On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

1. Введение

Актуальность, цели и задачи данного реферата определены следующими положениями. Форма правления всегда была и остается стержневым элементом конституционного устройства и вопросом фундаментального исторического выбора для каждой нации, ибо выбор формы правления предопределяет во многом русло всего дальнейшего политического развития, а часто и судьбы демократии на целую историческую эпоху.

Немцы - народ довольно верный государству. В их политиче­ской традиции - в противоположность либеральной запад­ной традиции - мало такого, что могло бы побудить их про­явить недоверие к сильному государству, т.е. к сильной и дееспо­собной исполнительной власти. И если поэтому демократию можно сделать для немцев приемлемой и впечатляющей, то лишь в такой ее форме, при которой правит эффективная го­сударственная власть, заботящаяся о благосостоянии, а также о спокойствии и порядке в стране.

Демократия ныне одобряется огромным большинством немцев потому, что удалось соединить авторитет государ­ства с демократическим порядком. Аденауэр, довольно автори­тарно правивший много лет канцлер Федеративной республики, сумел внушить немцам: демократия и государственный автори­тет, демократическая свобода и твердое руководство вполне хо­рошо сочетаются друг с другом. Это решающим образом содей­ствовало укреплению демократического строя в Федеративной республике, хотя некоторым демократическим принципам (на­пример, праву на оппозицию и критику) придавалось меньше значения, а зачастую они даже вызывали к себе недоверие.

Для характеристики особой структуры германской демокра­тии уже в ранние времена внедрилось понятие канцлерская де­мократия. Оно, верно, выражает то, что политическим центром закрепленного Основным законом Федеративной республики Германия демократического строя является глава правительст­ва - федеральный канцлер. Однако воплощение германской де­мократии в канцлерской демократии вытекает не только из государственной традиции, но и отвечает процессу развития в дру­гих демократических странах, где на долю главы исполнитель­ной власти тоже приходится растущая часть государственной власти. Но в то время как в Великобритании развитие в силу из­менившихся условий и растущих задач государства почти авто­матически идет в направлении от правления кабинета (Cabinet-Government) к правлению премьер-министра (Prime-Mimsterial-Govemment), конструкция германской канцлерской демократии зиждется на ряде конституционных принципов, которые предна­меренно осуществил Парламентский совет.

Парламент Федеративной республики, благодаря избранию федерального канцлера, является органом, создающим верхуш­ку федерального правительства. Негативного большинства, ко­торое хотя и может свергнуть правительство, но не в состоянии сформировать новое, больше быть не должно.

Так немцы пришли к конструкции исполнительной власти, которая целиком ориентирована на федерального канцлера (принцип канцлерства): его уже нельзяясвергнуть, а можно только заме­нить путем немедленных новых выборов (конструктивный во­тум недоверия). В этих обоих положениях (принцип канцлерства и принуждение к немедленному образованию нового правитель­ства, если старое не имеет более доверия большинства) видят причину стабильности германских правительств второй респуб­лики. Рассмотрим подробнее, как обстоит с этим дело.

Главная       Вперёд