Год |
Число служащих, тыс. |
Отношение числа служащих к общему
числу занятых, % |
1900 |
1110 |
4,1 |
1910 |
1736 |
4,9 |
1920 |
2529 |
6,3 |
1930 |
3310 |
7,3 |
1950 |
6402 |
14,2 |
1960 |
8808 |
16,25 |
1965 |
10589 |
17,4 |
1970 |
13028 |
18,4 |
1975 |
14973 |
19,5 |
1980 |
15746 |
17,4 |
1990 |
19573 |
17,1 |
Большой объем функций
государства в экономической, социально-политической,
внешнеполитической и идеологической
сферах, их постоянное усложнение и
диверсификация являются основой
расширения государственного аппарата и
собственно государственного сектора в США,
что соответственно выражается в абсолютном
и относительном увеличении численности
государственных работников.
«Прогрессирующий количественный
рост государственных работников всегда
довольно точно отражал историческое
развитие США. В период свободной
конкуренции государственная деятельность
сводилась в основном к политической охране
существующего строя, внешнеполитической
деятельности и военным вопросам. На данном
этапе развития страны сравнительно малому
объему функций государства соответствовал
и небольшой в численном выражении
государственный аппарат. Превращение США в
развитую индустриальную державу,
становление массового рабочего движения
обусловили и быстрый рост государственного
аппарата. Так, если в начале 19 в. численность
чиновников в органах федерального
правительства не достигала 10 тыс. человек, а
в 1851 г. составляла около 33 тыс. человек, то
только за одно десятилетие после
гражданской войны и реконструкции, с 1871 по
1881 г., она увеличилась вдвое - с 51 тыс. до 100
тыс. человек, а с 1891 г. и до начала мировой
войны почти в 3 раза - с 166 тыс. до 482,7 тыс.
человек».
Быстрый количественный рост
государственных работников в США
наблюдался с переходом к государственно-монополистическим
методам регулирования в 30-е годы, когда
экономические потрясения «великой
депрессии» и выступления народных масс
побудили монополистическую буржуазию
пойти на допущение широкого «вмешательства»
государства в экономику и обратиться к
политике «социального маневрирования».
«Осуществление программы «нового
курса» Ф. Рузвельта потребовало создания
десятков новых и расширения старых
федеральных ведомств и агентств.
Статистические данные показывают, что в это
время государственный аппарат был
единственной областью, где занятость
неуклонно повышалась. Например, в 1929 - 1939 гг.
численность рабочих и служащих в
промышленности уменьшилась с 11 млн. до 10,5
млн. человек, в области строительства - с 3,3
млн., до 1,6 млн. человек, на транспорте - с 2,46
млн. до 1,8 млн. человек. Падение занятости
или стагнация наблюдалось и в других
отраслях экономики страны. Одновременно за
тот же период число служащих федерального
правительства возросло почти в 2 раза - с 559
тыс. до 920 тыс. человек, а работников штатов и
местных органов управления - с 2,5 млн. до 3
млн. человек».
Особенно резкое увеличение
численности государственных работников
происходит в последние десятилетия.
За 1950- 1990 гг. число
государственных работников возросла почти
в 3 раза, а число наемных рабочих и служащих
на частных предприятиях и в учреждениях -
менее чем в 2 раза. В этот период каждое
четвертое место, создаваемое в стране,
приходилось на государственный сектор.
Согласно прогнозу министерства труда,
занятости в государственном секторе будет
увеличиваться впредь.
В последние три десятилетия
увеличение числа государственных
работников происходит как в
административно-управленческом аппарате,
так и - в гораздо, большей степени -
собственно в государственном секторе: в
государственных системах образования и
здравоохранения, коммунальном
обслуживании и т. п.
В 1960 - 1990 гг. темпы расширения
федерального аппарата были относительно
невелики, а в последние годы отмечалось и
некоторое уменьшение численности
федеральных служащих. Это было вызвано
стремлением правительства несколько
сократить расходы на содержание
государственного аппарата. Что же касается
работников штатов и местных органов
управления, то их численность
увеличивается очень быстрыми темпами и
именно за счет опережающего роста
занятости в штатах и на местах
увеличиваются масштабы и удельный вес
государственного сектора США в целом.
Причиной этого процесса является
известное «разделение труда» между
центральными и местными органами власти.
Так, федеральное правительство
осуществляет важнейшие функции
государственного управления,
представляющие жизненно важный интерес для
господствующего класса США: регулирование
экономики страны, обеспечение ее обороны,
проведение внешней политики. А штаты и
местные органы управления, оставляя за
высшими эшелонами власти функции
первостепенного значения и освобождая их
от огромной массы рутинных операций,
материализуют многие важные цели и
интересы господствующих классов главным
образом в области внутренних социально-экономических
программ. На них возложена задача развития
и поддержания таких отраслей общественной
и социально-экономической жизни страны, как
системы образования и здравоохранения,
полицейская и пожарная охрана,
коммунальные и прочие городские службы и пр.
Реализация этих государственных функций не
только требует большого числа работников,
но и обусловливает - с ростом населения и
урбанизацией - постоянное увеличение их
численности.
|