Общие начала ответственности
государственных служащих за
правонарушения. Государственные служащие
обязаны неуклонно блюсти законность и
государственную дисциплину и обеспечить их
соблюдение гражданами и организациями,
нести ответственность за порученное дело.
Нарушения служащим законности и дисциплины,
аморальное поведение наносят существенный
вред обществу и государству, подрывают
авторитет государственных структур.
1) государственные служащие несут
ответственность за правонарушения вне
службы как граждане, наравне и на общих
основаниях со всеми лицами. На служащих в
этом случае распространяются все виды
юридической ответственности;
2) правовые нормы об
ответственности государственных служащих
за правонарушения по службе учитывают
особенности службы как вида трудовой
деятельности и особенности служебных
правонарушений:
а) повышенная ответственность
служащего, поскольку последствия
должностного правонарушения отрицательно
сказываются, как правило, за пределами
должности;
б) ряд специальных мер
ответственности за служебные
правонарушения (понижение в должности,
снижение квалификационного класса и др.);
в) привлечение служащего к
ответственности за правонарушение не
исключает того, чтобы это же деяние было
квалифицировано как другой вид
правонарушения и влекло соответствующую
юридическую ответственность, например,
административную ответственность
должностного лица за нарушение правил
техники безопасности, за что оно же
привлекалось к ответственности
дисцилинарной.
Нормы административного права
закрепляют и регулируют два вида
ответственности государственных служащих
за правонарушения по службе (служебные
проступки): дисциплинарную и
административную.
Об ответственности
дисциплинарной. Закон «Об основах
государственной службы» основанием
привлечения служащего к дисциплинарной
ответственности называет должностной
проступок, т.е. неисполнение или
ненадлежащее исполнение служащим
возложенных на него обязанностей (ст. 14).
Служащий привлекается к
дисциплинарной ответственности
непосредственным или вышестоящим
начальником (органом).
К основным видам дисциплинарных
взысканий Закон относит; замечание, выговор,
строгий выговор, предупреждение о неполном
служебном соответствии, увольнение от
должности. Другие меры дисциплинарной
ответственности могут устанавливаться
только законодательным органом, они
определены для отдельных служащих в и
определена законодательством об
административных правонарушениях (КоАП
РСФСР). Государственный служащий
привлекается к административной
ответственности за такие административные
правонарушения, которые связаны с
соблюдением служащим установленных правил
в сфере охраны порядка управления,
государственного и общественного порядка,
природы, здоровья населения, других правил,
обеспечение выполнения которых входит в их
служебные обязанности, т.е. соблюдение
государственной дисциплины.
Закон «Об основах
государственной службы» закрепляет
административную ответственность служащих
за действия или бездействия, ведущие к
нарушению прав и законных интересов
граждан (ст. 14 п. 5).
|