сожалел, что народ и чиновники предпочитают действовать по обычаям, а не по законам, уложениям, указам. Неповиновение законам равнозначно умышленному преступлению. Для проверки соблюдения законности на места направлялись отряды инспекторов, уполномоченных, наделенных правом увольнять чиновников, виновных в нарушении законности, привлекать их к ответственности.

Хорошим чиновником считался тот, кто знал законы, указы, уложения, был компетентен, хорошо служил правителю, был неподкупен, честен, не брал взяток. К дурным чиновникам отнесены те, кто «не сведущ в законах, не умеет вести дела, корыстолюбив, не заботится о служении своему правителю, не энергичен, болтлив, бесстыден, оскорбляет людей, не знает чувства справедливости, стремится к самовозвеличиванию. Такие люди таращат глаза, сжимают кулаки, чтобы показать свою власть и силу, с самозабвением болтают, что им взбредет в голову, дабы показать свою способность управлять людьми. Они обычно задирают свою голову, смотрят на нижестоящих с пренебрежением. Такие самодуры, тупицы не могут считаться хорошими администраторами и подлежат увольнению или наказанию». Это была первая в истории аттестация чиновников-бюрократов.

Реформа Шан-Яна была еще одной попыткой учредить идеальный аппарат управления. А сколько было таких попыток за всю историю цивилизации! Реформы на какое-то время улучшили обстановку в стране. «Прошло десять лет и народ царства Цинь преисполнился великой радости. На дорогах не поднимали оброненного. Исчезла кровавая месть, уменьшилась преступность. В горах исчезли воры и разбойники».

Реформа затронула и армию. Оружие из бронзы заменяется железным. Учитывается опыт военного снаряжения кочевников. Ударной силой армии стала конница, древние боевые колесницы снимались с вооружения. Солдаты делились на пятерки и десятки, у них также вводилась круговая порука, взаимная ответственность.

Отличившимся в сражении присваивались звания, их было 18. Степень присваивалась за голову убитого противника. В расчет принималась не знатность происхождения, а личная храбрость в бою. «Родовитые, не имеющие военных заслуг, не могут больше состоять в списках знати». Но позднее аттестаты о подвигах стали предметом купли-продажи.

Реформы Шан-Яна нанесли сильный удар по прежней родовой аристократии, на первое место вышли сословие военных и преуспевающие богачи, новые землевладельцы. Был сделан важный шаг по пути развития рыночного хозяйства, к феодализму, хотя рабство, как институт, еще сохранилось не одно столетие.

Указы Шан-Яна содержат сентенции о качествах мудрого правителя, о законности, справедливости. «Порядок в государстве достигается тремя путями: законом, доверием народа и властью». Закон - это то, чего сообща придерживаются правители и сановники. Власть - это то, чем распоряжается правитель. Если правитель и сановники пренебрегают законом, действуют исходя из личных побуждений, неизбежна смута. Звучит актуально!

Закон должен проводить четкое разграничение прав и обязанностей. Всякий, кто нарушит закон в корыстных целях, не добьется хорошего правления. Мудрый правитель должен опираться на закон, не злоупотреблять им в своих личных интересах, иначе потеряет доверие народа.

Правитель должен знать правду о положении в стране, не позволять чиновникам обманывать себя, не делать поблажек любимцам, не держать на службе сановников-льстецов, клеветников. Все должны соблюдать законы. Если правитель действует по законам, то честные ученые займут должное место в обществе. Реформы содержат элементы рабовладельческого правового государства, при наличии власти единого, самодержавного царя.

Шан-Ян изложил свое мнение о равенстве людей перед законом. Важное средство установления и поддержания такого равенства он усматривал в единстве поощрения, награды и наказания. «Всякий, кто ослушается приказа царя, нарушит государственный запрет, либо выступит против порядка правителя, должен быть казнен. К нему нельзя проявить снисхождение, будь он первым советником царя, полководцем, сановником или простолюдином». Ранги знатности не спасают от наказания.

Вероятно, такой подход был обусловлен необходимостью пресечь сепаратизм, местничество, коррупцию чиновников, создать централизованное государство.

Во второй половине IV в. царство Цинь стало одной из мощных держав Китая. Но знать возненавидела Шан-Яна, он стал жертвой заговора и был казнен. Такова участь многих реформаторов, опередивших свою эпоху. Преобразования великого деятеля не могли остановить недовольство народа. Власти с большим трудом подавили восстания «краснобровых» сторонников «Зеленого леса», «желтых повязок» и др.




Литература - Общие темы - История государства и права