Актуальность, цели и задачи
данного реферата определены следующими
положениями. Форма правления всегда была и
остается стержневым элементом
конституционного устройства и вопросом
фундаментального исторического выбора для
каждой нации, ибо выбор формы правления
предопределяет во многом русло всего
дальнейшего политического развития, а
часто и судьбы демократии на целую
историческую эпоху.
Немцы - народ довольно верный
государству. В их политической традиции - в
противоположность либеральной западной
традиции - мало такого, что могло бы
побудить их проявить недоверие к сильному
государству, т.е. к сильной и дееспособной
исполнительной власти. И если поэтому
демократию можно сделать для немцев
приемлемой и впечатляющей, то лишь в такой
ее форме, при которой правит эффективная государственная
власть, заботящаяся о благосостоянии, а
также о спокойствии и порядке в стране.
Демократия ныне одобряется
огромным большинством немцев потому, что
удалось соединить авторитет государства с
демократическим порядком. Аденауэр,
довольно авторитарно правивший много лет
канцлер Федеративной республики, сумел
внушить немцам: демократия и
государственный авторитет,
демократическая свобода и твердое
руководство вполне хорошо сочетаются друг
с другом. Это решающим образом содействовало
укреплению демократического строя в
Федеративной республике, хотя некоторым
демократическим принципам (например,
праву на оппозицию и критику) придавалось
меньше значения, а зачастую они даже
вызывали к себе недоверие.
Для характеристики особой
структуры германской демократии уже в
ранние времена внедрилось понятие
канцлерская демократия. Оно, верно,
выражает то, что политическим центром
закрепленного Основным законом
Федеративной республики Германия
демократического строя является глава
правительства - федеральный канцлер.
Однако воплощение германской демократии в
канцлерской демократии вытекает не только
из государственной традиции, но и отвечает
процессу развития в других
демократических странах, где на долю главы
исполнительной власти тоже приходится
растущая часть государственной власти. Но в
то время как в Великобритании развитие в
силу изменившихся условий и растущих
задач государства почти автоматически
идет в направлении от правления кабинета
(Cabinet-Government) к правлению премьер-министра
(Prime-Mimsterial-Govemment), конструкция германской
канцлерской демократии зиждется на ряде
конституционных принципов, которые преднамеренно
осуществил Парламентский совет.
Парламент Федеративной
республики, благодаря избранию
федерального канцлера, является органом,
создающим верхушку федерального
правительства. Негативного большинства, которое
хотя и может свергнуть правительство, но не
в состоянии сформировать новое, больше быть
не должно.
Так немцы пришли к конструкции
исполнительной власти, которая целиком
ориентирована на федерального канцлера (принцип
канцлерства): его уже нельзяясвергнуть, а
можно только заменить путем немедленных
новых выборов (конструктивный вотум
недоверия). В этих обоих положениях (принцип
канцлерства и принуждение к немедленному
образованию нового правительства, если
старое не имеет более доверия большинства)
видят причину стабильности германских
правительств второй республики.
Рассмотрим подробнее, как обстоит с этим
дело.
|