On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. Государственная служба как основное практическое средство реализации задач и функций государства

Всякое вновь возникшее государство, даже нередко новая власть в одном и том же государстве, оказавшаяся у государственного руля в итоге выборов, референдума и т.д., создает свой государственный механизм - государственные органы, органы безопасности и другие его звенья. Множество теорий, начиная с самого возникновения государства, содержат многочисленные варианты решения этой проблемы, учитываются исторический опыт и современная реальная обстановка.

Задача выработки схемы государственного механизма - важнейшая основа и условия дальнейшего существования и жизни нового государства или новой власти. Но главная задача при этом еще впереди, и заключается она в комплектовании создаваемого государственного механизма личным составом, кадрами, которые и будут практически реализовывать те задачи, которые ставятся перед государственным механизмом. Эта вот практическая деятельность кадрового состава и получила название государственной службы: лица-служащие состоят на службе у государства и выполняют его задачи и функции.

Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах, в контингенте его служащих. Получается, что сами задачи и функции государства становятся при практической реализации задачами и функциями набранных государством служащих. Часто государственный механизм именуют государственной машиной. Продолжая в этой терминологии определять роль и значение государственной службы, можно с полным основанием утверждать, что личный состав, т.е. служащие, в этой машине суть двигатель и рулевой, иначе говоря, программу действия машины и направление ее движения определяют кадры, государственные служащие. Формула «кадры решают все» так же стара, как старо самое государство, и будет неизменной, пока оно существует. От кадров зависит работа государственной машины всецело, более того, кадры приобретают возможность придавать ей всяческие повороты и даже движения вспять, т.е. обратное задачам и функциям государства. Исторических примеров тому несть числа и даже недолгая по продолжительности история Советского государства содержит немало примеров тому.

Из сказанного вытекает следующий вывод о роли и месте государственной службы: государственная служба продолжает и завершает организацию государственного механизма, делая ее готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. Иначе говоря, в каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает, следовательно, в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своей миссии.

Далее в курсовой работе рассмотрим, что представляет собой государственная служба со стороны ее внутреннего содержания как социального фактора, организационно-кадрового института.

В структуре государственной службы различаются четко две стороны, две группы отношений: организация государственной службы, ее подготовка и, во-вторых, служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий.

Организация государственной службы означает ее формирование для деятельности и включает большой круг вопросов: установление должностных наименований и определение полномочий по каждой должности, выработка правил поступления на государственную службу, подготовка кадров и повышение их квалификации, правила продвижения по службе, применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности, правила прохождения службы и прекращения служебных отношений и некоторые другие правила. Это большая область отношений, связанная с кадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности. Все эти вопросы, взятые вместе, принято называть государственной кадровой политикой, стержнем которой являются подбор и расстановка кадров. Кадровая политика - основа всех других видов политики государства. Совершенно ясно, что данная область отношений подготовительной работы требует больших усилий со стороны государства по правовому их регулированию.

Вторая сторона, второе слагаемое государственной службы, если смотреть на нее изнутри, - это практическая деятельность государственных служащих по реализации порученных им полномочий. Каждый служащий занимает должность, определяющую объем его полномочий, которые и подлежат реализации. Со стороны материального содержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной, в правосудии и т.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составление документов, работа с ними, прием лиц, рассмотрение заявлений и жалоб и т.д.). Разумеется, практическая деятельность служащего также регулируется.

Характеризуя государственную службу, необходимо далее оттенить и ее правовую сторону. В этом плане государственная служба представляет один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы, очерченные выше. Правовые нормы объединены здесь в институт на основе общности по регулированию единой области отношений.

Как правовой институт государственная служба объединяет нормы различных отраслей права - административного, трудового, финансового права, частично некоторых других отраслей (уголовного, гражданского) и потому относится к сложным правовым институтам.

Назад       Главная       Вперёд