Государство, организуя и
формируя свою государственную службу,
использует в этих целях прежде всего закон,
право. Законодательство о службе -
непременное условие и правовая основа всей
ее организации и деятельности. Характерным
для развития законодательства о службе
многих государств является наличие
законодательных актов двоякого рода: акты,
регулирующие только отношения по службе и
всецело отводимые для этой цели. Это, как
правило, законы (декреты, указы и др.) о
государственной службе; другую группу
составляят акты по иным вопросам
государственной деятельности, в которых
регулирование отношений по службе
проводится частично, в связи с основным
вопросом, например, положения о
министерствах и других органах государства,
законы о судебной системе, о прокуратуре и т.д.,
в которых кадровые вопросы решаются в своей
основе, с последующей детализацией в
специальных правовых актах.
Сказанное характерно и для
развития законодательства о службе
Российского государства. Принципиальное
упорядочение отношений в сфере
государственной службы обычно связывают с
реформами Петра 1, в частности, с принятым им
Табелью о рангах, установившем 14 классов
для чиновников на государственной службе, -
их звания, оплату труда, порядок
прохождения службы. Впоследствии были
приняты и многие другие законодательные
акты, из которых следует назвать Закон о
гражданской службе 1896 года, который вобрал
в себя многие нормы предшествовавших актов
о государственной службе и который
действовал вплоть до 1917 года.
Советское государство на
протяжении всей своей истории правовому
регулированию государственной службы
уделяло крайне незначительное внимание.
Как парадокс в этом деле надо отметить тот
факт, что единственным законодательным
актом общего характера о государственной
службе в РСФСР и СССР было «Временное
положение о службе в государственных
предприятиях и учреждениях» 1922 года,
действовавшее в течение более 70 лет.
Отдельные вопросы государственной службы
регулировались в актах по отраслям,
например, о званиях, чинах и рангах, о
прохождении службы, о порядке замещения
должностей по конкурсу и т.д. и лишь в 1995
году принят, наконец, общий, так сказать,
стартовый. Закон о государственной службе -
«Об основах государственной службы
Российской Федерации» 31 июля 1995 года***.
Такое состояние
законодательства о службе, в частности,
отсутствие на протяжении 70 лет закона о
государственной службе, что вообще-то
недопустимо для цивилизованного
государства, имеет свое объяснение. Дело в
том, что кадровая политика, о содержании
которой сказано выше, всецело находилась в
руках КПСС, которая, как известно, меньше
всего строила руководство обществом и
государством на основе закона. Все кадровое
дело строилось не на законе, а на усмотрении
партийных инстанций. Основной же
организационной формой кабинетного
решения кадровых вопросов была
номенклатура, не предусмотренная никаким
законодательством. В таких случаях
надобности в законе не было, он был бы
помехой сложившемуся порядку в кадровой
политике.
Несколько слов об общей
характеристике Закона. Закон называется «Об
основах...», т.е. это не сами «Основы
государственной службы», а лишь часть из
числа вопросов, составляющих службу, хотя и
самых основополагающих.
К ним относятся нашедшие
определение в Законе следующие основные
категории: государственная служба,
государственный служащий, принципы
государственной службы, основы правового
статуса государственного служащего,
прохождение государственной службы.
Закон ориентирует на принятие
значительного числа законов как общего, так
и отраслевого, регионального характера.
Является важнейшим положение
Закона о том, что законодательство о
государственной службе состоит из
Конституции РФ и других федеральных
нормативных актов, и также конституций,
уставов, законов, иных нормативных актов
субъектов Российской Федерации. Стало быть,
теперь каждая республика в составе
Российской Федерации и каждая область (край)
будут иметь свои законы о государственной
службе, которые дополнят и разовьют
применительно к региональным условиям
федеральный Закон «Об основах
государственной службы Российской
Федерации».
Закон «Об основах
государственной службы Российской
Федерации» впервые закладывает правовые и
организационные основы государственной
службы применительно к современным
условиям социального и государственного
характера.
|