On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

4. Понятие государственной службы и государственного служащего

В начале курсовой работы мы показали место и роль государственной службы в государственном механизме и ее содержание. Закон «Об основах государственной службы РФ» дает правовое определение государственной службы: «Под государственной службой в настоящем Федеральном законе понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов» (ст. 2).

Все лица, занятые в деятельности государственных органов, закон разделяет по должностям на три: «А», «Б», «В». К категории «А» относит лиц, которые непосредственно (т.е. лично) исполняют полномочия государственных органов - Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие лица, предусмотренные в реестре государственных должностей в Российской Федерации.

К категории «Б» Закон относит лиц, которые заняты непосредственно обеспечением исполнения полномочий лиц, входящих в категорию «А», - заместители, помощники, многие другие лица, составляющие, как принято говорить, рабочий аппарат Президента, Правительства, министерств и ведомств и других государственных органов.

В категорию «В» входят лица, занятые в государственном органе для исполнения и обеспечения их полномочий - секретари, курьеры и другие (ст. 1).

К государственной службе относится, однако, деятельность лиц не всех трех категорий, а только категорий «Б» и «В» (ст. 2). Лица категории «А», как принято считать, - первые лица в государственном аппарате, не несут государственную службу, государственными служащими не являются и на них данный закон не распространяется. Хотя все они занимают государственные должности и выполняют в силу этого важнейшие и определяющие государственные полномочия - руководящего и направляющего значения. Такой подход закона к очерчиванию сферы государственной службы - новый в нашей правотворческой и практической деятельности, свидетельствует о более узкой целенаправленности государственной службы.

Итак, какие же основные качества, признаки государственного служащего, т.е. лиц категорий «Б» и «В»?

Первый и первостепенный признак государственного служащего в том, что он действует при исполнении своих служебных полномочий - по поручению государства и от его имени - отдает распоряжения, обеспечивает их исполнение, подвергает лицо задержанию и т.д. Нередко эти действия служащего непосредственно не провозглашаются каждый раз от имени государства, часто от имени органа или организации, в которой служащий состоит, но, в конечном счете, за действиями государственного служащего стоит государство, которое обеспечивает его труд и при необходимости защищает имеющимися в распоряжении государства средствами.

Следующий признак государственного служащего заключается в том, что каждый из них занимает государственную должность, учрежденную государством. Должность определяет правовой статус служащего, для ее замещения установлены определенные организационно-правовые способы (выборы, назначение и др.)-Должности занимают не только государственные и другие служащие, но государственная должность вручается только государственному служащему.

Наконец, следует назвать и такой признак, как оплата труда государственного служащего по нормам и формам, устанавливаемым государством. Сам по себе этот признак характеризует, собственно, любого лица, занятого в общественно-полезном труде, но здесь имеются в виду особенности оплаты труда, установленные только для государственных служащих (служебные разряды и классы, надбавки за различные показатели - классность, стаж и др.) Закон называет и источник оплаты - бюджет (федеральный или субъекта РФ) - статья 3.

Классификация государственных служащих, которая приводится ниже, вызвана как значительным контингентом государственных служащих, так и неодинаковым объемом их полномочий.

Наиболее существенное и теоретическое, практическое значение имеет классификация государственных служащих: 1) по роду их деятельности; 2) по признаку объема должностных полномочий.

Классификация государственных служащих по роду и месту их службы прямо вытекает из сфер государственно-служебной деятельности: государственный аппарат, военная служба. В соответствии с этим все государственные служащие подразделяются на две группы: служащие в государственном аппарате, военнослужащие. В свою очередь, можно проводить дальнейшую классификацию каждой из групп. Служащие государственного аппарата делятся по органам, в которых они трудятся: служащие в органах представительной власти, служащие в органах управления, судьи, работники прокуратуры и т.д. Военнослужащие подразделяются по видам и роду вооруженных сил (сухопутные войска, военно-морские силы и т.д.), в службах, к ним приравненных (внешняя разведка, погранслужба и др. структурах).

