Должность - категория, присущая
служащему, государственная должность -
государственному служащему. Она
предоставляется лицу - государственному
служащему - для выполнения возложенных на
служащего и государственную службу задач.
Новация Закона «Об основах
государственной службы РФ» в части
должности в том, что государственные
должности занимают не только
государственные служащие (лица категорий «Б»
и «В»), а и другие лица в государстве, т.е.
категории «А», которые, повторим,
государственными служащими не являются,
поэтому о них далее речи нет.
Должность, как одно из
государственных установлений, соединяет в
себе все основные элементы
организационного и правового статуса лица,
ее замещающего. Положение государственной
должности характеризуют:
- социальный статус (отношения
служащего с ниже-, равно-, и вышестоящими
лицами);
- организационный статус (должность
состоит в структуре государственной
организации, органа и составляет первичное
звено в них);
- правовой статус: по каждой
должности определяются круг полномочий (функций,
прав и обязанностей), основные формы и
методы их реализации, ответственность за
исполнение.
Следует различать порядок
учреждения должностей и порядок их
замещения.
В целях обеспечения единства в
наименовании должностей на
государственной службе, необходимого в
повседневной деятельности, их правовом
статусе, способах замещения
устанавливается единый централизованный в
государственном масштабе порядок
учреждения государственных должностей.
Должности руководителей высших и
центральных органов учреждаются
федеральным собранием, президентом,
правительством в рамках их компетенции. Все
другие должности учреждаются органом
управления по труду и официально
закрепляются в Реестре должностей
государственных служащих, исходя из
разделения должностей по видам
государственной службы. Учреждение
должностей в субъектах Российской
Федерации относится к их полномочиям.
Замещение же должности
заключается в приеме на данную должность
конкретного лица посредством одного из
организационно-правовых способов:
выборности, назначения, зачисления,
конкурса.
Каждая должность на
государственной службе имеет свой правовой
статус и форму его выражения.
Правовой статус должности
содержит комплекс должностных полномочий -
общий для всех должностей (или, по крайней
мере, многих) и для данной должности.
Правовой статус устанавливается в три
этапа:
а) основы правового статуса
определяется одновременно с учреждением
должности органом учредителем;
б) типовой правовой статус
определяется Реестром должностей
государственных служащих;
в) индивидуальный правовой
статус устанавливается по каждой должности
на основе типового соответствующим органом,
в котором состоит должность, или его
руководителем.
Правовой формой закрепления
правового статуса должности является закон,
например, Закон о милиции, другие правовые
нормативные акты, в которых закреплены, как
правило, типовые полномочия по одноименным
должностям. Конечным же актом, закрепляющим
правовой статус должности, является
должностная инструкция, которая не может
быть, как правило, типовой, а должна быть
индивидуальной по каждой должности в любой
организации, потому что объем работы и в
связи с этим должностных полномочий в
организациях оказывается нередко не совсем
одинаковым даже для одноименных должностей.
О видах должностей следует
излагать в связи с их большим количеством,
различными способами замещения и т.д.
Должности на государственной
службе разделяются на виды (группы) по ряду
оснований:
а) по видам деятельности в
государственных органах и организациях - в
государственном аппарате, в администрации
государственных предприятий и учреждений,
на воинской службе: в свою очередь, в каждой
из этих трех сфер государственной
деятельности различаются должности тоже по
видам, например, в государственном аппарате
- должности управленческие, контрольные и т.д.;
б) по масштабам действия - типовые
(большинство должностей) и индивидуальные (например,
руководитель структурного подразделения в
аппарате Администрации Президента РФ);
в) по способам замещения -
выборные, назначаемые, конкурсные,
замещаемые по зачислению; г) по замещению в
данное время - занятые и вакантные, по
признаку взаимоотношений государственных
служащих замещаемые ими должности
разделяются Законом на пять групп:
- высшие государственные
должности государственной службы (5-я
группа);
- главные государственные
должности государственной службы (4-я
группа);
- ведущие государственные
должности государственной службы (3-я
группа);
- старшие государственные
должности государственной службы (2-я
группа);
- младшие государственные
должности государственной службы (1-я
группа).
В заключение характеристики
должности можем в обобщенном виде сказать,
что, используя категории должности,
государство определяет место каждого
служащего в системе государственной
организации, т.е. взаимоотношения
замещающего данную должность лица с выше-,
ниже-, равностоящими лицами, его положение в
организационной структуре органа (организации)
и, наконец, полномочия, которыми служащий
наделен в соответствии с должностью.
Должность, таким образом, выступает
организационной формой, определяющей и
юридически закрепляющей основное
содержание административно-правового
статуса государственного служащего.
|