Основной закон ФРГ признает
федерального канцлера главой
правительства. Хотя в его статье 62 сказано:
федеральное правительство состоит из
федерального канцлера и федеральных
министров, (что подчеркивает кабинетный
характер этого правительства), другие
положения конституции обеспечивают главе
правительства такое определяющее влияние,
что канцлер отнюдь не является в нем только
«первым среди равных» (Primus inter pares), а имеет
настоящие функции руководители:
1. Федеральный канцлер имеет
право предлагать федеральному президенту
федеральных министров для их назначения и
смещения; он может, следовательно,
определять персональный состав своей
правительственной команды. Однако при этом
он сильно зависит от пожеланий
правительственных фракций.
2. «Федеральный канцлер
определяет основные линии политики и
несет за это ответственность». Многократно
обсуждавшаяся компетенция канцлера
давать директивы обеспечивает ему
приоритет в принятии решений по всем
основным вопросам правительственной
политики. Он может в кругу членов правительства
обсуждать такие директивы со своими
коллегами, но не обязан учитывать их
соображения.
3. Соответственно этому, один
только федеральный канцлер является
адресатом вотума недоверия, выносимого
парламентом; только сам глава
правительства может просить парламент о
вотуме доверия. Таким образом, формальная
ответственность перед парламентом (включая
все ее последствия) лежит только на
канцлере. Если он свергнут или уходит в
отставку, вместе с ним уходят и все его
министры.
При образовании правительства
возникает, как правило, некая иерархия
соображений, которые вынужден учесть федеральный
канцлер:
1. Он должен вместе с партнером по
коалиции определить, сколько именно
министерских мест будет отдано главной
фракции и сколько - второстепенной. При
этом младший партнер по коалиции имеет шанс
быть сильнее представленным в кабинете, чем
в парламенте.
2. Затем федеральный канцлер
должен распределить между министрами
ведомства соответственно их важности.
Причем в большинстве случаев так
называемым классическим министерствам (иностранных
и внутренних дел, обороны, юстиции, финансов),
а также министерству экономики придается
большее значение, чем другим.
3. Глава правительства должен,
наконец, при его образовании соблюдать
определенное конфессиональное и
региональное распределение министерских
постов. Обязан он позаботиться и о том,
чтобы распределение ведомств, сильно
ориентированное на интересы отдельных
групп (например, сельского хозяйства,
экономики, труда и социальных вопросов), не
вызвало обиды у важнейших союзов интересов.
Внутри каждой фракции существует
небольшая группа руководящих лиц,
считаемых министрабельными, т.е. способными
занять пост министра. Однако критерии для
этого едва ли известны. Из этих «министрабельных»
лиц и должен выбирать канцлер, если только
интересы различных групп и союзов вообще
оставляют ему значительную возможность
выбора. По всем этим причинам кабинет, как
правило, не становится качественной
элитой руководящих политических деятелей.
Иногда в интересах самого главы
правительства делать министрами слабых, но
лично преданных ему политиков. Понятие «директивы
политики» точному определению не поддается.
Их можно понимать как направляющие линии
политики, своего рода общий план, который
федеральный канцлер со своим
правительством хочет осуществить. Его
министры обязаны подчиняться этим
директивным линиям правительственной
политики. Разумеется, они не являются
продуктом самовластья канцлера, а
вырастают из той общей политической
взаимосвязи, в которой действует
правительство, т.е. формирования воли правительственных
партий и их фракций, из соглашений между
фракциями разных партий (коалиционная
договоренность) и из правительственного
заявления, которое каждый новый канцлер
делает в парламенте при вступлении на свой
пост. Однако в повседневной рутинной
работе кабинета именно федеральный канцлер
в силу своей директивной компетенции может
расставлять акценты, а в силу своих
полномочий - определять основные линии
правительственной политики, оказывать
влияние на своих министров и дирижировать
ими. Директивная компетенция является,
таким образом, средством, позволяющим ему
однозначно взять на себя политическое
руководство правительством.
Для осуществления директивной
компетенции необходим соответствующий
организационный аппарат - ведомство федерального
канцлера. Это ведомство является
институциональным средоточием
исполнительной власти, а личным центром его
- сам канцлер. Ведомство служит канцлеру для
проведения в жизнь его директив, ибо, таким
образом в одном учреждении наилучшим
образом координируется вся информация из
министерств и для министерств, а также
готовятся решения кабинета и обобщаются
необходимые плановые разработки.
Ведомство федерального канцлера,
которым многие годы руководил статс-секретарь,
с 1969 г. - специальный министр, с конца 1972 г. -
снова статс-секретарь, а теперь опять
возглавляет министр, постоянно
увеличивалось. Оно лучше всего функционирует
тогда, когда его глава бескорыстно хочет
оказать канцлеру нужную помощь в принятии
решений, а его сотрудники поддерживают
самые тесные связи с отдельными министерствами,
тем самым обеспечивая хорошую координацию
правительственной работы.
Это не всегда бывало так.
Аденауэр имел в лице вызывавшего бурную
полемику из-за своего нацистского прошлого
статс-секретаря Глобке выдающегося в
административном отношении руководителя
данного ведомства. При канцлерах Эрхарде и
Кизингере это ведомство утратило значение
координационного и направляющего
инструмента. При Брандте и его министре Эмке
была предпринята попытка превратить
указанное ведомство в эффективный,
использующий самые современные технические
методы центральный правительственный
орган, помогающий канцлеру осуществлять
его директивную компетенцию.
Но попытка эта в общем не удалась.
Канцлер Шмидт вернулся к традиционным
административным формам руководства. Коль
действует так же.
Итак, конституция весьма охотно
предоставляет федеральному канцлеру
возможность держать свое правительство в
крепкой узде, но удастся ли ему полностью
использовать свою директивную
компетенцию, зависит в каждом отдельном
случае от его личности и особенностей
состава кабинета. Общественность Германии
же хочет иметь действительно правящего
канцлера, а не подверженного колебаниям
человека или просто маклера соперничающих
в кабинете интересов.
Тот федеральный канцлер,
которому удастся зарекомендовать себя и в
глазах общественности сильной и
всесторонне компетентной руководящей
личностью, а также мотором и контролером
всей правительственной политики, имеет
наибольшую перспективу повысить тот
канцлерский бонус, который на всеобщих
выборах население, как правило, запишет в
актив выдвигающей его правящей партии.
|