On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

1. Введение

Служба - одно из самых первых слагаемых социального устройства общества на самой ранней ступени его развития, служба оформилась и существовала задолго до возникновения государства. С появлением классов, государства, зарождением политических партий, общественных организаций, частных организаций и т.д. параллельно шел процесс укрепления службы и разделения службы и служащих на соответствующие социальной структуре виды и группы. В историческом плане развитие службы шло применительно к отмиранию одних и появлению новых социальных групп (классов и др.), развитию хозяйства и его специализации, а в целом наблюдается непрерывный рост численности видов службы и количества служащих.

В современных российских условиях разделение службы на виды с учетом перспектив ее развития проводится в нашем законодательстве также применительно к социальной структуре общества и государственному механизму.

Следует выделить прежде всего такой вид службы, как государственная служба. Выделение ее на первое место оправдывается как наибольшей численностью государственных служащих в сравнении с другими группами служащих, так и правовым регулированием: государственная служба - наиболее отрегулированный и обеспеченный в правовом отношении вид службы, другие виды службы заимствуют для регулирования своих служебных отношений многие нормы государственной службы.

Итак, государственная служба. В курсовой работе мы определим, в чем ее существо и отличие от других видов службы.

Государственные служащие, составляющие государственную службу и ее осуществляющие, служат государству, выполняют государственные задачи и задания. Но что такое государство в рассматриваемой ситуации? Это государственный аппарат, т.е. те же государственные служащие. Выходит, государственные служащие служат сами себе? Увы, и такое бывает. Поэтому более точным будет сказать, что государственные служащие выполняют волю государства, выраженную в его предписаниях, - в законе, других нормативных правовых актах. В правовом государстве государственный служащий служит закону, а не должностным лицам. Только в этом случае государственная служба способна выполнять свое предназначение, решать конкретные задачи, обеспечить социальную и правовую защиту каждого государственного служащего и всего их контингента.

Вторым признаком государственной службы является оплата труда государственных служащих: он оплачивается государством, притом, как правило, из государственного бюджета.

Наконец, отметим и ту особенность государственной службы, что организация государственной службы и деятельность государственных служащих регулируется государственными предписаниями в виде законов о службе, указами и иными нормативными правовыми актами.

Государственная служба опосредует и охватывает в настоящее время три сферы государственной деятельности, применительно к которым и должны быть выделены в рамках государственной службы два ее вида: государственная служба в органах государства (представительных, исполнительных, правосудии и т.д.). К сфере государственной службы относится и последний ее вид - воинская служба (вооруженные силы, другие вооруженные формирования). Она имеет, как известно, свое специфическое содержание и назначение, отличное от двух других видов государственной службы, но полностью отвечает тем критериям, которые характеризуют государственную службу, - выполняет задачи государства, оплата труда и т.д.

Государственная служба не исчерпывает всего объема социальной службы, наряду с ней функционирует значительный ряд других видов службы - муниципальная служба, служба в аппарате политических партий (оплачиваемая), служба в аппарате общественных организаций (тоже оплачиваемая), в кооперативных организациях, служба в частных предприятиях, учреждениях и организациях, некоторые виды индивидуально-трудовой деятельности также содержат признаки служебной деятельности. Возможно выделение самостоятельного вида службы в смешанных объединениях, предприятиях, учреждениях.

Все названные виды службы имеют, каждая, свои цели и задачи, они осуществляются в обособленных организационных структурах и имеют в известной мере отдельное нормативно-правовое регулирование. Отметим, однако, то общее, что свойственно всем этим видам, вместе взятым: эти виды службы не являются государственными. Это означает, что они решают свои, специфические задачи, отличные от задач государственной службы, это означает далее отсутствие повседневного, оперативного руководства этими видами службы со стороны государства. Вместе с тем, законодательное регулирование основных начал каждого из данных видов службы остается за государством в виде, главным образом, законов по видам службы (Закон о местном самоуправлении, Закон о кооперации и т.д.).

Представляется целесообразным, с учетом сказанного, обозначить все эти виды негосударственной службы одним понятием - гражданская служба, т.е. служба непосредственно в интересах гражданского общества и его социальных групп. Тем самым подчеркивается отделение ее от государственной службы.

Что касается правового регулирования, то следует, очевидно, иметь или общий закон о гражданской службе, или законодательные акты по каждому виду гражданской службы.

В соответствии с разделением службы на виды можно разделить на виды и осуществляющих службу лиц-служащих. Таковыми окажутся: государственные служащие и гражданские служащие, с подразделением первых на служащих государственного аппарата, военнослужащих, а вторая группа - гражданских служащих - будет включать муниципальных служащих, служащих аппарата политических партий, общественных объединений и организаций, служащих кооперативных организаций, служащих частных организаций, служащих, выполняющих служебные функции в порядке индивидуально-трудовой деятельности.

Все эти группы служащих, осуществляющие к настоящему времени свои полномочия в условиях российского общества и государства, могут быть и, вероятно, будут пополнены новыми группами в связи с формированием крупных ассоциаций предпринимателей, купеческих объединений, объединений мещан и др. Такая перспектива в развитии групп служащих составляет дополнительный аргумент за то, чтобы иметь общий закон о службе и служащих, который предусматривал бы возможность формирования новых групп служащих и заведомого определения хотя бы основ их правового статуса.

Главная       Вперёд