Классификация служащих по роду деятельности имеет непосредственное значение по учету контингента служащих, для определения соотношения между группами и государственного планирования подготовки кадров, нормирования и оплаты труда.

Перейдем к классификации государственных служащих по второму критерию - объему должностных полномочий.

Здесь прежде всего разделяют служащих по их роли в реализации функций органа (организации) и объему полномочий в общем виде, без детализации: а) руководители; б) специалисты (основной состав); в) вспомогательный персонал.

К первой группе ~ руководителям - относятся руководители органов, организаций и их структурных подразделений, их штатные заместители. В их задачи входит как непосредственное осуществление функций данного органа (организации, например, учебного заведения), так и организовать работу других двух групп.

К группе специалистов (основному составу - как по численности, так и по роли в реализации функций органа, организации) относятся служащие, которые реализуют функции и соответствующие полномочия лично и непосредственно: инженеры, техники, преподаватели, врачи, работники учетно-бухгалтерских подразделений и т.д.

К группе вспомогательного персонала относятся служащие, которые непосредственно не осуществляют функций и полномочий данного органа (организации), но создают условия для нормальной работы двух вышеназванных групп. Это секретари, работники делопроизводства и другие служащие.

Проведенная классификация государственных служащих имеет значение при наделении каждой из групп служащих, а также при разработке и утверждении организационных структур и штатов.

Продолжением классификации служащих по объему должностных полномочий является их разделение по признаку обладания в рамках должностных полномочий полномочиями распорядительного характера. По этому критерию служащие должны быть разделены на две группы: 1) служащие, наделенные полномочиями распорядительного свойства, т.е. полномочиями давать распоряжения, приказы, принимать нормативные акты и т.д. и 2) служащие, таковыми полномочиями не наделенные.

К первой группе в этом случае относятся руководители государственных органов и их структурных подразделений, руководители предприятий и учреждений и структурных подразделений в них, работники милиции и другие. В литературе и текущем законодательстве все эти служащие именуются должностными лицами. Обратимся к анализу правового положения должностного лица. В нашем государственно-правовом и административно-правовом законодательстве о службе нет пока общего определения должностного лица. Нет этого понятия и в Законе «Об основах государственной службы РФ», но в уголовном законодательстве (ст. 170 УК РСФСР) дается определение должностного лица применительно, естественно, к уголовной ответственности. Широко оперирует категорией должностного лица текущее законодательство по многим отраслям. Суммируя признаки должностного лица в административном праве и уголовном праве, можно выделить два признака должностного лица: наличие у него распорядительных полномочий или осуществление им хотя бы административно-хозяйственных функций (например, заведующий складом, другие материально-ответственные лица). Текущее законодательство относит к должностным лицам и лиц, не являющихся служащими, но наделенными на своем рабочем месте распорядительными полномочиями (бригадир строительной бригады, руководитель уборочного звена на сельхозработах).

Распорядительные полномочия должностного лица слагаются из многих конкретных действий, определяемых положениями об органах, должностными инструкциями, уставами по организации государственной службы и работы органов, законодательством об административной и дисциплинарной ответственности, нормами финансового и гражданского права, связанными с распоряжением финансами и имуществом.

Законодательство по охране безопасности и общественного порядка наделяет лиц, непосредственно охраняющих безопасность и порядок, званием представителя власти (работники милиции, военнослужащий, охраняющий общественный порядок и др.). Полномочия представителя власти носят не отраслевой (ведомственный) характер, а публичный, т.е. эти полномочия реализуются по отношению ко всем гражданам, независимо от места работы и профессии. Указанные полномочия реализуются не в производственных объединениях, а в государственно-территориальных и административно-территориальных образованиях. Законодательством определена специальная ответственность представителей власти за правонарушения, равно как и ответственность граждан, покушающихся на деятельность представителей власти.

Назад       Главная       Вперёд